Об ожидании Пасхи

03.05.2025
Просмотры: 105

«Мы очень часто задаем друг другу вопросы: «а когда Пасха в следующем году?» Для нас важно знать эту дату не только для того, чтобы не пропустить ее, а скорее для того, чтобы услышать подтверждение – она обязательно будет».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители нашего любимого города Грозный, наши гости и паломники, в этот день Светлой Субботы, начавшейся удивительной, живой, всегда обновляющей наши внутренние силы Пасхи, я обращаю к каждому из вас слова этого вечно-живого торжества: Христос воскресе!

 Начавшаяся Пасха – это целое событие в жизни любого человека. Если кому-то может показаться, что Пасха – это календарное событие, которое празднуется в то или иное время, внешне это действительно имеет такие признаки. Мы очень часто задаем друг другу вопросы: «а когда Пасха в следующем году?» Для нас важно знать эту дату не только для того, чтобы не пропустить ее, а скорее для того, чтобы услышать подтверждение – она обязательно будет.

Мы живем самой сутью этой победы, которую Господь совершил, победив смерть, отдав эту победу каждому из нас. И через эту победу над смертью Господь подарил нам то, что не смогли подарить нам наши прародители – наследство рая, наследство жизни вечной.

Этот дар они утеряли после своего грехопадения, и уже не могли его найти ни в своем сердце, ни в своей душе, ни в своей крови, ни в своем отношении друг к другу. Они уже больше не могли передать это. Они передавали своему потомству похожесть друг на друга. Они передавали свои имена. Они передавали свои дома. Но они не могли передать то, что однажды было навсегда утеряно для человека – открытая дверь в Царство Божие. Они не могли передать ключа от этой двери.

И только Христос стал таким ключом и Своим Крестом, на который был поднят и который освятил Своей смертью, Он открыл двери рая. Когда мы задаем друг другу вопрос: «а когда Пасха?», это не календарный или временной интерес. Это, если хотите, какое-то испытание себя самих: а насколько я живу этой Пасхой, насколько я стремлюсь к ней?

Потому что эта победа стала самой важной точкой во всей истории человечества. Эта победа стала точкой возврата, когда двери рая вновь были открыты перед нашими прародителями, которых Господь туда ввел, и перед всяким, кто верует и исповедует Господа и Спасителя Христа.

Однажды Господь Адама не нашел в раю. Вернее, видел его и звал его: «Адам, где ты?». Да вот только Адам стеснялся объявить о себе. Да вот только Адам боялся сказать: «здесь Я, Господи», и покаяться в том, что оступился. Но Господь нашел Адама в аду и вывел его оттуда. Любящий Бог, Бесконечный Отец и Преданный Друг, Бог находит Адама даже в преисподней и выводит его из плена смерти.

И сегодня, когда мы совершаем пасхальные дни, мы наполняем себя этим прикосновением Божиим в нашей жизни, которая иногда похожа на кромешный ад: не видно горизонта будущего, настоящее иногда даже и видеть не хочется, на прошлое обернуться стыдно.

Бывает так, что и наша собственная жизнь становится вот таким преддверием мрака. Но и в этом преддверии, и в нашей жизни, какой бы она ни была, Бог прикасается к нам, как некогда прикоснулся к смерти. Смерть Его не одолела. Бог прикасается к нам, и наши грехи Его не могут одолеть. И наши страхи, и наши ошибки, и наши неправды не могут его одолеть. Он прикасается к нам, чтобы победить их – вот все это – и даже смерть в нас самих.

Поэтому мы так часто задаем вопрос: «а когда Пасха?», особенно тогда, когда уже так тяжко вздохнуть. Господи, когда же Пасха? И вот этот день, Его милостью, для нас наступил, и прославляя Пасху, мы надышаться ею не можем, наговориться о ней не можем, нахристосоваться всласть не можем. И сколько бы не говорили друг другу эти слова победного пасхального гимна «Христос воскресе», и отвечаем «Воистину воскресе», если еще раз прозвучит, еще живее и громче ответим. Потому что чем живее, чем жизненнее, чем решительнее, чем смелее мы отвечаем, тем больше этой благодатной воды в нас, как если бы мы расчистили исток горной речки. И тогда этот поток может утешить, утолить жажду многих и многих.

Сегодня – день Светлой Субботы, в который мы благословляем артос. И сейчас мы будем для всех вас его раздавать. Это особый хлеб, который освящался всю неделю в храме и был неотъемлемой частью богослужений. Это хлеб, напоминающий нам о том, что Бог никого из нас никогда не оставит без куска хлеба. Вот так и надо сохранить его в течении всего года. И когда тебе кажется, что совсем тяжко, и никто тебе кусок хлеба не подаст, возьми артос и вкушай его. И говори: «Господи, благодарю Тебя за этот Твой небесный хлеб».

Каждый раз в молитве «Отче наш» мы просим: «..хлеб наш насущный даждь нам днесь…» - как просьба о том, чтобы Бог дал нам все полезное для пропитания в этом дне. Но этот хлеб – артос – особенный, он пропитан пасхальной надеждой. Это хлеб Победителя, это хлеб Победившего, то есть Того, Кто победил. Это хлеб, как образ Самого Христа, Который и вырос, и созрел, и через крещенские воды прошел, как через закваску, и через огонь, через Голгофу, как через печь. И все вытерпел на Себе, и оставил Себя нам в утешение – хлеб Свой небесный.

И дай, Господи, чтобы эта начавшаяся Пасха, это начавшееся торжество победы над смертью, эта радость, которую небо подарило нам, это счастье, которое Господь явил нам, дай, Бог, чтобы оно в нас укоренилось и поменяло нас. Чтобы мы росли не на старых дрожжах, а на новом хлебе Пасхи. Чтобы вся наша вера, все наши поступки, все то, что заставляет нас что-то сказать или что-то сделать, было замешано не на старом квасе, а на новом, и давало бы новые плоды, обильные и добрые.

Молюсь о том, чтобы эта пасхальная радость была в каждом из нас, и принося добрые плоды, утешала и нас самих. И чтобы каждый раз, когда мы ждем и спрашиваем: «когда Пасха?», это было бы самой дорогой точкой нашей жизни, к которой бы мы стремились, как к месту нашей встречи с Ним, с Победившим смерть и Даровавшим нам жизнь вечную.

И, конечно, снова с радостью, с благодарностью, с доверием Богу к каждому из вас обращаю слова пасхальной радости: Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.

26 апреля 2025 года. Михайловский храм города Грозного.

105