О воспоминании любви

18.04.2025
Просмотры: 284

«Тайная Вечеря – это подаренная, удивительная надежда, это радость, которую Христос разделил со Своими учениками и которую Он навсегда запечатлел: «это творите в Мое воспоминание». И Я всегда буду с вами. И не однажды мы встретимся, а как только вспомните, так и увидимся. Как только ваша любовь коснется Моей, так и душа ваша наполнится Моей силой, благодатью».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодня – Великий Четверг, и мы вспоминаем Тайную Вечерю, за которой Спаситель Христос, собрав Своих учеников, впервые их причастил. Какие удивительные, какие трогательные слова Он им сказал. Это, - говорит, - творите в Мое воспоминание.

В нашей жизни есть очень много важных вещей, которые мы совершаем, памятуя о ком-либо. Эти важные вещи всегда наполнены не просто воспоминанием – как хорошо с этим человеком было. Эти воспоминания наполнены не только переживанием каких-то вместе пережитых обстоятельств, мест, которые мы посетили. Эти воспоминания наполнены большим. И когда мы вспоминаем такого человека в своей жизни, мы говорим, что вот тогда совершилось самое главное, благодаря чему я живу сейчас – я полюбил.

Когда Спаситель сказал эти слова Своим ученикам «творите это в Мое воспоминание», это не означало только лишь то, что теперь Его служение будет вне Его учеников. Это означало признание: Я тоже всегда буду с вами.

Это означало ещё большее признание: Я полюбил всех вас. «Творите в Мое воспоминание» – значит не просто вспоминайте слова, которые Я сказал, но живите этой любовью, которую Я разделил с вами. Не забрал с Собой, а разделил с вами. И вот воплощение этой любви – Тело и Кровь, которую вы вкушаете. Не как просто символ. Не как напоминание об этом сегодняшнем нашем вечере - сказал бы Спаситель. А как сила, которая всегда будет действовать в вас, как запечатленная Моя любовь. Все, что Я могу подарить вам – больше жизни, которую дал вам – это Свою любовь. Это Моя любовь - говорит Господь. Любовь, которая излечивает жизнь от смерти. Любовь, которая может от многого вас исцелить.

Сколько было людей обманутых. Сколько было людей преданных. Сколько было людей оклеветанных. Сколько было людей напрасно, незаслуженно страдающих. И все это казалось бесконечностью, которая упиралась в открытые врата смерти, и становилось бессмысленностью.

Пока Господь, и преданный, и оклеветанный, и Тот, Которого судили не потому, что был виновен, не сломал эти врата, которые не смогли вместить Его в объятиях смерти. Пока Господь не сокрушил эти врата, они так бы и оставались открытой пастью ада, пока Бог не сокрушил её, пройдя через боль всего того, что мы называем человеческой жизнью, пройдя не образно, а касаясь каждой грани, касаясь каждого острого угла, зла, которое выросло из человеческих сердец. Его дар, который мы теперь созерцаем, как воспоминание рождения этой самой любви, как рождение победы над смертью – это бесконечное сокровище и смысл нашей жизни.

И сегодня, вспоминая Тайную Вечерю, где был и предатель, где были и верные, где были трусливые и лживые, где были и настоящие, и смелые, мы вспоминаем это для того, чтобы в тишине, в благодарности, в сосредоточенности всех своих внутренних чувств, запомнить Того, Кто послужил нам.

И дальше Христос говорит ещё более трогательные и страшные, очень страшные, но, вместе с этим, спасительные слова: «когда вы вкушаете Мою Плоть и пьете Мою Кровь, вы возвещаете Мою смерть». Причащаясь, вы возвещаете Мою смерть. И самое страшное в этих словах, что возвещение этой смерти может стать началом и нашей собственной смерти. Поэтому апостол говорит: «когда вы недостойно вкушаете этого Дара, многие из вас болеют и умирают».

Возвестить смерть, вкусить Его Тела и Крови – это, значит, умертвить в себе грех, это, значит, умертвить в себе маловерие, отчаяние, умертвить в себе сомнение, неблагодарность, умертвить в себе страх. Возвестить Его смерть – это, значит, умертвить в себе ветхого, старого человека и совоскреснуть с Ним, с Богом и Искупителем новым человеком. Таинство Евхаристии, Причащение, к которому сегодня мы будем дерзать приступать – это таинство смерти, совершенное по любви.

Пусть же Его смерть не умрет во мне. Пусть же Его смерть не будет погребена во мне, в гробу моих прежних ошибок, поступков дурных. Пусть Его смерть не найдет в моей душе для себя смертное ложе: в моем бездействии, в моей лени, в моем безразличии и в моей безрассудности. Пусть Его смерть во мне победит меня, как некогда победила ад. Пусть Его смерть, вкушая которую, возвещая которую, через таинство Евхаристии, я воскресну своей душой, от прежнего восстану и изменю свою собственную жизнь.

Творите это в Мое воспоминание. И это не прощальные слова. Это слова радости встречи. Вот, Бог даст, приступим сегодня к Чаше и приступим к Нему. И не просто вспомним о том, что Он есть, а наполним свою жизнь Им как смыслом, единственным смыслом своей жизни.

И когда мы правильно говорим друг другу: «надо причащаться», мы так говорим просто потому, что за этими словами стоят намного большие, верные слова. Невозможно не любить Того, Кто полюбил нас даже до смерти. Невозможно не любить Того, Кто открыл нам двери жизни вечной, Того, Кто, пройдя сквозь зубы смерти, выломал их у ада. Невозможно не любить Того, Кто подарил жизнь. Впрочем, об этой любви ты можешь забыть и не вспоминать ее. Но тогда твоя собственная жизнь вернется в мрак смерти.

Тайная Вечеря – это подаренная, удивительная надежда, это радость, которую Христос разделил со Своими учениками и которую Он навсегда запечатлел: «это творите в Мое воспоминание». И Я всегда буду с вами. И не однажды мы встретимся, а как только вспомните, так и увидимся. Как только ваша любовь коснется Моей, так и душа ваша наполнится Моей силой, благодатью.

Дай, Господи, каждому из нас быть достойными причастниками. И не потому, что мы хорошо подготовились, а потому, что нам без этого просто не жить. Достойными не потому, что мы все знаем и все правильно сделали, а потому, что нам без этой истинной Пищи и Питья не быть утешенными.

Дай, Бог, нам достойно причащаться всю нашу жизнь. Чтобы, творя это воспоминание, и достигнув вечности, нам и там быть причастниками Его любви, которая дороже жизни, и цена Ей – Его Тело и Кровь. Аминь.

17 апреля 2025 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

284