О входе Господа в Иерусалим

17.04.2025
Просмотры: 183

«Вербное воскресенье – это самый печальный праздник. Праздник потому, что Он идет. Печальный – потому, что из-за меня».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В этот праздник всегда очень трудно найти слова, потому что событие евангельское, которое мы сегодня вспоминаем имеет две острых грани. Одна грань – это воплощение Божие, Его явление среди людей. Вторая грань – это Его Божество, которое поступает не так, как обычно мы готовы это видеть.

Каким мы себе представляем Бога? Вне всякого сомнения, мы себе представляем Его Всемогущим, для Которого нет ничего невозможного. Мы представляем Его таким, что даже весь ум не может вместить. Можем ли мы представить Его молчаливым? Можем ли мы представить Его кротким, тихим? Можем ли мы представить Его едва заметным? Да, мы сами люди такими почти не бываем. Можно ли себя таким представить, что уж там браться за сравнение Бога?!

Можно ли себя представить тихим, кротким, смиренным? Ну, разве что на очень короткое время, когда ты заболел и прикован к постели, или когда тебя ищут, чтобы взять и наказать, и тогда ты прячешься, тогда ты готов быть посмешищем, залезть хоть в шкаф, хоть под кровать. Можешь ли ты себя представить, тем более таким кротким, смиренным ради другого человека? Ну разве что только для того, чтобы что-то у него взять для себя, так искренне, заискивающе смотреть в глаза, чтобы что-то для себя приобрести. Я имею в виду для человека, который тебе совершенно не знаком.

Сегодняшний праздник – это не представление только себе, в своем уме, изображение этого образа, это видение Христа, Воплотившегося Бога, смиренно въезжающего на осленке в Иерусалим. Человека, который идет не для того, чтобы услышать тысячу «спасибо» и взять человеческую власть в Свои руки. А Человека, Который идет, чтобы сказать единственные слова на Кресте: «прости им, Боже, не ведают, что творят». И закрыть на Кресте Свои глаза, чтобы, не видя этот мир людей, увидеть ад. Впрочем, победить его и вернуть эту победу миру людей.

Когда Спаситель выезжал в Иерусалим, то люди собрались, чтобы, в том числе, и увидеть того, которого Он накануне воскресил из мертвых, Лазаря Четверодневного. И это все привело в ужас, с одной стороны. С другой стороны, породило множество надежд: ну, если Этот, Который поднимает умерших людей от мертвых, встанет во главе всех нас, тогда Он наведет порядок. Ведь так хочется, чтобы сила, которая наводит порядок, была снаружи.

Как это ни парадоксально звучит, но жажда правды, жажда справедливости, жажда настоящего всегда чаще всего распространяется вокруг себя. Ведь несправедливость мы чаще видим вокруг, а не в себе. Неправду, ложь, грубость, жестокость, подлость, предательство, алчность – все что угодно – мы видим чаще вокруг.

Никто еще не подошел друг к другу и не сказал: «знаешь, я увидел в себе нечто ужасное и мне стыдно». Чаще, подойдя друг к другу, мы скажем: «а ты видел вот этого? а вот эту ты видел? а, что скажешь?»

Христос видел всех. И о каждом знал. Потому что Бог есть Сердцеведец. И Ему открыты сердца каждого человека. Как и сейчас Он видит сердце каждого из нас. Вот прямо в эти мгновения этих слов Он смотрит прямо в душу мою и видит, что в ней. Но не усмехается, не отворачивает Своего лица, не изменяет Своего вида, делая вид, как будто бы не знает меня, не гнушается меня. Не мстит. Не карает. Все еще надеется и бесконечно любит.

Всемогущий Бог – причина всей жизни, Тот, Который сотворил мир видимый и невидимый, служит Своему творению. Входя в Иерусалим, и видя это народное ликование, Он опять не оправдает надежд. Опять не оправдает надежд. Ведь многие так надеялись, что именно Он станет царем Израиля и Он наведет-таки порядок. Но Он останется Отцом и Другом, Богом и Человеком.

И самое главное – Царство, которое Он будет искать, это то Царство, о котором мы читаем в Евангелии: «Царство Божие внутри вас». Он будет искать Свое Царство не на престоле, а в сердце человека. Он будет искать царство не в великолепных замках и дворцах, а в простой человеческой душе.

Там Он будет искать Свое Царство.

И если воцарится там, то великое благо тогда. Но чтобы отыскать это царство, Он идет забрать Себе то, что не принадлежит человеку. Он идет умирать. Любовь никогда не кричит перед собой. Она никогда перед собой не расталкивает локтями себе дорогу. Любовь никогда не кичится, не превозносится, не гордится. Любовь не ищет своего, не завидует. Любовь все, что может – быть, и чтобы быть в другом – умереть за другого. Это удивительное свойство. Она переходит в другого через то, что для нас является самым страшным порогом – порогом временной смерти.

Потому что настоящая любовь – это жизнь. А там, где жизнь, там смерти нет. А чтобы ее не стало, ее нужно пережить. Бог-Любовь идет на вольные страдания, чтобы этой Своей любовью необъяснимой, любовью, которая не ищет своего, а радуется правде и истине, войти в нашу жизнь, в души и сердца каждого из нас.

Вербное воскресенье – это самый печальный праздник. Праздник потому, что Он идет. Печальный – потому, что из-за меня. Это, как если бы отец оттолкнул своего сына от пропасти и сам встал в полный рост перед врагом, лишь бы только жил сын. Он будет жить. Но всегда будет помнить этот последний шаг своего отца. Лишь бы только они жили. Лишь бы только они были бы любимы и верили Мне. Лишь бы только их вера сделала их счастливыми.

Возможно, и так думал Господь, когда смиренно и молчаливо входил во Иерусалим. И слышал, как кричали дети: «осанна в вышних! благословен Грядущий во имя Господне». Лишь бы только жил ты. И знаете, эти слова сейчас Он словно говорит каждому из нас: лишь бы только жил ты. Лишь бы твоё сердце было трепетным. Лишь бы твоя душа была полна света. Лишь бы ты любил. А Я всегда буду любить тебя. Заслонить собой от смерти может только любовь. Хотя нам и приходится проходить временные врата разлучения души от тела. Однако же, теперь, веря в Того, Кто победил смерть, мы не разлучимся от Него. Как восклицает апостол: «ничто не разлучит нас от любви Божией, даже смерть не разлучит».

Христос идёт на страдания. Страдания, которые Он не заслужил. Но страдания, к которым ведёт Его любовь к нам, столько пострадавшим от унижения диавола, столько пострадавшим от греха и страсти. Он идёт к нам, чтобы эти страдания перестали быть частью нашей жизни, силой её. Чтобы отнять то, что нам не принадлежит: нелюбовь, неправду, саму смерть.

Как же сегодня прожить этот день? И о чем же обязательно нужно подумать и что нужно решить? Это решать каждому из нас. Но мы должны помнить о том, что Он сейчас проходит так близко ко мне. И, кстати, взяв в руки веточки вербы, мы этим напоминаем себе – Он так близко, так рядом. Он это делает ради меня.

Господи, ради меня Ты воплотился и принёс Себя в жертву, чтобы смерть больше не обманывалась своей добычей. Чтобы, однажды обманувшись, взяв Тебя, она поперхнулась бы навсегда, и не смогла больше никого взять в вечные свои объятия. Господи, Ты идёшь, потому что любишь. Господи, Ты идёшь, потому что любишь.

Помоги, Господи, и мне полюбить Тебя всем своим сердцем и всей своей душой, всем умом, всем своим естеством. Помоги, Господи Милосердный, этой любовью встать и пойти, как некогда Лазарь из гроба вышел, так и мне выйти из мрака своего прошлого. Ты идёшь, Господи, туда, где победишь смерть. Господи, я с Тобой.

И пока Ты будешь побеждать её, эту проклятую смерть, дай, Господи, мне сил победить мой эгоизм, собственную гордость, победить собственные обиды, победить собственное лживое мнение о себе, победить нелюбовь к другим, их постоянное осуждение, победить в себе вот это шипение змеи, победить в себе лукавство, неправду.

Дай, Господи, сил и мне на эту борьбу, битву, потому что Твоя победа дает мне смысл и моим победам. Если есть жизнь вечная, и Ты, Господи, — значит и сейчас нужно жить достойно Твоего образа и подобия, достойно Твоего имени. Благословен Грядущий во имя Господне. Бог Господь, и явися нам. Аминь.

13 апреля 2025 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

183