О плаче Адама

07.03.2025
Просмотры: 425
О плаче Адама О плаче Адама

«Покаяние — это тогда, когда ты, наконец-таки, для себя со всей очевидностью и силой понял – Кто может сделать тебя счастливым, любовь к Кому может сделать тебя счастливым, когда ты ненавидишь то, что противно любви Божией, и любишь через поступки, через свою волю то, что радует Отца, обнадеживает Друга, что восхваляет Создателя и Творца».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Созданный любовью Адам преступил заповедь Божию, и вместе с Евой оказался вне рая. Можно только представить себе, какие бывают у человека чувства, когда он сталкивается с новой реальностью. И этой его реальностью стала жизнь, которая через адамов грех сама в себе изменилась.

Не только Адам потерял общение с Богом, и не только его душа лишилась общения в раю с Создателем, но вся природа изменилась. Изменившаяся природа человека стала следствием и изменившейся природы вокруг него.

У святителя Иоанна Златоуста есть удивительная мысль. Он говорит о том, что все, созданное Богом, имеет между собой единство. И, ходя все создано порознь, но все связано как одно творение. Став разрывом в этом творении, через свой выбор изменяется и первый человек, изменяется и творение вокруг него. Сотворенный бессмертным он приобретает смертность. Бессмертной остается только та часть его, которая имеет особое вдохновение – душа. Вместе с этим, все вокруг него ожесточается, и сам Адам приобретает болезненность.

Теперь, - слышит он, - в поте лица своего будешь зарабатывать свой хлеб. Это не кара. Это не возмездие. Это следствие утраченного целого. Это следствие приобретенного греха. Это не месть Создателя. Это последствие того, что, сделав выбор, Адам познал, что такое свобода. Оказывается, сила свободы заключалась в том, чтобы быть свободным от сомнения, свободным от нелюбви, свободным от греха. Нарушив слово, данное Богом Адаму при сотворении, он эту свободу использовал не для того, чтобы противодействовать греху, а сделал этот грех частью своей жизни.

Но отчаяние и уныние, разочарование не успели поселиться в сердце Адама, потому что он услышал обетование от Творца, что придет Тот, Кто в Себе исправит этот самый страшный и жесточайший разрыв, который произошел через Адама. Адам стал началом греха, но придет Новый Адам, Который исправит этот грех в Себе Самом, как истинный человек.

Потерявший рай Адам теперь учится жить надеждой. Потерявший любовь Адам теперь учится жить молитвой. Потерявший общение с Другом, с Создателем, с Творцом и с Богом Адам, не отчаиваясь, теперь начинает жить любовью к своему Создателю. И эта любовь вызывает в Адаме новое чувство, состояние, которое теперь стало наследием и нашим – покаяние в своих грехах.

У Василия Великого есть такие очень трогательные слова. Он пишет: «покаяние – это не тогда, когда ты говоришь: «прости мне, Господи, я согрешил», а когда ты обнаружил в себе грех и, по слову псалмопевца, возненавидел его».

Покаяние – это ненависть к тому, что не твое. Грех не является частью тебя, как творения. Порок, страсть не являются частью тебя, как творения. Бог не сотворил нас с грехом и с изъяном. Он сотворил нас совершенными. Грех был привнесен в нашу природу от первородного, как проклятие, и тех, которые мы совершаем сами. Покаяние — это возненавидеть то, что не твое.

Быть испуганным, быть пораженным, быть уязвленным – хотя эти чувства мы испытываем, но они не наши изначально. Это то, что привносит в нас наша свобода, когда делает выбор между правдой и ложью, между светом и тьмой.

Адам оплакивает, как и каждый сын Адама, как и каждая дочь Евы, свой грех. И говорит: «Боже, это не принадлежит мне, я ненавижу это». И как только ты возненавидишь грех, он начнет от тебя отступать. Как только ты исследуешь себя и увидишь, что ты полюбил грех, он будет в тебе царствовать. И хотя ты не его, но он будет владеть тобою, как рабом.

Вспомним многострадального Иова. Хотя и много страдал, и диавол укорял Создателя и говорил Ему: «отдай мне его жизнь и посмотрим, как он прославит Тебя». Создатель ответил ему: «можешь всего коснуться его, но не касайся его души, она Моя».

У блаженного Августина есть такие замечательные и трогательные слова: Бог создал нас для Себя, и метется душа наша, пока не успокоится в Нем».

Покаяние — это тогда, когда ты, наконец-таки, для себя со всей очевидностью и силой понял – Кто может сделать тебя счастливым, любовь к Кому может сделать тебя счастливым, когда ты ненавидишь то, что противно любви Божией, и любишь через поступки, через свою волю то, что радует Отца, обнадеживает Друга, что восхваляет Создателя и Творца.

У Преподобного Исаака есть слова, когда он пишет и говорит своим ученикам: когда ты осуждаешь грех другого человека, когда ты осуждаешь грешника, ты лишаешься покаяния. Адам никого не судил в своей жизни и за свою жизнь. И не потому, что он был только один. Ведь Бог дал большое потомство нашим прародителям, которое населило всю землю. Но всегда осуждение кого бы то ни было является противным покаянию как исповеданию настоящей любви.

Адам не судил ни свою жену Еву, которая дала ему плод, хотя и честно признался о том, как все было в раю, когда его спрашивал об этом Творец. Уже там, находясь за оградой рая, в новой своей жизни, принося покаяния, он понимал, что все это в его жизни начавшееся противно ему. И с этой болью он и жил.

Покаяние сильно тогда, когда ты его строишь на том и на той правде, в которой ты видишь себя без всякого оправдания. Как если бы ты пришел к доктору и стыдился, скрывая свои раны, говорил бы ему неправду о своей болезни, о том, что ты чувствуешь, о том, как ты ощущаешь в себе эту болезнь. Этой неправдой ты сделал бы себя неисцеленным. А когда ты правдиво открываешь ему свою болезнь и говоришь о ней, он знает, какое лекарство надобно дать тебе, чтобы избавить от этой болезни.

Адам всю свою достаточно долгую жизнь по-настоящему оставался счастливым тогда, когда плакал об утерянном рае. И это счастье ему было даровано не от тоски, не от воспоминаний, не от сравнения – вот было тогда, и стало теперь. Нет. Это счастье плача о рае ему возвращало блаженство общения с Богом.

Кающийся словно лежит на груди у Бога. Плачущий, омывающий свои грехи своими слезами, - как святитель Иоанн Златоуст говорит, - словно губкой вытирающий в книге жизни свои скверные дела, может слезами свою книгу сделать чистой.

Кающийся, тот, кто приник к Его груди, и в этой груди слышит то, что однажды, кающийся в слезах услышал апостол Петр: «любишь ли ты Меня?» - «Да, Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя», - отвечал ему апостол. «Любишь ли ты Меня, Адам?» - «Да, Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя», - отвечал Ему Адам.

«Любишь ли ты Меня?» - говорит мне сегодня Господь. И дай, Бог, нам смелости, мужества, честности и решительности, омывая свои грехи в покаянии, сказать Ему: «Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя». Аминь.

4 марта 2025 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

425