«Каждый из нас должен это знать, что мое непрощение – это обида на Бога. И скажу больше. Даже тот человек, который становится передо мной такой непреодолимой стеной, которого я не могу простить, всего лишь для меня оправдание моей нелюбви к Богу, моей неблагодарности к Нему».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Это особенный воскресный день перед началом Великого поста. И особенный он оттого, какую верную, если бы мы были большим хором, ноту задать себе в этот день. Ведь всегда самым памятным остается последнее.
Мы вспоминаем о своих родителях, вспоминая нашу последнюю встречу, последний разговор, о своих друзьях, о своих родных и близких. Да, и по отношению к кому-либо другому мы тоже всегда отталкиваемся от того, что было в последний раз.
Перед началом Великого поста наша Церковь сохранила трепетную традицию Прощеного воскресенья, которая была взята из древних монастырей, из которых на время Великого поста уходили подвижники в пустыню, чтобы там в одиночестве проводить время своей молитвы.
И они от всей силы своей надежды, своей любви, своей веры прощались друг с другом. Потому что каждый из них знал, что они могут больше и не увидеться. Дикая пустыня была очень опасной, и не только дикими зверями, но и разбойниками, перед которыми жизнь человеческая мало, что стоила. Они прощались друг с другом так, что ожидали этой встречи, если не здесь, не в этом мире, то в вечности. Они прощались, чтобы встретиться.
Прощеное воскресенье – это день, который так отчетливо напоминает нам о скоротечности жизни и о том, что не все в наших руках. Вот так в течение долгого времени есть много вещей, которые мы откладываем на потом – еще успеем. Но крайне редко задаем себе честный вопрос: а успеем ли? Да, даже дело не в этом вопросе. А дело в другом – в том, что ты носишь в своем сердце.
В сегодняшнем Евангелии прямо говорится, что, где будет ваше сокровище, там будет и ваша душа, все ваше внутреннее, вся ваша жизнь там будет. Что за сокровище ты носишь в своем сердце? Отложенные добрые дела, поставленную на паузу дружбу, охладевшую любовь, очень разгоряченное чувство обиды, боли, непрощения – что ты носишь в своем сердце? Вот что будет последним, когда, представ пред Создателем, я скажу Ему с горькой обидой: в последний раз я уже не вспомню, когда любил, в последний раз я уже не вспомню, когда прощал, когда доверял, когда это было в последний раз.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что все наше вот это собранное, внутреннее, отложенное, настоящее, человеческое делает нас как бы ущербными людьми, потому что эта ущербность начинается с нашего непрощения и с нашей нелюбви. Если вы - говорит Господь - не простите от сердца прегрешений тем, кто согрешил против вас, то и вам не простится.
Всегда это так звучит понятно, ясно, просто. Однако сколько раз мы к этому простому добавляем свое «но»! Но если разобраться, ну как можно? Ну, разве такое можно простить? Разве такое можно забыть? Но. Если. Я всегда был таким, а со мной вот так. Непрощение – это обида на Бога. И каждый из нас должен это знать, что мое непрощение – это обида на Бога. И скажу больше. Даже тот человек, который становится передо мной такой непреодолимой стеной, которого я не могу простить, всего лишь для меня оправдание моей нелюбви к Богу, моей неблагодарности к Нему.
Потому что, если бы мы, каждый из нас, был бы благодарен Ему за Его бесконечную, иногда кажется такую непонятную любовь, в которой Он каждому даёт шанс не просто нового дня, а каждому даёт шанс нового человека. Если бы мы этот шанс использовали в своей жизни, и если бы были благодарны Ему за это, тогда все остальные обидчики показались бы совершенно незначимыми в моей жизни.
В сегодняшнем Евангелии мы, слышим призыв Спасителя Христа о прощении, о том, что прощение открывает и нам милосердную руку Божию, а непрощение оставляет нас одинокими, [и это]отвечает нам на вопрос: почему же иногда бывает так горька моя жизнь? Почему же, как в душной комнате, я иногда захлёбываюсь в ней? Непрощение. Непрощение – это тогда, когда ты выдохнул, а вдохнуть не можешь. Потому что, чтобы вдохнуть, ты должен вобрать в себя то, что находится вокруг тебя. А вобрать это ты просто не можешь. Ведь ты просто не можешь не замечать тех, кто вокруг тебя. Ты не можешь бесконечно отворачиваться от всех в обиде, в злобе, в досаде, в горечи. Тогда ты не вдохнёшь. Вот отсюда и вся отдышка тяжелая нашей жизни. И эта обида на Небо становится тяжёлым камнем на груди, которой трудно подняться для вдоха. Если вы от своего сердца не простите, тогда это непрощение станет вам судьей.
Ты всю жизнь можешь жить и думать, что ты прав в своей ненависти, что ты прав в своей обиде, что ты прав в своей горечи, в своём призрении к другому человеку, что ты все сделал правильно. Но сделается ли твоя жизнь от этого счастливее? Сделается ли твоя жизнь от этого спокойнее? Сделается ли твоя жизнь от этого увереннее? А еще и в том, что твоя правота оставляет тебя совсем одного под этим небом. А правота Божия, она, не в том, кто виноват и кто прав, она в том, кто больше любит. Кто больше любит, тому и простится больше. Святитель Иоанн Златоуст однажды сказал очень удивительные слова. Поистине, - говорит, - достигает тот величины Бога, кто может простить своих обидчиков – уподобляется Богу.
Этот день, он не один из. Этот день напоминает нам, что он может быть самым последним. Он напоминает нам о том, что впереди расставания, которых не избежать. Но страшно, когда в этих расставаниях мы вырываем часть жизни, души, сердца, ума других людей. Чтобы этого не было и нам не жить с этими вырванными частями, покрывая их своими обидами и ссорами, нам нужно оставаться целостными, простить.
Не потому, что заслужил и не потому, что так надо. А потому, что, когда я приду к Нему, к Создателю и Отцу, Он мне задаст единственный вопрос: а что ты сделал последнее? И если правда моей жизни ответит Ему: напоследок я простил. Тогда Он скажет: и Я тебя прощаю за многие и многие твои поступки. Потому что сумевший победить обиду на Бога, (ведь непрощение именно таково), достоин Его божественной любви, Отца, Создателя Искупителя и Друга.
Сейчас за Божественной литургией давайте горячо, вот изо всех сил, как если бы нам, выйдя из этих дверей храма, предстояла впереди пустыня, а иногда так и есть пустыня жизни, вот от всего сердца, сколько можем верить, понимая, что возможно, уже теперь и сейчас предстанем пред Божиим судом, скажем на этом человеческом суде самые сильные, самые высокие слова, которые только могут быть: «ты прости меня, Господи», «ты прости меня, мама», «прости меня, отец», «прости меня, мой сын или моя дочь», «прости меня, мой друг или моя подруга», «ты прости меня, потому что жить обидой – не жизнь, жить ссорой – не жизнь». Даже если не хватит мужества или обстоятельства не позволят это сказать прямо в глаза, скажи это искренне в своем сердце.
Ну, и самое драгоценное, помолимся о том, чтобы и наше сердце, при произношении другого имени больше не обливалось кровью, чтобы наше сердце больше не сжималось от боли, от непрощения. Дадим ему вздохнуть. Простим. И пусть оно бьется столько, сколько Бог даст ему, но бьется смело, решительно, бьется с надеждой, с любовью, бьется не напрасно. И да дарует нам Бог мужества. Аминь.