«Молитва должна быть как признание. И образом этой молитвы пусть для каждого из нас будет та молитва, которую Господь подарил нам – «Отче наш». Пусть она всегда звучит в наших умах, в наших сердцах и в самые тяжелые моменты испытаний, и в моменты нашей радости. Пусть она звучит всегда и неоднократно в течение всего дня. И как только есть внутренняя потребность в молитве, пусть она первая окажется на наших устах».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, прежде всего, я хотел бы поздравить всех нас с нашей соборной молитвой. Поздравить, потому что собраться вместе и прославить имя Господа и Спасителя Христа для каждого христианина – это самая важная, самая удивительная и бесконечно вдохновляющая внутренняя сила к тому, чтобы в своей обычной жизни нам оставаться людьми, способными и надеяться, и любить, и верить. Соборная молитва всегда является, мы верим в это исполнением слов Христа Спасителя, Который говорит нам о том, что, «когда двое или трое собраны во имя Мое, то и Я посреди вас».
И мы, несомненно, верим, что Господь сегодня посреди нас, и в Своих Святых Тайнах соединяет нас в пространство одной Своей Церкви, в Свою отцовскую любовь, и каждому из нас дарует просимое. И в ответ на наши просьбы, в ответ на наши ожидания, на наши переживания Господь всегда говорит нам Своим словом. И это слово – Священное Евангелие, которое мы слышали за Божественной литургией.
В сегодняшнем Евангелии Христос говорил, поучая нас о том, какой должна быть наша молитва. Она должна быть немногословной. Она должна содержать самые главные переживания, которые и могут содержаться в сердце верующего человека, в сердце человека любящего.
Мы нередко так говорим другим людям: «если бы ты действительно меня любил, ты бы сказал так» или «если бы ты действительно был бы моим другом, ты бы сказал вот так». И Христос дал нам правило того, что должно говорить сердце и душа верующего человека. Он дал молитву «Отче наш». В этой молитве есть все те переживания, которые могут в сердце верующего человека, исходя из него, достичь самого Неба.
Это, если хотите, правило молитвы. Ведь Сам Господь эту молитву дал. Так она и называется – молитва Господня. И каждый раз, когда она звучит в наших устах, мы повторяем тот бесценный, драгоценный дар, который дал нам Христос Спаситель.
Мы повторяем Его слова. А значит, вслед за Его словами, мы и умом, и сердцем, и всей своей жизнью возносим себя к престолу Самого Бога. В этой молитве, и о ней Господь говорил: «не будьте многословны, как некоторые думают, что в многословии своем могут быть услышаны».
Молитва, как признание, должна содержать всего лишь несколько, но самых смелых, главных и живых слов. Молитва, как признание, не может быть долгой и бесконечной. Она не может содержать объяснения, пояснения, уточнения. Она может содержать только самое главное.
В основе этой молитвы – прославление имени Того, Кто подарил нам нашу жизнь и обращение к Нему, как к Дающему все в нашей жизни. И основа этого обращения – Его любовь, которая всегда питается из того, как любим мы. И остави нам долги наша, якобы же и мы оставляем должникам нашим. В этой молитве мы всецело доверяем промыслу Божиему и верим, что все случающееся в нашей жизни не является для нас тем, о чем просим. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Нередко многие обстоятельства своей жизни мы так по привычке и называем: вот искушение. Но тогда мы не всегда верим в слова молитвы «Отче наш». Потому что Господь не вводит во искушение никого. Сам искушаем может и тем, кто искушаем помочь, - говорит нам Евангелие. Но мы сами нередко на себя навлекаем всякие искушения тогда, когда не избавляемся от лукавых мыслей, от лукавых подозрений, от лукавого непрощения, от лукавых обид, когда мы не избавляемся от своей собственной надменности, гордости, уверенности в своей собственной правоте. Когда мы не избавляемся от лукавого, то бываем и искушаемы.
Молитва должна быть как признание. И образом этой молитвы пусть для каждого из нас будет та молитва, которую Господь подарил нам – «Отче наш». Пусть она всегда звучит в наших умах, в наших сердцах и в самые тяжелые моменты испытаний, и в моменты нашей радости. Пусть она звучит всегда и неоднократно в течение всего дня. И как только есть внутренняя потребность в молитве, пусть она первая окажется на наших устах.
И особенно это евангельское слово полезно всем нам в начале Святой Четыредесятницы, в начале Великого Поста. Вот Господь нам дал некую тропу, по которой нам стоит пройти все время Святой Четыредесятницы – с молитвой «Отче наш» на устах и в своем сердце, с прославлением Небесного Отца, с доверием Его промыслу, с просьбой о прощении взамен того, как мы прощаем, с просьбой о милости взамен того, как мы боремся со всякими искушениями.
Дай, Господи, время поста, как время нашего признания и своих ошибок, и своих промахов, и своих пустых надежд, признания и в своих слабостях и немощах, признания и в своей любви к Богу, к тем, кто рядом, признания и в своей благодарности к Богу и к тем, кто рядом, признания и в своей надежде на милость Божию.
Дай, Бог, чтобы время Великого Поста было временем добрым, искренним, смелым, временем решительным и настоящим временем. Аминь.