««Приблизилось Царство Небесное» – это, значит, есть выход, а покаяние – это путь к этому выходу».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В сегодняшнем Евангелии апостола и евангелиста Матфея мы слышали о том, что после того, как Иоанн Креститель был пленен, Спаситель вышел на проповедь, и самые первые слова, которые Он говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Вообще, для некоторого человека эти слова могут звучать как некоторое грозное предупреждение: мол, все, конец, и пора что-то перед этим концом сделать настоящее.
И надо честно сказать, что чаще всего мы о каких-то самых важных делах задумываемся не тогда, когда у нас есть сила к этим делам, а чаще всего происходит ровно наоборот: в больницах, во время тяжелых обстоятельств, в гонениях, в неправдах, в скорбях мы начинаем задумываться о каких-то самых главных вещах. Когда этого нет, чаще всего о самом главном мы не думаем.
Мы думаем о том, что мне хочется. А в болезни ты думаешь о том, что тебе полезно, что тебе надо, а не хочется. Слова Спасителя Христа: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» — это не слова о том, о чем можно было бы подумать изначально, сказав, «ну, все, пришел конец, это последняя точка моей жизни».
Нет. Святитель Иоанн Златоуст на эту тему так и говорит: «посмотрите, какая радостная проповедь и первое слово Христа». Христос не проповедует до тех пор, пока Иоанн Креститель был на свободе. Но что говорит Иоанн Креститель? И порождение ехидны, и «огонь, и возмездие, и наказание. Его проповедь, как пламенеющее, громаднейшее до небес пламя, что называется, сжигало вокруг, заставляло людей со страхом думать о своем настоящем или о своем будущем.
Проповедь же Христа не такова. И не потому, что Христу нечего сказать людям. Нет. Проповедь Христа такова, какова и природа Его, ибо Господь пришел на землю не для того, чтобы погубить, но для того, чтобы спасти. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное – это радостное время освобождения. Это то же самое, как если бы зашел в палату доктор твой лечащий и сказал тебе: «собирайся, пришло время, ты теперь оставишь эту палату и вернешься к себе домой». Приблизилось твое Царство Небесное – то есть то место, где для тебя радостно, то место, которое наполнено радостью, дышит радостью, то место, которое не дарит плена, а освобождает. Палата пленит, а дом свободит.
Так и в этих словах Спасителя Христа: «приблизилось Царство Небесное» — это, значит, тот всякий человек, кто уверует во Христа, выйдет из этой тяжелой палаты своей жизни, из пещеры своей боли, из подвала своих страхов. «Приблизилось Царство Небесное» – это, значит, есть выход, а покаяние – это путь к этому выходу.
Что же само тогда покаяние означает? О каком покаянии говорит нам Спаситель Христос? Он говорит нам о состоянии души, которое готово все прежнее бросить ради настоящего. И чтобы понять это состояние, хоть сколько-нибудь его почувствовать, каждый из нас может вспомнить, когда, занимаясь обычными хлопотами своей жизни, которым, как кажется, нет конца, вдруг слышит, что самый близкий и самый дорогой человек уже на пороге дома. Просто все бросает и бежит встречать.
Просто все бросает. Вот все, чем занимался и навстречу к этому долгожданному и очень важному в своей жизни, солнечному, дарящему надежду визиту, к этому человеку. Покаяться – это не означает все успеть доделать, все успеть досказать, все успеть до решать, до отомстить, до наказать, до указать и все прочее. Покаяться – это, значит, бросить это все: бросить эти свои обиды, страхи, сомнения, бросить этот нынешний свой ритм жизни, в котором ее, если говорить о жизни, как о некотором произведении, то для этого произведения задают тональность невысокую, не чистые ноты, какие-то полутона, все мои недосказанности, недоделанности, недорешимости. Покаяться – это, значит, бросить эту партитуру прочь от себя и больше не прислушиваться к этим самым ложным полутонам, от которых настоящую песню любви и свободы не спеть.
«Приблизилось Царство Небесное» – эти слова Спасителя Христа говорят нам еще об одном удивительном свойстве. Бог не стоит на месте. Он не ждет нас в какой-то точке. Если кому-то может показаться, что с Богом мы встретимся тогда, когда мы дойдем до крайней точки своей зримой жизни, до последнего своего шага, и там, переступив могилу, мы встретимся с Ним – очень ошибается. Не просто ошибается, а жестоко обманывает себя.
Бог не поджидает нас в конце жизни. Он идёт навстречу к нам во время нашей жизни. Каждый мой шаг – Его два. Каждое мое желание двинуться вперёд – ещё больше Его шагов ко мне. Как святые отцы говорили: Господь и доброе намерение целует, - святитель Иоанн Златоуст это говорил, - приветствует его и поддерживает его.
Приблизилось – это, значит, Он не ждет, а ищет меня. Приблизилось – это, как если бы ты ночью заблудился в лесу, и уже от страха и от ужаса собственных теней и шорохов не можешь и шелохнуться, а Он идёт к тебе навстречу. При этом идёт не как нечто, что вокруг Себя все разбрасывает, а идет к тебе как дуновение ветра, как запах, как звук, который ничего не сметает на своем пути. Но когда достигает тебя, и когда ты слышишь этот звук, и когда ты обоняешь этот запах, ты говоришь: «это Он здесь».
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное – это первая заповедь, которую Спаситель дает нам сейчас. И понимая смысл и силу этой заповеди, дай, Господи, каждому из нас бросить недоделанное и побежать к целому, бросить изломанное, исковерканное, измученное, растоптанное, растерзанное, оскверненное и побежать к Тому, кто всегда даёт новое.
Се творю все новое - говорит Господь. Он не мастер починки. Он – Мастер обновления. Даю все новое. А старое - выбрось. Я дам тебе и новую совесть, и новую жизнь, и твою любовь и дружбу обновлю. Но только тогда, когда ты покаешься, выбросишь все то, что никак не может починиться. Все то, что никак ты не можешь до отомстить, до отругать и так далее.
Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: какая же радостная проповедь, какая же радостная заповедь: Я иду к вам. И всякий стремящийся к этому свету, к этому звуку достигнет освобождения, выйдет из прошлого. И начнёт все заново, ибо Бог творит все новое. Аминь.