«В одном месте у одного святого отца встретил такие удивительные слова. Он говорит, что душа наша как Небохранительница. Хорошо бы так. Нередко в ней не небо хранится – то земли, то работа, то свои собственные увлечения и страсти. И потеряв однажды Небо в себе, она так и остается несчастной, хотя и званой, но не избранной. Может, кстати, именно поэтому так она иногда тоскует и горячо плачет, ведь ее позвали. А я ей так и не дал прийти».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Ну, когда же ты начнешь жить по-человечески? Вернее, ну, когда же ты наконец-таки возьмешься за ум? Ну, когда же ты наконец-таки освободишься от того, что не делает тебя счастливым, от того, что делает тебя рабом? Когда же ты наконец-то закончишь эту бесконечную беготню за собственным хвостом? В сегодняшней притче, которую Христос нам рассказал, можно сказать, именно этот вопрос с болью звучит.
Он представляет Себя как человека, который собрал большой ужин и позвал на него званых. И говорит: «приходите ко Мне и разделите со Мной этот ужин». То есть подышите со Мной одним воздухом. Посмотрите на то, на что смотрю Я. Полюбите то, что люблю Я. Посмотрите на жизнь не с той точки, на которой вы сейчас находитесь, а с той высокой точки, которую Я приготовил для вас. Отсюда лучше видно все. Отсюда жизнь дальше. Горизонт выше. Здесь света больше. Здесь все по-настоящему.
И на этот призыв, как не только в притче, которую мы только что слышали, но и как в собственной жизни, те, кого Он позвал, начинают отвечать Ему, извиняясь, со своей точки жизни. Ну, что мне до Твоего горизонта? Я купил землю и иду посмотреть ее. Ну, что мне тот мир, который Ты создал и те земли, которые Ты сотворил? Что мне большая жизнь, когда у меня здесь моя, но это моя-моя, земля эта моя. И мне некогда смотреть на звездное небо. Мне некогда смотреть в горизонт, мне нужно пахать. Ну, в том смысле, что вся собственная жизнь превращается в эту бесконечную пахоту с пылью, с грязью, пахоту, когда голову не поднять.
И что самое парадоксальное, что на эту пахоту никто тебя не звал как на рабство. Ты сам себя сделал рабом этой своей приобретенной земли, этой своей работы. Ты себя сделал рабом своей работы. И у тебя больше уже ничего не видно за ней. Другой говорит: я купил 5 пар волов и иду испытать их.
Святитель Феофилакт Болгарский замечает, он говорит: посмотри, это те, которые свои чувства сделали своей самой главной основой жизни. Чувства. Я ничего не хочу чувствовать кроме того, что мне нравится – это хочу. Когда эти чувства через греховную привязанность превращаются в страсти. И, кажется, эти 5 пар волов никогда не требуют отдыха. Все больше и больше. Они требуют к себе внимания. И уже мало этого и этого. Хочется еще больше. Как-нибудь так себя развлечь. А все остальное становится там, за бортом жизни. Кажется, что других-то чувств не бывает.
Прилепился своей страстью и позабыл о своей жене. Прилепился своими увлечениями и позабыл о своей семье. Эти чувства бесконечны. А сейчас столько много этих сильных волов, которые делают человека таким зависимым. И он, как несчастный, впрягшись в них, идет за плугом. И, как говорит пророк: не видит своей судьбы, ни жизни, ни свободы. Он впрягся и тащит эту связку волов и себя самого бездыханного и несчастного. Один говорит Ему: я не смогу прийти и стать с Тобой рядом, я не смогу прийти и посмотреть на жизнь, как смотришь на нее Ты, я не смогу быть на Твоем званом ужине, потому что я женился. Хорошее дело.
Но тот же святитель Феофилакт Болгарский говорит, что: здесь смотри на тех, кто свою душу лишает небесного и делает ее невестой земного. Кто свои самые возвышенные чувства, кто эту внутреннюю свободу, чистоту жизни, святость молитвы, радость общения превращает лишь только в служение себе самому. Делает все своим, делает эту небесную душу частью своей земной жизни и бесконечно ублажает ее, никак не найдя силы и границы, чтобы насладить ту, кто перестала быть невестой неба, а стала невестой земли. И вся жизнь превращается в служение этой самой невесте: то учеба, то работа, то дела, то хлопоты, то заботы. Одним словом, то земли, то волы, то несчастная невеста.
Когда же ты наконец опомнишься? Когда же ты возьмешься за себя? Когда же ты станешь счастливым человеком? Все то, что ты взял себе и сделал это своим, сделало тебя счастливым человеком? Вот твоя юность прошла, а вместе с ней и здоровье. Счастья больше стало? Вся твоя работа, которой ты так дорожил, и которая была для тебя самым главным в жизни, где она сейчас? Выгнали, сократили. Теперь ты больше не нужен. Ты стал счастливым? Ну, а все то, что казалось для тебя самым главным, вот как эта невеста земная: здоровье, красота, сила, молодость, ум, знакомства, умение добиться своего, целеустремленность, направленность – где эта твоя невеста? Ты уже совсем дряхлый. А ты стал счастливым? Ты стал скорее уставшим от всей этой странной твоей жизни.
И вот даже сейчас тебя, уставшего, зовет Господь: «приди ко Мне на пир, отдохни своей душой. Приди ко Мне на ужин, день твоей жизни, как вечер, уже почти закатился. Приди ко Мне, чтобы не остаться в ночи страшного отчаяния. Приди ко Мне на этот ужин, чтобы этот мрак тебя не поглотил, в котором уже не разглядеть ни земель, ни волов, ни твоей несчастной души невесты.
Приди ко Мне в свет вечера и побудь со Мной. Стань частью праздника настоящего жизни. Стань частью Евангелия, которое в твоем сердце нашло благодатную почву. Стань частью жизни Моего слова - говорит Господь - в котором все, что у тебя есть, это Я тебе дал. Но не для того, чтобы это стало твоим, а для того, чтобы ты этим смог поделиться и стать счастливым человеком. Много званых - говорит Господь - но мало избранных.
В этой притче эту вечернюю прекрасную трапезу занимают люди, о которых можно было бы сказать: странные какие-то они, не наши. Да, действительно, для некоторых вера непонятна. Ее нельзя пересчитать метрами и измерить лошадиными силами или воловьими. Ее нельзя измерить платьями и нарядами, богатствами и удовольствиями. Она измеряется другим. Она измеряется тем, что ты начинаешь смотреть на жизнь так же, как смотрит на нее Тот, Кто тебе ее подарил. Она измеряется любовью Отца, Создателя. Она, эта вера, измеряется Его радостью, когда ты рядом с Ним. Притом, ведь Господь не сказал: брось ты свою землю, свою работу, брось ты своих волов, откажись ты от своей мрачной радости. Ведь Господь не сказал: брось это все.
Он лишь только сказал: посмотри на это Моими глазами: и на свою жизнь, и на свою работу, и на свою любовь. Да, любовь ли это? Посмотри на все то, что у тебя есть, Моим взглядом, который замечает самое главное. Быть избранным – это не значит быть особенным, которые имеют еще больше земель, волов и невест. Быть избранным – это, значит, в своей собственной жизни иметь самого главного и драгоценного Друга и Отца. Это значит жить не напрасно, это значит стать счастливым человеком, душа которого радуется не земному, а любит небесное.
В одном месте у одного святого отца встретил такие удивительные слова. Он говорит, что душа наша как Небохранительница. Хорошо бы так. Нередко в ней не небо хранится – то земли, то работа, то свои собственные увлечения и страсти. И потеряв однажды Небо в себе, она так и остается несчастной, хотя и званой, но не избранной.
Может, кстати, именно поэтому так она иногда тоскует и горячо плачет, ведь ее позвали. А я ей так и не дал прийти. Не время сейчас. Надо учиться. Надо работать. Надо идти вперед. Надо ставить цели, не обращать ни на что внимания. Дети, семья, друзья – потом. Надо. Вот об этом сегодняшняя притча.
И как мы хорошо понимаем, она не о тех людях далекого неизвестного нам города, где господин сделал великолепный для всех ужин. Она для меня. И Господин, Отец и Друг, Искупитель, Милостивый и Справедливый и Любящий Бог и теперь для меня делает ужин, на котором хотел бы, чтобы мы посмотрели на жизнь, как Он на нее смотрит, и друг на друга посмотрели так же, как Он смотрит на нас. Вы - званые все. Но, а стать избранным – это уже мой собственный выбор. И дай, Господи, чтобы душа наша стала Небохранительницей. Аминь.
29 декабря 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска