О прямоте святителя Спиридона

03.01.2025
Просмотры: 108

«Это в нынешнее время многие лукавые говорят нам, что «мол, Бог один, а путей к Нему множество». К единому Богу может быть только один путь. Не может быть множество путей к Тому, Кто есть источник света, если эти пути не исповедуют имени Его. Сколько угодно можно мудрствовать и лукаво говорить о своем собственном познании Бога, но не имея этого познания от откровения Священного Писания и от Предания нашей Церкви, ты никогда не достигнешь истинного Бога. Ты так и будешь находиться на разных путях своей жизни, впрочем, нередко обманывая себя, что ты движешься к Нему, а при этом не делая к Нему ни единого шага».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с особой радостью и внутренним сосредоточенным чувством сегодня мы помолились здесь, в храме святителя Луки на территории нашей городской больницы, здесь, в любимом городе Пятигорске.

С особым сосредоточенным чувством, потому что, взирая по сторонам, и находясь не только на территории этого лечебного учреждения, но ещё и молясь вместе здесь и с главным врачом, и с врачами, и с нашими сестрами милосердия, и молясь вместе с теми, кто находится здесь на излечении, все мы ожидаем явления Божиего в своей жизни.

Иногда кажется совершенно очевидным, что для нас явление Божие — это решение наших внутренних проблем. Для больного человека явление Божие — это исцеление от болезни. Для человека, испуганного, явление милости Божией — это его внутреннее родившееся из сердца мужество и готовность нести свой жизненный крест. И так во многих обстоятельствах нередко мы явлением Божиим считаем то, что могло бы избавить нас от этих обстоятельств.

Все это действительно так. Но самым важным явлением Божиим в нашей жизни является то, когда мы чистым сердцем, чистым умом стремимся к познанию Его бытия, к познанию Самого Бога. Когда мы, несмотря ни на нашу внешнюю усталость, несмотря ни на нашу слабость, болезненность, что называется, из последних сил стремимся к самому главному.

У святителя Спиридона Тримифунтского, память которого мы сегодня празднуем, было именно такое стремление. Он был человеком совершенно простым, пастухом, но эта простота его жизни, однако же, не лишила его самого главного – истинного почитания Бога, Святой и Живоначальной Троицы.

Его обычная жизнь, однако же, не сделала его безынтересным к тому, что было сокрыто от его глаз. Ну, казалось бы, можно о таком человеке сказать: он обычный пастух, не имеющий какого-то глубокого образования, не имеющий какого-либо учителя и не являющийся учеником какой-либо известной школы. Ему ли, что называется, до богомыслия? Однако, будущий святитель Спиридон познавал Бога не только в своих собственных внутренних, глубоких размышлениях о Нем, но познавал Бога через сострадание и милосердие, которое он являл другим людям.

Жизнеописание будущего святителя содержит множество примеров, как он оказывался рядом с теми, кто нуждался в помощи, в обычной человеческой помощи, в обычном человеческом участии. Но кому бы он ни помогал и кому бы он ни простирал свою руку, всегда звучало из его уст слово о Боге, слово о Христе. Он всегда славословил Бога.

Самое драгоценное славословие, которое принимает Бог – это наше милосердное сердце по отношению к другим людям, это наша сострадательная и внимательная душа по отношению к другим людям.

И, кажется, мог бы другой человек сказать: «он не врач, он пастух». Но сколько этот пастух исцелил немощных. Другой человек мог бы сказать: «он не богослов, он простой пастух». Но скольких умы он просветил своим простым, но искренним и чистым от всякого лукавства богословием, потому что богословие, прежде всего, это дела, сотканные из любви к Богу.

Когда у Спиридона скончалась супруга, то народным изъявлением он был призван к тому, чтобы стать епископом. Мы знаем из жизнеописания святителя Спиридона и из истории нашей Церкви, что он стал участником Первого Вселенского Собора, на котором рассматривались крайне важные для Церкви тогдашнего времени, но и, конечно же, для нас, живущих теперь, вопросы, связанные с тем, каков есть истинный образ, истинный лик Божий, каково есть исповедание истинного Бога.

Это в нынешнее время многие лукавые говорят нам, что «мол, Бог один, а путей к Нему множество». К единому Богу может быть только один путь. Не может быть множество путей к Тому, Кто есть источник света, если эти пути не исповедуют имени Его. Сколько угодно можно мудрствовать и лукаво говорить о своем собственном познании Бога, но не имея этого познания от откровения Священного Писания и от Предания нашей Церкви, ты никогда не достигнешь истинного Бога. Ты так и будешь находиться на разных путях своей жизни, впрочем, нередко обманывая себя, что ты движешься к Нему, а при этом не делая к Нему ни единого шага.

Когда на этом Первом Вселенском Соборе рассматривалось учение о Самом Боге, учение о Святой Живоначальной Троице, то святитель Спиридон, противостоя самому Арию и его последователям, и ереси Ария, твердо исповедовал тот самый Символ Веры, который и по сей день, мы не только в молитве, в храмах, но и в основании своей жизни исповедуем. Его исповедание Святой и Живоначальной Троицы было таким простым и понятным, что те, которые спорили с ним, потом говорили: «я видел старца, который убедил меня не силой своего прекрасно сложенного слова, своих глубоких познаний, а силой своего духа, силой своей любви».

И это еще один из удивительных примеров жизни святителя Спиридона. Святитель обладал потрясающей глубокой простотой жизни, в которой, как я уже об этом говорил, самым главным для него было исповедовать истинного Бога, не присовокупляя к Нему своих желаемых каких-либо и приписываемых Богу свойств. Он исповедовал Бога не такого, каков был удобен Он ему, а такого, каков Бог явил Себя: и строгого, и милующего, и наказующего, и дающего прощение.

Он исповедовал Бога, Воплотившегося от Пречистой Богородицы и Взявшего на Себя все человеческие грехи и Искупившего нас от первородного греха и от проклятия смерти, исповедовал Бога Милующего и Наказующего.

В жизни святителя Спиридона было множество удивительных чудес, связанных с его молитвой, но его описатель жизни особо из множества этих событий, чудесным образом совершаемых по молитвам Спиридона, отмечает его, святителя Спиридона, удивительное гостеприимство. Он так и пишет: «он был гостеприимен, как Авраам». Никогда никакой человек не оставался без его внимания, оказываясь рядом с ним. Каждому он протягивал не только свое внимание, свою искреннюю любовь, свою заботу, но каждому он еще и протягивал то, что было ему сейчас надобно.

И человеку, ищущему счастья в решении своих житейских проблем, (ну, как сегодня здесь, на территории больницы, многие, находящиеся здесь, ищут одного счастья - исцеления от своей болезни), он протягивал то, что может исцелить не только тело, но может исцелить душу. Он дарил надежду.

Он сеял в людях глубокую веру и упование на Бога, через которую изменялась жизнь человека. Ведь грех является причиной всякой болезни, а значит, чтобы исправить болезнь, сначала надобно исправить то греховное, что привело к этой немощи. Вот святитель Спиридон и был таким удивительным врачом душ.

И во время своей земной жизни многие-многие полюбили Спиридона и приходили к нему за советом, и приходили помолиться вместе с ним. Ну, а после его блаженной кончины продолжали обращаться к нему в своих молитвах, как и к живому. Так и по сей день мы обращаемся к нему в молитвах, и от него, по его святым молитвам, получаем удивительную поддержку, удивительную силу человеческого присутствия в жизни. Мы через него верим в образ человека, умеющего сострадать, умеющего любить, но при этом умеющего никогда не размениваться с правдой. Правду держать самым главным условием своей жизни и все остальное строить на этой правде.

Святитель Спиридон никогда не кривил душой в своей вере. И эта прямота его жизни и оставила для нас удивительный пример. Дай, Боже, чтобы мы могли бы подражать этому примеру в жизни, и чтобы вместе со святителем Спиридоном, да и многими угодниками Божиими идти не многими дорогами, а идти единственной дорогой, идти не к многим образам, а идти к единому Богу, идти не путями измышления удобства жизни, а евангельским словом, которое говорит нам о том, что все, что неудобно здесь для тела, становится открытой дверью для души.

Молитвами святителя Спиридона, дай, Господи, и нам обрести истину и познать истинного Бога. И в день, когда Господь призовет душу нашу, соединиться с Тем, Кому и святитель Спиридон Тримифунтский всю свою жизнь совершал истинное служение, кланяясь Богу, и служа людям. Аминь.

25 декабря 2024 года. храм святителя Луки Крымского при городской больнице Пятигорска.

108