О наследовании вечной жизни

28.12.2024
Просмотры: 131

«Ты многое сможешь купить. Но ты не сможешь купить самого драгоценного – жизни и, тем более, жизни вечной. Чтобы жить, нужно уметь отдавать».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Мы только что слышали с вами Священное Евангелие, которое повествует нам об удивительном диалоге одного юноши со Спасителем Христом. Он подошел к Нему, чтобы задать единственный вопрос: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

У святителя Феофилакта Болгарского есть такое замечание, что юноша этот подошел с некоторым лукавством. И это лукавство заключалось вот в чем. Этот человек был достаточно богатым. И жил он, в общем-то, во времена, о которых можно было бы сказать, во всяком случае он бы сказал о своих временах, что эти времена очень хороши. Все у него есть. Вот бы так жить долго.

Да, бывают такие и в нашей собственной жизни времена, когда мы говорим: «как же хорошо, вот бы всегда так было», «вот бы всегда так было». Вот бы никогда не пришлось вновь испытывать болезнь или нужду. Вот бы никогда не пришлось вновь испытывать расставания или горечи. Вот бы всегда было хорошо и как можно дольше.

С одной стороны, это желание вполне понятно и объяснимо. Каждый человек, кажется, вполне расположен к тому, чтобы жизнь его была благополучной. Но было бы странно считать это желанием единственным и, более того скажу, даже законным. Потому что тогда нужно было бы согласиться, что земная жизнь, собственно говоря, это и есть тот самый период, который живет человек.

Проще скажу. Тогда нужно было бы согласиться с тем, что вечной жизни нет. Если самым важным или главным остается удобство в этой жизни временной и стремление к этому удобству, что называется, любой ценой, то тогда многое и в этой временной жизни нужно отменить: и любовь, и милосердие, и сострадание, и честность, и верность, и все то, что имеет не временное, а вечное измерение.

Ведь и сострадание, и любовь, и милосердие, и прощение других, и помощь другим людям, и внимание к боли других людей – это все то, что тебя, в общем-то, отвлекает от удобства твоей жизни. Зачем обращать внимание на плач там за стенами твоей жизни, когда здесь внутри стен твоей жизни все хорошо? Зачем обращать внимание на боль или горечь других людей, когда твоя собственная жизнь хороша, ценнее, дороже других?

Этот юноша, подойдя ко Христу, и задав вопрос: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», услышал ответ. Спаситель сказал ему: «во-первых, что ты называешь Меня благим? никто не благ только один Бог». Указывая на Себя не только как на истинного Человека, но указывая на Себя как на воплощение Самого Бога, присутствие Бога в жизни.

И слова, которые Он сказал дальше, были слова не людей, которые договорились или решили так жить. Это было повеление Божие. Он напомнил ему о заповедях. Этот юноша ответил: «по своей юности я все эти заповеди сохранил. Что мне еще сделать, чтобы жить долго?» Жить долго сейчас.

И говорил он, хотя святитель Иоанн Златоуст и замечает, что он имел все же расположение к жизни вечной, однако же некая страсть его мучила больше. И он не хотел потерять того, что имел, и услышал строгий суд Божий – «все, что имеешь, продай, раздай нищим, последуй за Мной, и будешь иметь жизнь вечную». Этот юноша очень опечалился и ушел от Христа. Потому что, - как пишет апостол и евангелист, - был очень богатым.

Но не это стало источником горести этого человека. Собственно говоря, это и означало, чтобы жить вечно, надобно разрушить стены, за которыми ты спрятал свою жизнь от других, за которыми ты спрятал свои таланты, свою волю, свою любовь, свою дружбу, свою жертву, свое сострадание, свою боль, свою надежду от других и с другими тебе совсем не хочется делиться.

Иногда так и человек поступает, как этот несчастный сребролюбивый юноша, который говорит, что источником счастья является то благополучие, которое у тебя есть. Об этом можно много говорить. Нередко бывают такие размышления, которые посещают нас от лукавого, от искушения или соблазна: а вот если бы мгновенно ты разбогател, что бы ты сделал? В этом списке чего только нет.

Но в этом списке, пожалуй, нет и самого главного – я тогда бы постарался сделать других людей счастливыми, а не себя. Даже в преддверии предстоящих праздников Новолетия, Рождества Христова мы так будем загадывать и задумываться о том, чтобы нам получить подарок. Но совсем редко задумываться о том: а что из своей жизни ты мог бы сделать подарком для другого человека?

Может быть, доброе слово, наконец-таки, по отношению к тому, с кем ты много лет не разговаривал. Может быть, подарком для другого человека к Рождеству ты сделаешь своё прощение, простив того, кого так долго не можешь простить. Может быть, ты своим подарком сделаешь беспокойство ради другого человека, о котором ты говоришь себе и другим: «да, дела мне до него нет». А может, ты побеспокоишься об этом человеке?

Христос, собственно говоря, этому юноше сказал то же самое. Все, что имеешь, продай и раздай нищим. Уповай не на своё положение, не на свою юность, которой свойственно быть достаточно ещё с большим запасом физического здоровья и внешней привлекательности. Уповай не на свое богатство, которое у тебя есть, ты думаешь, что им, этим богатством, ты сможешь купить все.

Ты многое сможешь купить. Но ты не сможешь купить самого драгоценного – жизни и, тем более, жизни вечной. Чтобы жить, нужно уметь отдавать. Как однажды, святитель Иоанн Златоуст заметил, что самые лучшие хранилища — это утробы нуждающихся людей. Чтобы жить вечно, нужно уметь делиться и тем, что есть у тебя. И не потому, что это нужно отдать, а потому что, отдав, ты освободишь это пространство для того, чтобы Бог тебе воздал.

Все, что ты из своего сердца отдаёшь, Бог возвращает, умножая это. Поделился своей дружбой, своей любовью, своими возможностями, своей силой, в том числе, и своими средствами, которые сейчас у тебя есть и которыми ты мог бы поделиться с другим человеком, поддержав его, Господь, несомненно, не оставит этого, этой твоей жертвы и это твое сеяние, как брошенное в добрую почву, в свое время принесёт и добрый плод.

Когда мы надеемся только лишь на то, что можем прижать к себе и удержать в своих ладонях, этого недостаточно для жизни. Это очень быстро пройдёт: и юность, и возможности, и имеющиеся какие-либо богатства. Они, как песок, как вода, они долго в руках не удержатся.

Однажды твои руки высохнут от этой воды. И тогда чем ты утешишь себя? Кто даст тебе воды, если ты сам никогда ни с кем ею не делился? И не думай, что кто-то обязан этой воды тебе дать, сын или дочь, если ты не научил их милосердию через своё милосердие. Они не будут знать этого. Они будут так же сребролюбивы, как и был сребролюбив ты. То есть все только для себя.

Юноша ушёл, опечалившись, от Спасителя Христа. И вслед его Христос сказал: «как трудно богатому войти в Царство Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие». И правда, столько много всего накоплено, собрано для себя и ничего для других. И все, что ты сделал своим, станет невозможным препятствием для того, чтобы войти в Царство Божие.

Да, и, кстати, об игольном ушке есть удивительное повествование. Ведь Спаситель не случайно употребил именно этот образ. Так, говорят некоторые историки, назывались ночные ворота, ведущие Иерусалим. Это узкий-узкий проём в высоких стенах, в который мог войти человек ночью, спасаясь от пустыни, от ее холода, или от ее жары, или от разбойников. Но чтобы спасти свою жизнь, ты мог пройти едва сам сквозь эти игольные уши. А все, что было твоей поклажей, ты должен был оставить там, за стенами города. Ты будешь спасён, если бросишь весь свой собранный для себя запас жизни. Удивительно. Все, что ты запас для себя, отдав, ты сделаешь своим. Твоя жизнь будет спасена.

Сегодняшнее Евангелие воскресного дня каждого из нас побуждает к тому, чтобы задуматься и о том, что же я сжимаю в ладонях своей жизни и что же я так берегу от других? Задуматься о том, мое желание жить хорошо, оно связано ли с другими? Понять, что, если я и хочу, когда говорю себе, «вот бы, так бы жизнь и текла: тихо, спокойно, сытно, довольно, едва заметно», есть ли в этой жизни такой, кроме меня, кто-то ещё? Или все это взамен того, чтобы не видеть и не слышать других: плач, их боль и их нужду?

Каждый раз, когда мы будем размышлять о своей жизни, когда будут приключаться в нашей жизни тихие, спокойные времена, будем размышлять о жизни вечной и будем говорить по-другому: «Господи, вот бы этим миром поделиться с другим человеком». Вот сейчас мне хорошо, взять и позвонить тому, кого нужно поддержать. И когда спросят тебя: «а что произошло?». «Да, просто мне хорошо и спокойно, я хочу с тобой этим поделиться. Приходи ко мне в гости, вместе порадуемся этому дню, этому дару жизни, вместе порадуемся тому, что Бог дал нам».

Вот тогда и наступает жизнь вечная. Когда свое я отдаю другим: свою радость, свою любовь, свою надежду дарю другим, тогда это богатство приносит мне подлинное счастье, счастье жизни, жизни настоящей, жизни вечной. Аминь.

15 декабря 2024 года. Петропавловский храм города Новопавловска.

131