О начале счастливой жизни

14.12.2024
Просмотры: 314

«Из сегодняшнего Евангелия поверим в то, что счастливая и красивая жизнь начинается не с картинок идеальных отношений, видов, мест, домов, а начинается со светлой собственной души, в которой не живет страсть, в которой нет места для пустых фантазий и мнения о себе. Что счастливая жизнь начинается с души, которая умеет любить Небо и, любя Небо, этой любовью наполняет все пространство вокруг себя. Счастливая жизнь начинается с исполнения заповедей Божиих».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

С этим человеком, наверное, уже ничего не сможет произойти. Мол, бывают такие болезни, бывают такие чрезвычайные события в жизни, которые навсегда этого человека искривляют, изменяют.

Сколько много можно найти и в собственной жизни, в жизни своих близких, друзей событий, когда человек был крепок, силен, уверенно стоял на ногах и был многим известен и с ним искали многие общения, но происходило что-то, попадал он в какие-то руки обстоятельств, болезни, аварий, каких-то других событий, и жизнь его менялась, он изменялся и внешне, и тогда на этого человека, конечно, смотрели с состраданием, и смотрят с состраданием, но внутренне говорят: «все, что у него могло бы быть хорошего, уже было, и уже ничего хорошего у этого человека не будет, теперь он обречен страдать, болеть». Но не самое это страшное обречение. Теперь он обречен в наших глазах всегда выглядеть изогнутым, горбатым. В наших глазах он теперь навсегда будет слабым.

Женщина, о которой сегодня рассказывает нам апостол и евангелист Лука, должно быть, прошла этот же путь. В своей молодости, как и любое создание Божие, она, вне всякого сомнения, твердо стоя на ногах, жила, как многие, и, может быть, имела еще некоторые таланты. Возможно, она была и талантлива, и красива, и умна. И многие хотели бы общаться с ней. Но происходит в ее жизни то, что дух нечистый связывает ее немощью. Об этом и евангелист говорит, что «нечистый дух связал ее», и она уже 18 лет как была согбенной женщиной.

Внутри ее душа, ее дух, конечно, все еще оставались такими же прежними, молодыми, но тело не позволяло этой внутренней ревности и молодости показать себя. Согбенность, которая с ней приключилась от действа нечистого духа, как замечает святитель Феофилакт Болгарский, должно быть, произошла от каких-то ее поступков, потому что только Бог может отдать жизнь человека в испытание рук дьявольских. Вспомним многострадального Иова и многие другие примеры, когда Бог позволял нечистому духу действовать на человека. И происходило это от разных обстоятельств: или для испытания, или как следствие греха самого человека. Помните, когда Он исцелял и говорил: «иди и ничего не делай больше дурного, чтобы с тобой не случилось ничего худшего».

Причиной болезни всегда является грех. И этот грех сковывает человека. 18 лет эта женщина приходила в храм, молилась там, и видно, только там она и находила утешение для себя. Ведь ее внутренняя, как я уже говорил, молодая душа, ее воля так жаждали прямо стоять перед Богом. И только там, в храме, она могла своей душой выпрямиться перед Ним. За 18 лет она смогла уже выплакать и свой грех, и свою главную ошибку в жизни. За 18 лет тяжелой болезни, когда она кроме земли, согбенная, ничего не видела, она уже отучилась разглядывать самых близких людей, всматриваться издалека, идет ли человек, который дорог ее сердцу. За эти 18 лет она научилась как бы смотреть во внутрь себя самой, не замечать красивых и некрасивых, сильных и слабых, здоровых и больных, не замечать молодых и старых, мужчин и женщин. Она уже за это время, не смотря на мир, так глубоко разглядывала мир собственной души, и, должно быть, удивление этому миру ее и сохраняло в живых.

Когда Христос пришел в храм, то, не дожидаясь от нее никаких просьб, Сам возлагает на нее Свои руки. Тот же святитель Феофилакт Болгарский говорит: посмотри на этот жест Спасителя Христа, который прикасается к ней – всякое тело принадлежит Ему. Иногда мы об этом забываем, и нередко именно это становится причиной наших болезней – что моя жизнь в Его руках и даже моё тело принадлежит Ему. Он – его Создатель, Он Тот, Кто мне его дал. И как же бывает мрачно и ужасно, когда кто-то, начиная размышлять о себе, в том числе, уродует и свое тело тем, что делает из него принадлежность себе самому, уродует пороками и грехами, уродует изменениями, которые, как кажется человеку, лишь только подчеркивают: «это тело моё, что хочу с ним, то и делаю». Не твое оно. Хотя и твоя душа в нем. Но не принадлежит оно тебе так, как принадлежит создавшему нас Богу.

И вот Христос возлагает на нее руки и говорит ей, чтобы она выпрямилась. Тело, в котором эта женщина своей стройной и молодой душой жила последние 18 лет в страдании и боли, повинуется Создателю и выправляется от своей немощи. Она не просит у Него, чтобы Он ей помог увидеть окружающий ее мир. Но всегда, когда человек сначала Бога видит в своей собственной душе, и горячо любит и верит Ему, тогда все способствует к тому, чтобы видеть Бога и свет Божий вокруг.

Когда душа от греха поднимает свою голову к Небу и через плач покаяния очищает себя, то она может видеть радость этого Неба, свет Неба, любовь этого Неба, Бога. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят, - говорит нам Священное Писание. Тогда душа, увидевшая свет, подвигает этот свет видеть всюду.

Знаете, есть такое выражение: стыдно голову поднять. Да мы и сами не раз не только это выражение произносили, но и на себе ощущали, когда голова твоя склоняется, и тебе стыдно посмотреть в глаза другому человеку, своей маме или своему отцу, посмотреть в глаза тому, которому однажды ты давал обещание верности. Так и у этой женщины – этот образ согбенной женщины, как той, которой стыдно было поднять голову.

Но это движение головы началось от движения души. Сначала она выпрямилась. А потом и Бог исправил всю жизнь человека. Сначала она избавилась от греха, который сковал ее согбенностью. Она поверила в любовь Божию, она поверила в Его милосердие, душа поверила, что может быть прощена, душа поверила, что может выпрямиться и продолжить жить. Душа поверила, что можно жить дальше, душа поверила в жизнь, в Бога.

И поэтому каждый раз эта несчастная согбенная тело приводила в храм, чтобы там наслаждаться этой верой и жить ей. Она была счастливой, потому что верила. И хотя внешне кажется, что ее болезнь, которая изуродовала эту женщину, сделала ее несчастной, это лишь только внешнее замечание.

Иной раз можно увидеть в собственном отражении вполне благополучного человека, стоящего легко и в полный рост. Но за этим внешним благополучием не всегда живет счастье. Не всегда сильный и здоровый – счастливый. Как, впрочем, и немощный, и слабый счастлив. Одним словом, само это счастье, источником которого является душа для человека, происходит тогда, когда душа трепетно верит.

Вокруг, когда эта женщина выпрямилась, начался шум и недовольство. Потому что это произошло в субботу, а по закону иудейскому в субботу надобно оставить всякие дела, и посвятить только внутреннему созерцанию Бога. На что Христос ответил, приведя в пример бессловесных животных: «разве вы не отвязываете своего осла, чтобы напоить его в день субботний, чтобы сохранить ему жизнь? А эту дочь, которая 18 лет была связана дьяволом, не надлежало ли отвязать, не надлежало ли спасти?»

Даже очевидное добро и очевидная любовь в злом сердце рождает зависть и раздражение. Не знаю, сколько бывших подруг этой женщины обрадовались, увидев ее опять ровной, стройной, улыбчивой, яркой, светлой и, возможно, даже привлекательной, красивой. Не знаю, сколько подруг подошли к ней и сказали: «ты опять такая же стала, как была, и даже лучше, что-то в твоей душе изменилось, теперь твои глаза не блестят, как человека, который ищет, как некоей добычи хищник ищущий, а теперь твои глаза светятся добром, теперь от тебя, как будто бы исходит свет благодарности, любви, глубокой веры». Не знаю, сколько подруг ей такие слова произнесли или друзей.

Чтобы, впрочем, ответить на этот вопрос, достаточно и себе задать вопрос: а когда я вижу человека, изменившегося, когда я вижу человека, вернувшегося к доброй жизни, когда я вижу человека, который стал опять настоящим, не говорю ли я сам себе: «это невозможно, лучше этому не верить», «горбатого могила только может исправить»? А сам я всегда ли радуюсь тому, что кто-то избавился от своей страсти и был отвязан от своего греха и больше теперь не сгибается под тяжестью этого греха? Кто-то бросил, наконец-таки, дурные привычки. Кто-то бросил прежний разгульный образ жизни. Всегда ли радуемся за такого человека, или говорим: «что-то с ним не то, не таков как мы»?

Впрочем, на этот вопрос каждому из нас предстоит ответить. И чем раньше мы дадим ответ на этот вопрос, и найдем его в себе, тем счастливее может стать наша жизнь.

Господь исцелил эту несчастную женщину, прикоснувшись к тому, что принадлежит Ему. И, глядя на этот образ воспоминания из Священной истории, дай Бог, чтобы каждый из нас, во-первых, трепетно относился к своей жизни, зная, что все, что я имею, Им мне дано – от моей жизни, моего тела, моей души до всего того, что вокруг меня. В Его руках моя жизнь.

Из сегодняшнего Евангелия поверим в то, что счастливая и красивая жизнь начинается не с картинок идеальных отношений, видов, мест, домов, а начинается со светлой собственной души, в которой не живет страсть, в которой нет места для пустых фантазий и мнения о себе. Что счастливая жизнь начинается с души, которая умеет любить Небо и, любя Небо, этой любовью наполняет все пространство вокруг себя. Счастливая жизнь начинается с исполнения заповедей Божиих. И тогда и день субботний, день Божий, служит к тому, чтобы изменить нас.

Господи милосердный, на каждом из нас и на мне, Господи, яви Свою милость, выправи, Господи, и мою жизнь, отвяжи, Господи, мою душу, как будто бессловесную, от греха и приведи ее к жизни. Господи, помоги мне поднять голову и смотреть на Тебя. Аминь.

8 декабря 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

314