«И как говорил благоверный князь, повторяя слова псалмопевца: «мы же имя Господа Бога призовем и живы будем». Вслед за псалмопевцем и князем и его войском, повторяем и мы эти слова – сила наша в нашем искреннем уповании на Бога, в надежде на Него, сила наша в нашей вере».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители нашей замечательной станицы Александровской Кабардино-Балкарской республики, наши гости и паломники, я всех вас поздравляю с днём престольного торжества, с днём памяти святого благоверного великого князя Александра Невского.
XIII век, в котором жил святой благоверный князь Александр, если посмотреть очень внимательно на историю нашей родной земли, на историю нашего Отечества, был временем немалых испытаний, событий, надежд, страхов и благодарностей. В том веке были и великие победы, и горькие потери. И во времена Александра Невского было то, что радовало его сердце, и радовало сердце многих людей, и то, что очень горько печалило. То с запада, то с востока, постоянно кто-то грозно грозил. То здесь, то там необходимо было отстаивать землю свою. И казалось, совсем негде найти сил.
Перед своей первой битвой, после которой князя Александра стали звать Невским, на Неве он сказал своему воинству о том, что Бог в правде, о том, что Бог проявляет Свою силу там, где прямое и правдивое сердце человека. Сколько не было бы ухищрений ума, сколько не было бы хитроумных конфигураций в любой битве, в сражении, как говорит современный язык, следующих шахматных ходов, сколько не было бы умных расстановок сил, сколько не было бы содружеств, если среди всех них нет правды, то тогда все это будет напрасно. И сильный станет слабым, и хитрый станет глупцом.
Александр хорошо понимал из воспитания своих благочестивых родителей, что правда — это не тогда, когда я хочу так, как я хочу, а правда – это тогда, когда нужно видеть и промысел Божий в своей жизни. Правда тогда, когда человек крепко стоит на ногах, но правда и тогда, когда он немощен и лежит в постели. Потому что и для первого, и для второго правда открыта, если первый и второй благодарит Бога за все.
Но если первый, твердо стоящий на ногах, сильный, крепкий, имени Божиего не зовет, он стоит не в правде. Он нередко этой своей силой сокрушает правду, и не замечая ее, думая лишь только о своих выгодах, творит то, что потом становится горькой памятью, а еще и ответом на суде Божием.
И в немощи человек находящийся, если благодарит за это, то быстро исцелится сначала душой, сердцем, своей совестью, понимая, от чего бывает немощен, а потом Бог даст ему встать и на ноги. А если не знает Бога, то, находясь в немощи, отчаивается, гневается, раздражается и не желает жизни, и гибнет в безвестии.
Тогда сам юный князь с небольшим войском твердо говорил: «Бог силен в правде». Они, - говорил, - вооружены хорошо и подготовлены, как пророк, говорит, на конях, а мы имя Божие призовем и живы будем. Тогда он одержал победу, как, впрочем, одерживал победу и тогда, когда ходил в Орду к хану, чтобы договориться о том, чтобы тот не разорял пределов русских княжеств. Кто-то, глядя в спину князя, мог сказать: «слабый князь». Сильный сейчас же собрал бы войско и пошел бы разрушить тех, которые так горько и больно ранят нашу землю. Но он понимал, что сейчас должна быть правда слов и того, что называется, силой, обещаний и просьб. Потому что тогда на другую силу, как на правду, он и не мог надеяться.
Он много раз бывал в Золотой Орде у хана. Никто из русских князей так часто к хану не ходил. Кто-то скажет – на поклон. Но князь мог склонить свою голову, в том числе, достойно и перед неприятелем не для того, чтобы эту голову секли, а для того, чтобы головы верных и преданных чад земли русской оставались на плечах.
Вы знаете, это обстоятельство, вот я сегодня ехал сюда в храм и еще раз перечитал внимательно житие Александра Невского, очень созвучно и с нынешним временем. Все говорят о том, что великий князь Александр был удивительным человеком, который мог договариваться. Даже тогда, когда хан, что называется, рвал и метал от того, что то его сборщиков выгнали, побили, то еще какие-то события, обстоятельства совершались, непокорный народ. И так он много раз нацеливался покорить его. Но благоверный Александр знал, что сила народа возможно только тогда, когда он будет вместе. И он собирал княжество в одно большое. И уже когда в последние разы бывал у хана, то приходил туда говорить не только за свой княжеский удел, а говорил за всю Русь.
Сила духа князя поражает. Опытный воин, бесстрашный и мужественный, не брался за рукоять меча, а убеждал словом и добрыми намерениями. От святых отцов, кстати, мы знаем, что Бог и добрые намерения целует. Даже если у тебя не хватило сил или мужества исполнить то, что ты намеревался сделать, одно расположение к доброму Бог целует.
Князь был расположен к тому, чтобы сберечь свой народ, сберечь свою землю. И Бог видимым образом целовал это намерение князя, удерживая гнев и ярость, удерживая зависть и желание обогатиться от тех, которые смотрели в удел земли русской с особой ревностью и сладострастием. Бог удерживал таких людей через князя, который кланялся Ему, Богу, Создателю, и являл свою мудрость перед грозным врагом.
В народе Божием уже при жизни о великом князе Александре слагали целые легенды. И совсем немного прошло времени после его благочестивой кончины, перед которой он принимает монашеский постриг, и уже на смертном одре слышит своё новое имя Алексий, и с этим именем придает свою душу Богу, а свою жизнь, свою честь и свою любовь оставляет для русского народа. Народ полюбил своего князя. И хотя и по сей день многие спорят о верности им тогда совершаемых шагов, как сказал бы современник, о верности избранного им курса в своей политической деятельности, как бы не говорили, но тогда, уставшая от набегов, израненная от завоевателей Русь смогла собраться, что называется «залечить свои раны», собраться силой духа и собраться силой своего единства народа. И собравшись уже навсегда через потомков Александра Невского освобождает свою землю от бесконечной угрозы набегов и захватчиков. Но эту силу подарил Александр своим потомкам.
И сегодня мы, совершая день его памяти, с особым усердием молимся ему о том, чтобы его молитвами Господь даровал и нынешним правителям мудрости и благоразумия, чтобы молитвами благоверного князя Господь сохранил жизни народа нашего, чтобы опытом и примером этого удивительного и полководца, и отца для многих племен русских Господь сохранил и нас, как одну большую семью. Какими бы сегодня не были бы грозными оружия, предупреждения, угрозы, мы знаем, что все совершается по милости и правде Божией.
И как говорил благоверный князь, повторяя слова псалмопевца: «мы же имя Господа Бога призовем и живы будем». Вслед за псалмопевцем и князем и его войском, повторяем и мы эти слова – сила наша в нашем искреннем уповании на Бога, в надежде на Него, сила наша в нашей вере.
Ведь поражают не точные выстрелы, а поражают сомнения и страх. Они и живого делают неживым. Они и на ногах твердо стоящего делают слабым и трусливым, убегающим в мрак своего отчаяния. Они - самое страшное и грозное оружие – отчаяние, страх, неверие, уныние, ложь, подлость, предательство. Они страшнее всяких самых грозных вооружений. Потому что, если то, что воспламеняется, поражает тело, то это то, что не видно глазом, поражает душу.
Но ведь именно ради души и спасения ее мы живём. И благоверный князь и своими словами, и своими поступками делал все, чтобы сохранить свою собственную душу и души тех, кто верил ему. Видишь, как он любил Бога, и в конце своих дней и свое тело придает, хотя и немощное, всецело Ему, и принимает монашеский постриг, находя в этом открытую дверь в чертоги Царства Божьего. Он не боится смерти, он не боится врагов, он не боится грозных и суровых предупреждений. Он боится только одного Бога, и приходит к Нему со смиренным именем Алексий, оставив все земное на земле, принеся Ему, Богу, и свою жертву души. Удивительный правитель земли нашей, удивительный князь, в жизни которого было много страниц: и горьких, и мрачных, в жизни которого ему пришлось многое пережить: и упреков, и непониманий. И сам он, должно быть, не раз находился между жизнью и смертью, но всегда избирал жизнь, Бога, и преодолевал все непростые обстоятельства своей жизни.
Помолимся сегодня особенно усердно благоверному князю, чтобы он, как тогда защитил землю свою от грозных неприятелей, во много по силе своей превосходящих возможности его дружины, так и сегодня защитил нас от самого грозного и страшного врага, от страха, от уныния, от отчаяния, от греха, защитил нас от трусости и предательства. Это самый страшный и коварный враг.
Просим князя, чтобы своими молитвами, как тогда, так и теперь, бодро сказал нам и так убедительно, и чтобы мы поверили в эти слова: «не в силе Бог, а в правде». Аминь.
6 декабря 2024 года. Александро-Невский храм станицы Александровской, КБР.