«Каждый раз, когда человека хотят сделать не просто покорным или сделать его зависимым, каждый раз, когда в человеке хотят отменить человека – человека заставляют верить в другого человека».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я радуюсь тому, что сегодня имею такую счастливую возможность помолиться со всеми вами и причаститься Святых Христовых Тайн здесь, в этом удивительном приходе преподобного Сергия Радонежского, в месте, которое хотя и носит такое историческое название – Комсомолец, но скажу вам, что всегда главным духом любого человека остается тот дух, который Господь нам дал – нашу живую душу.
И хорошо, когда эта живая душа свободна от всякого греха, от всякой зависимости, когда она свободна в своей вере, в своей любви. Когда я ехал сюда и уже въехал в поселок, и символы вижу на въезде, и крест с одной стороны стоит, а с другой стороны – звезда, серп и молот. И как человек, который родился во времена не только притеснения веры, но самое страшное – во времена, когда нельзя было верить в Небо, конечно, я начал эти времена вспоминать.
И, знаете, нахожу удивительные параллели, которые нередко происходят и в наше время. Каждый раз, когда человека хотят сделать не просто покорным или сделать его зависимым, каждый раз, когда в человеке хотят отменить человека – человека заставляют верить в другого человека. Вот это парадоксально. Каждый раз, когда мы начинаем верить в людей и каждый раз, когда любой человек становится для нас воплощением самой истины, и когда вся наша жизнь превращается в поклонение ему – это всегда приводит к ненависти к человеку, к нелюбви к человеку. Это всегда приводит к обдержащим страстям.
В чем же особенность этого поклонения? Бог создал нас для Своей любви. И когда мы, поклоняясь Небу, стремимся к источнику этой любви, эта любовь в нас обновляется. А когда мы поклоняемся тому, что не является источником нашего творения, когда мы начинаем всецело не просто зависеть, а самих себя делать зависимыми от других людей, идеологий, тогда наша жизнь превращается, как тогда очень тонко, мне кажется, и смело говорили – в будущее светлое, прямо говоря, что света сейчас не будет, он будет в будущем. Сейчас наступит мрак. Так не говорили, но, когда говорили о некоем светлом будущем, совершенно четко подразумевали: сейчас света, правды, любви настоящей, искренней, свободы, веры не будет. Сейчас такие времена.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали трогательное повествование, когда один человек привел своего ребенка больного, зависимого ребенка, в душу которого вселился нечистый дух, чтобы Христос исцелил его. Мы не знаем, что стало следствием этой страшной болезни детей, но мы знаем, что нередко, как об этом говорит нам Священное Писание, «отцы едят кислый виноград, а на зубах детей оскомина».
Нельзя с уверенностью сказать, что дети отвечают за грехи родителей, но можно сказать с полной уверенностью – дети похожи на родителей. И никто с этим не будет спорить. Так и есть. И они похожи не только внешними чертами лица, характера. Они похожи не только внешним поведением. Они похожи на своих родителей в их вере и в их любви. Если родитель - человек страстной жизни, зависимой жизни, если родитель живет, обуреваемый страстями, то каков будет его ребенок?
Если в доме отец ругается, разве станет сын славословить? Если в доме на лице матери не бывает улыбки и радости, разве научится улыбаться ее дочь и радоваться? Если родители, люди трусливые или люди ленивые, разве сын или дочь покажут свое прилежание в учебе, в труде? Бывает, конечно, такое. Но скорее это исключение из общих правил.
Сегодняшний отец, который привел сына, болеющего вот этой страшной одержимостью, отчасти тоже стал открытой дверью для мрака в свою семью. Мрак и неправда в наши семьи приходят только через нас самих. И когда мы безразлично относимся к тому, чему учатся дети наши, с кем они общаются, случается то, что происходит. Они нередко становятся одержимыми, разными идеями.
И самое страшное – когда в центре этой одержимости образ другого человека. Вот эти идолы, которые однажды повсеместно наставлялись в каждом парке и городе, сегодня не в бетонных изваяниях, кстати, всегда очень грубых, на которых смотреть было неприятно, они даже вид имели какой-то некрасивый, эти идолы сегодня из бетонных сооружений перекочевали во всевозможные нынешние, нередко с таким усердием и активностью преподаваемые новые идолы: ложность свободы, идолы что хочу делания, ни от кого не зависеть, не в смысле быть самостоятельным, а в смысле поступать как мне заблагорассудиться, что хочу, то и ворочу. Эти идолы смотрят сегодня на нас с телеэкранов, с экранов наших собственных смартфонов, телефонов, на которых начинают ориентироваться другие.
Когда горизонт жизни опускается так низко от неба к самой жизни, он со временем теряет всякие очертания. Когда не небо является образом, к которому мы так горячо стремимся, а наше земное, временное, идол благополучия, идол здоровья.
И, кстати, сколько не служи этим идолам, они никогда не платят взаимностью. И здоровых, и благополучных пойди, найди. А сколько об этих идолах сказано. И сколько им в жертву принесено! Идолы собственного удовольствия, потребления, удобства в жизни. Сколько им не служи, никак удобно не сядешь. Все, кажется, опять неудобно, не так. Оттого это происходит, что всякое служение и всякое поклонение человеку как Богу, даже поклонение себе самому, как самому главному и важному в этой жизни, к счастью не приведет.
Всегда разбивается о мрак несчастья, потому что без неба дороги не увидать, без солнца вокруг ничего не разглядеть, без того, что дает нам Бог к жизни, сам ты ничего не сможешь сделать.
И сегодняшнее евангельское чтение, и наша общая молитва о том, чтобы нам изгнать силой Божией и силой нашей веры в Него и взора в небо этих идолов и лживых духов из наших детей. Нередко я общаюсь с разными людьми, которые говорят: «вы знаете, у меня очень большие проблемы с моим ребенком, уже взрослый».
А спрашиваю: «а он знает, где у вас дома лежит молитвослов? он в ваших руках этот молитвослов видел? А Священное Евангелие?» «Ну, конечно, иконы где-то есть, иконы стоят у нас». Раньше в сервантах, сейчас уже в углах появились. Слава Богу. «А ваш ребенок видел, как вы на коленях перед этой иконой произносите имена своих родных и близких? Он видел вашу молитву? Он знает о том, что вы верите?» «Ну, это дело личное, очень сугубое. Это же очень мое».
Наверное, так же верил тот отец из Евангелия – только он знал, во что он верил. Но мы видели через евангелиста, как бесновался сын этого отца. И когда отец пришел ко Христу и просил его исцелить, то свидетельствовал теперь уже при всех о своей вере.
Мы многое можем передать нашим детям: и похожесть, и какие-то черты характера, и даже любовь к профессии, но самое драгоценное, что мы можем передать им – это нашу веру. И если мы верим в силу Неба, тогда на земле больше света. А если мы верим только в силу земли, то этого света становится намного меньше. Да и сила эта очень быстро источается и пропадает.
Дай, Господи, всем нам, живя в нынешнее время больших соблазнов и идолов, время идолов, которые, если и говорят о мире, то только лишь в том понимании, в каком мы его привыкли видеть. Ну, чтобы нам удобно было, все хорошо. А не в том понимании, в котором он есть в полном своем обличии.
Мир – это Бог. И если я хочу мира, значит, я должен желать, прежде всего, Бога в своей жизни, в своей семье, в каждом дне своей собственной жизни. Радуюсь тому, что мы вместе помолились и верю, что и сегодняшняя наша соборная молитва, и причащение Святых Христовых Тайн подарит нам дыхание Неба. Вот этой внутренней свободы, а еще и пронзительной, честной, откровенной ответственности о наших собственных детях.
Слава Богу, я сегодня немало вижу их храме. Как верите вы, так будут верить и они. Как любите вы, так любят и они. Как надеетесь вы, так надеются и они. Как живем мы, так будут жить и они.
И дай, Господи, чтобы в их жизни, как и в нашей, было бы больше горизонта Неба. Чтобы жизнь наша была свободнее от всяких лживых идолов и лжебогов. Да, и чтобы в этой жизни мы, прежде всего, кланялись не силе, не известности, не власти, не каким-то еще всем этим очень быстро проходящим вещам, а чтобы в нашей жизни мы кланялись любящему Богу, ради нашего спасения Воплотившемуся и Сошедшему даже до ада через Свою крестную смерть, и Победившему эту смерть и Подарившему нам победу. Аминь.