«Эта удивительная история двух двенадцатилетий так поучительна. И кажется, что и та несчастная женщина, двенадцать лет страдавшая, очень похожа на мою кровоточивую совесть, которую никто не может исцелить. И я не на то трачусь, чтобы исцелить ее. Только бы прикоснуться к правде, и совесть выздоровеет. И кажется, что дочь Иаира – как моя душа, заснувшая сном беспечности, хотя и кажется с виду живой, но признаков жизни подает все меньше и меньше. Раздражается даже, когда кто-то постучит в дверь в неурочный час или позвонит. Мол, оставьте меня, я в своем гробу, мне здесь самому хорошо. Но вот Господь и для первой, и для второй, и для совести, и для души являет Свою бесконечную любовь».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В одно время родилась у Иаира, начальника синагоги, дочь. И в это же самое время заболевает одна женщина. Всегда очень близко, всегда рядом в нашей жизни и радость, и печаль, и потери, и приобретения. В семье Иаира начинается торжество жизни. Они надышатся не могут своей дочерью. Он и его супруга любят ее бесконечно. Она растет и радует всех, как может радовать ребенок своих любящих родителей и своих родных.
А в жизни женщины, имя которой мы не знаем, но знаем о ее глубокой вере, начинаются долгие годы испытаний. Она тяжело болеет и обращается к разным врачам, и не может найти никакой пользы, чтобы избавиться от своей болезни. С годами эта болезнь становится уже частью жизни этой женщины, как и, несомненно, частью жизни с годами к тому, к чему привыкнуть невозможно, становится счастье в семье Иаира, где продолжает расти его дочь.
Проходит двенадцать лет. Дочь заболела. Иаир изо всех сил делает все, чтобы помочь своей маленькой девочке. И, должно быть, говорит не только в своей молитве, но говорит и вслух: «как я боюсь тебя потерять», «как я боюсь остаться один», «как я боюсь, что смерть нас может разлучить». Он идет к Спасителю Христу, о Котором слышит и просит Его: «приди и исцели мою дочь».
Христос ничего не говорит ему. Святитель Феофан Затворник замечает это. Он говорит: посмотри, как Христос молча встает и идет в дом Иаира, ничего не отвечая, ничего не обещая, не проронив ни слова по отношению к этому несчастному отцу. Он просто идет вслед за болью этого человека. Да, Господь всегда ходит следом за нашей болью, если мы эту боль разделяем с ним. Господь всегда идет рядом с нами, с нашей надеждой, с нашей верой, если мы просим Его быть рядом.
Он никогда ничего не ставит в условие. Он не говорит: «Я приду и исцелю, но тогда и ты должен будешь Мне кое-что сделать». Он никогда никому не ставит условий. Он всегда тихо встает рядом со мной. И дальше, если я зову Его из всей глубины своей веры – идет, куда бы я ни пошел, спешит со мной, куда бы я ни спешил, сострадает и любит, верит и надеется, разделяя со мной мою веру и мои боли, и мои слезы, и мои надежды.
И пока Христос идет за Иаиром, пробираясь сквозь толпу, вдруг Он в этой толпе останавливается, как пишет Лука, и задает вопрос, который удивляет и апостолов: «кто прикоснулся ко Мне?».
Не так задает, как мог бы задать человек, который о себе думал бы с особым превосходством: «кто посмел нарушить мой покой? Кто там еще? Кого там еще? Да сколько можно?» Ну так иногда мы отвечаем, когда кто-то ночью постучится в дверь или в неурочный час позвонит по телефону. Как нередко быстро мы бываем раздражительны в этот момент. Ну, кто там еще? Ну, кому еще надо? Ну, неужели нельзя меня оставить в покое? Это раздражение иногда бывает таким, что и дверь не откроем, и на звонок не ответим. Потом, не до тебя.
Нет. Не такой Христос. И не такими Он учит быть нас. Он останавливается и спрашивает: «кто прикоснулся ко Мне?» - с любовью. Удивляются апостолы, говорят Ему: «тут столько людей, все Тебя теснят, и Ты спрашиваешь: кто к Тебе прикоснулся?» Христос отвечает: «Я почувствовал силу, которая изошла из Меня. Прикоснулся ко Мне некто».
Видишь, как Господь силой Своей жизни, Своей любви делится с любым, кто прикасается к Нему. И говорит это не для того, чтобы от этой женщины, которая надеялась все эти двенадцать лет, и верила, что однажды она исцелится от своей болезни не для того, чтобы эта женщина вслух рассказала об этой болезни и воздала Ему благодарность и похвалу. Не для этого.
Он обнаружил эту женщину для того, чтобы показать, что тихая надежда и крепкая вера всегда творят настоящие чудеса. Феофан Затворник говорит: посмотри на веру этой женщины, какая она крепкая. Иногда мы просто говорим: «как я хочу быть здоровым». Но за этими словами не следует никакой работы. Да, Феофан так и говорит: условия такой веры всегда сопряжены с работой, работой сердца и души.
Что это означает? Это означает, что верить не равносильно просто закрыть глаза и мечтать. Верить – это, значит, жить, трудиться, это, значит, помогать другим из последних сил, это, значит, вставать и открывать дверь, когда у тебя самого сил нет. Та женщина именно такой и была, она каждому открывала дверь. И хотя сама страдала тяжелой болезнью, и ей было, как мог бы сказать современный человек, не до других. Могла бы так сказать: «ну, не до тебя сейчас», «кто бы мне помог», «кто бы меня поддержал», «кто бы меня утешил», «кто бы меня услышал». Меня. Я.
Нет, она не была такой. Она все эти двенадцать лет работала. Не знаем, какой она была до этого. Но знаем, что, когда она встретилась со Христом, она тихо надеялась. И Господь, когда услышал ее историю, как и все окружающие Его, она обнаружила себя и сказала, что она прикоснулась к Нему с надеждой избавиться от болезни, ответил ей: «иди, дщерь, с миром, вера твоя тебя спасла». Она получила мир и с этим миром исцеление ровно тогда, когда так близко подошла к Богу, никого не расталкивая, не требуя себе места перед Ним, не расчищая свою дорогу, а так сквозь спины, с маленькой надеждой, едва протянула руку и прикоснулась к Нему.
Тихая, скромная, вместе с этим очень живая и трепетная вера совершила чудо. Она исцелилась. И вот эти двенадцать лет ее страданий закончились. Двенадцать лет ее несчастья завершились. Эти годы для нее были непростыми, но они увенчались подаренной радостью. Она не жила вечно, эта женщина. Пришло время, и она ушла в вечность, и там теперь живет. Но то время, сколько Бог ей подарил жить на земле, несомненно, она продолжала жить так же, как и жила, тихо и скромно, окликаясь на нужду других людей.
Евангелист пишет, что она была достаточно богата и все свое имение потратила на себя. Ну, множество из своего имения. На врачей, на каких-то лекарей, какие-то особые дорогие лекарства. То есть она на себя все тратила. И в какой-то момент, когда ничего не помогало, она научилась тоже тратить на себя, но в других вкладывая. Она просто служила другим людям. Двенадцать лет ее горести прошли.
А у Иаира в это же самое мгновение эти двенадцать лет счастья жизни его дочери мгновенно померкли. Из его дома пришли и говорят: «дочь твоя умерла, не тревожь больше Учителя». Как же эти слова горьки и, к большому сожалению, как же часто мы ими руководствуемся.
Если я чего-то своего не добился, если я чего-то своего не получил, если то, о чем я просил, не исполнилось – все, мне говорит иногда моя лукавая совесть: не тревожь больше Бога. Он не слышит твои молитвы. Не надо, забудь свои молитвы, закрой свой молитвослов и положи его подальше на полку, затуши лампады дома и больше можешь их не зажигать. Все равно ничего не получилось. Господи, и сколько потухло лампад, и сколько пылится молитвословов, и сколько отчаявшихся душ!
На это Христос в первый раз заговорил с Иаиром и сказал ему то, что так ему, наверное, нужно было не только услышать, но сказал ему о том, чем жил Иаир: «не бойся, только веруй». Не бойся, только веруй. И действительно, посмотреть со стороны, сказать: ведь Господь с ним, останься с ним.
Веруй – это, значит, не закрывай двери. Веруй – это, значит, не становись в этот дверной проем и не заслоняй собой Его свет, это, значит, не бросай свою собственную тень, как бы это парадоксально не звучало, на всю свою жизнь, не делай ее мрачной. Не бойся, только веруй. Иаир идет дальше домой, но теперь уже бежит со всех ног. Что с ним происходило, можно себе представить. Он рыдал. Он плакал. Он не верил, что она умерла. А вдруг ошиблись. А вдруг просто плохо стало. А вдруг он еще успеет поцеловать свою любимую доченьку. И она еще дыхнет на него своим теплым дыханием. Он бежал домой со всех ног. Христос – за ним.
Дальше мы знаем, что было. Господь выгнал всех из дома, оставил только Иаира и мать ребенка. Сказал всем: «она не умерла, но спит». Над Ним все смеялись, как иногда смеются над верующим человеком. Что ты, во что ты веришь? Это тебе помогло? Ну, что, ты молился, верил, а все равно умерла, а все равно заболел. А все равно война. А все равно боль. А все равно мрак. Где твои молитвы? Так смеялись над Иаиром его родные.
Да, иногда даже в самое горькое время, когда бы лучше промолчать, смеется и ухмыляется мир. Когда бы лучше трепетно смотреть и ничего не говорить, гогочет мир, отвлекая от самого главного, развлекая, танцуя на костях смерти. Мол, ну, хоть сколько-нибудь да поживем. И смеется, и отмахивается. Смеется над истиной, и отмахивается от правды.
Господь исцеляет от смерти дочь Иаира, воскрешает из мертвых. Говорит ей: «встань, девица». Она, как послушная Богу, встает. И Господь говорит: «дайте ей есть». Как часто, Господи, вспомнить бы только, как часто Господь — вот так же, как дочь Иаира, поднимал из праха мою собственную душу. Как часто Он ей говорил: «встань, проснись».
Когда она засыпала сном безразличия, когда она засыпала смертью к добрым делам и поступкам, когда она увлекалась только самой собой. И никого вокруг не замечала и попадала, как в гроб, где только она одна. Других нет. Как часто Господь говорил моей несчастной душе: «тебе говорю, встань, посмотри на тех, кто любит тебя, увидь тех, кому ты дорога, услышь тех, кто имя твое на устах произносит, а не только услаждайся самой собой».
Взял на руки эту дочь и отдал родителям, и сказал: «покормите ее», чтобы знали, увидели, удостоверились, что она совершенно здорова, жива. У Иаира, у супруги, конечно, наверное, не было слов выразить все свое счастье и удивление, и ужас, и любовь, и страх, и радость, все одновременно. Но, пожалуй, самым главным, что в этот момент навсегда осталось в руках Иаира — это его собственная вера, вера трепетная, вера, которая может все преодолеть, вера, которая не боится.
«Не бойся» – эти слова Спасителя Христа всю оставшуюся жизнь Иаира звучали в нем как откровение любви Бога. И в его жизни было, наверное, много разных обстоятельств, и, конечно же, болели и дети, и он сам, и приходили времена печальные, и приходилось, должно быть, и переживать какую-либо неправду, и ссоры, и злобу, и ненависть, и чего только человеческого не случалось с ним. Но во всех этих своих жизненных обстоятельствах он всегда помнил слова Христа — «не бойся, только веруй». И жил, и верил, и надеялся, и любил, и не боялся.
Эта удивительная история двух двенадцатилетий так поучительна. И кажется, что и та несчастная женщина, двенадцать лет страдавшая, очень похожа на мою кровоточивую совесть, которую никто не может исцелить. И я не на то трачусь, чтобы исцелить ее. Только бы прикоснуться к правде, и совесть выздоровеет. И кажется, что дочь Иаира – как моя душа, заснувшая сном беспечности, хотя и кажется с виду живой, но признаков жизни подает все меньше и меньше. Раздражается даже, когда кто-то постучит в дверь в неурочный час или позвонит. Мол, оставьте меня, я в своем гробу, мне здесь самому хорошо.
Но вот Господь и для первой, и для второй, и для совести, и для души являет Свою бесконечную любовь. Потому что, создав однажды нас для Себя, никогда больше не выпускает нас из Своих рук. Мы – Его создания, мы – воплощение Его любви. И моя жизнь, моё дыхание – это то, что Он подарил, и то, что Он обязательно возьмет в Свою вечность. Потому что создал меня не для смерти, не для потех, создал меня не для усмешек, создал меня для своей любви.
И как блаженный Августин говорит: «и метется наше сердце, пока не успокоится в Нем». В Нем успокоилась эта самая женщина, страдавшая кровотечением. В Нем успокоился Иаир и его супруга. В Нем столькие успокоились, и нашли не то, что иногда нам представляется покоем, как некое хорошее состояние. Нет. Успокоиться – это, не значит, все вдруг наладилось и стало покойно. Нет.
Успокоиться – это, значит, перестать бояться. Перестать бояться. Жить, любить, прощать, надеяться, идти дальше. Не бойся, только веруй. Аминь.
17 ноября 2024 года. Покровский собор города Минеральные Воды