«Святые Косма и Дамиан были именно такими людьми. В других людях они не искали человеческой благодарности или человеческого участия. В других людях они искали только одно – образ Божий, который обнаруживали, прежде всего, своей собственной жизнью».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех нас поздравляю с днем памяти святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана, и блаженной матери их Феодотии, память которых мы сегодня празднуем, и в память о которых освящен этот замечательный храм здесь, в нашем поселке Иноземцево города-курорта Железноводска.
Совершая день памяти святых, мы по научению Церкви помним о них, чтобы их жизнь, чтобы их усердие, их старание, чтобы пройденный ими путь были бы доступны и для нас. Ведь память о другом человеке мы совершаем не только ради некой благодарности или по велению собственной крови. Тогда бы мы о тех, кто далее к нам по крови и совершенно не помнили бы.
Память о иных мы совершаем еще и для самого важного и драгоценного – для того, чтобы нам, взирая на их память, подражать их вере и достигнуть вечного Царства. Если бы мы совершенно самостоятельно, уповая только на собственные силы и на собственные умения и знания, совершали бы свою жизнь, мы далеко бы в ней не продвинулись, и уж точно мы не достигли бы жизни вечной.
Вся наша даже физическая, человеческая жизнь есть воплощение опыта тех, которые жили до нас. Они оставляют нам города, в которых мы живем. Они оставляют нам ремесла, которыми мы владеем. Они оставляют нам правила жизни, которыми мы живем. Они оставляют нам свою любовь, которой мы дышим. Они оставляют нам свою веру и надежду, которыми мы вдохновляем свою собственную жизнь.
Святые бессребреники Косма и Дамиан, память которых мы празднуем сегодня, тоже оставили нам воплощение евангельского слова, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. Это слово обращает к нам Спаситель Христос, и напоминает нам святой евангелист. Господь сказал Своим ученикам: «Вы Духом Божиим, верою и упованием на Бога совершайте дела своей веры, и больных исцеляйте, и мертвых воскрешайте».
Иногда нам кажется, что это призыв только к людям, которые обладают определенного рода опытом в исцелении болезней. Ну, а что уж там говорить - в воскрешении мертвых. Но ведь это евангельское слово было сказано не ради самого слова. Ведь Христос, что сказал нам, то и оставил.
Исцелять иных и воскрешать их души к вере — это свойство, которое Господь подарил каждому верующему в Него человеку. Ведь для того, чтобы дать человеку облегчение от его душевных и сердечных мук и переживаний, болезней, необходимо поделиться, прежде всего, своей собственной надеждой.
Верующий человек — это не тот, который только лишь для самого себя сохраняет те или иные правила или обычаи. Верующий человек – это тот, который действует во имя Христа. Это тот человек, который руководствуется словом Божиим. Нередко мы руководствуемся своими собственными впечатлениями, что, в принципе, вполне приемлемо, руководствуемся своим опытом, что вполне естественно. Но иногда наш собственный опыт и желание не всегда совпадают с тем, что является воплощенной любовью Божией.
Нам иногда леностно помолиться о других, хотя Господь говорит: «непрестанно молитесь». Нам не хватает сил и дыхания сердца, чтобы простить другого человека, хотя Господь говорит: «прежде, чем принесешь свою молитву, оставь свой дар у жертвенника, пойди примирись со своим соперником, и только тогда приноси этот дар». Мы, руководствуясь своим собственным опытом, нередко дальше своей собственной жизни, своих болей и болезней не видим. И чаще всего бываем застигаемы собственными переживаниями, за ними не замечая других.
Мне многократно приходилось слышать, когда один человек говорил другому человеку о своих болезнях, и тот, который становился собеседником, тут же отвечал: «да, у меня еще хуже». Но ведь можно было бы ответить иначе: «давай я вместе с тобой помолюсь о том, чтобы Господь посетил тебя Своей милостью», «как же мне больно и горько слышать твое повествование, давай я возьмусь искренне и горячо просить Господа, чтобы милосердный Бог над тобой сжалился». В любом испытании, которыми нередко делятся те, кто окружают нас, мы, к большому сожалению, не всегда находим повод для подвига собственной любви и сострадания. А отвечаем на эту чужую боль болью о себе самих и своей еще большей болью.
Вот бессеребренники Косма и Дамиан, воспитанные своей замечательной благочестивой матерью в глубокой вере, хотя и изучали, и имели определенные навыки во врачевстве, изучали искусство врачевства, однако же подлинными искусными врачевателями они стали от своей глубокой веры и от своего сострадания к другим людям.
Бог дал им дар чудотворения не потому, что они были некими особенными людьми и не потому, что их особенных избрал из числа всех других. Бог дал дар чудотворения тем, кто просто умел сострадать другим людям, любить других людей, любить в них образ и подобие Божие, которые бывают поругаемы грехом, и это приводит к болезни.
Это умение в человеке увидеть образ и подобие Божие, это умение полюбить другого человека всей своей душой, всем своим сердцем и открыло им, бессребреникам, удивительный дар чудотворения от Бога.
Они, воистину, исполнили слово Христово: исцеляя болезнь и всякий недуг в других людях, наполняли их не просто состоянием физического здоровья, а исполняли их души глубокой, удивительной, живой, самой настоящей чудотворящей верой. Они дарили надежду одним своим словом и одним своим присутствием, потому что сами жили этой надеждой.
Как можно это понять? Как можно это почувствовать? Бывает, это очень совершенно просто – рядом с тобой оказывается совершенно чистый сердцем и душой человек, который искренне радуется. И тогда даже самый мрачный образ, и даже самый отчаянный образ человека, погруженного в свои боли и страдания, стоит лишь только заметить такого радующегося человека, особенно, если это радость на лице ребенка, то сердце этого несчастного начинает размягчаться от своей боли, отказываться и отрекаться от своего уныния и отчаяния, и видя торжествующую радость в ребенке, принимать ее как свою собственную радость, разделять эту радость.
Святые Косма и Дамиан были именно такими людьми. В других людях они не искали человеческой благодарности или человеческого участия. В других людях они искали только одно – образ Божий, который обнаруживали, прежде всего, своей собственной жизнью.
Люди полюбили этих удивительных братьев. Они врачевали без всякой мзды, не ища никакой похвалы для себя и, наоборот, дали обещание друг другу, что никогда не будут принимать никакой благодарности от тех людей, которым они помогут, благодарности в плане некого материального поощрения или какого-то особого положения.
Они просто и одинаково относились ко всем: и к простым людям, и к людям, имена которых были знатны в своем городе. Они просто относились и одинаково ко всем: и к людям в простой, скромной, бедной одежде, и к людям, которые имели возможность надевать на себя дорогие украшения. Для них не было разницы: кто предстоит пред ними, потому что во всяком человеке они видели самую большую драгоценность – образ и подобие Божие. В каждом человеке они искали и отыскивали Бога, и, найдя Бога в другом человеке, этот человек избавлялся от своих болезней и славословил имя Божие.
Чудо исцеления всегда совершается там, где начинается чудо веры. Чудо исцеления всегда совершается и укореняется там, где человек способен и всю свою способность вкладывает в силу изменения своей жизни. Не бывает исцеления там, где душа человека не дышит надеждой. Не бывает исцеления там, где сердце человека остается непреклонным, черствым, грубым и ожесточенным.
Бог, как благодатная сила, изливает Себя только в добрую и подготовленную, расположенную для Его милости почву. Хотя, несомненно, Господь даёт, как солнце, как об этом удивительно изображает Свой образ в Евангелии, всякому человеку и злому, и доброму. Но только в добром Господь даёт благодатный и удивительный плод Своей любви. Злое сердце не способно принять этот свет.
Косма и Дамиан были людьми, которые не только горячо молились о других людях и даровали им через свою собственную веру и благодатную помощь дары исцеления. Они ещё были людьми, которые горячо и искренне, и внимательно со всей силой своей внутренней надежды на Бога для каждого искали встречи этого человека с Богом. Сердце их печалилось, когда такое не происходило. И напротив, радовалось, когда они становились свидетелями этому.
Они прожили долгую для своего времени жизнь и скончались в мире и тишине. В житии есть одно обстоятельство, когда один из братьев, хотя они обещали друг другу не брать никакой мзды, от одной женщины, которая закляла его именем Божиим, принял некую благодарность, как повествует жизнеописание – три яйца, о которых она сказала: «возьми их во славу Святой и Живоначальной Троицы». Потом они при своей жизни примирились, хотя сначала это стало некоторой ссорой и досадой для их общения.
И когда скончался один, а затем и второй брат, люди размышляли о том, стоит ли хоронить их вместе, ведь они, как казалось, были расстроены этим испытанием и обстоятельством жизни. Но удивительным промыслом Божиим стало известно для людей, как повествуется в житии, от бессловесных созданий о том, что Господь принимает душу и одного и другого. Да и Сам Господь явился брату перед его смертью, сказав о том, что второй не согрешил, не нарушил своей клятвы и своего обещания.
Как удивительно эти два человека были связаны одной любовью к Богу, которую сохраняли не только в себе, но и в друг друге. Как удивительно и ревностно они относились друг к другу, помогая сохранять данное обещание. Как они радовались успехам друг друга. Как они радовались милости, которую Господь изливал друг на друга. Не каждый о себе и за себя, но каждый один за другого.
В этом, пожалуй, наверно, и был особый благодатный источник, как глубокий кладезь, их духовной силы. Когда чистоту своих слов, обещаний, своей веры и своей жизни они сохраняли не только каждый в себе, но и каждый в другом.
Пусть это тоже будет доброй школой для каждого из нас. Пусть каждый научится этому для своей собственной жизни: уметь радоваться тогда, когда другой человек счастлив, уметь радоваться тогда, когда другой человек здоров и исполнил данное обещание, и со всей силой сохранять в другом свободу от какого-либо греха или от какой либо неправды, чтобы по молитвам святых бессеребренников мы могли бы это злое исцелить через свою веру, через свою надежду, через свое внимательное, сострадательное отношение к другим людям.
Святые бессребреники и чудотворцы Космо и Дамиане, молите Бога о нас. Аминь.
14 ноября 2024 года. храм святых Космы и Дамиана поселка Иноземцево