«Этот человек пошел проповедовать о Христе. А что же Он с ним сделал? Он вернул его имя. Вернул ему его имя. Вычеркнув все ошибочные, лживые и горькие имена из его жизни. Он назвал его Своим: это Мой сын, и имя ему Мой сын. Об этом и проповедовал избавившийся от бесов – о Боге Отце, о любящем Друге, об Искупителе и Воплотившейся Любви, о настоящем мире и свете, о подлинной чистоте и о настоящей свободе. Он проповедовал о Христе».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Вместе с вами сейчас слушал Евангелие и задался вопросом. Спаситель, когда встретил этого несчастного человека, одержимого бесами в стране Гадаринской, задал ему единственный вопрос: «что тебе есть имя?» Этот вопрос мы часто слышим в своей жизни, когда с кем-либо знакомимся и кто-то спросит нас: «а как тебя зовут?» Мы, конечно же, называем то самое имя, которое дали нам родители.
А когда спросит Бог меня: «что тебе есть имя?», что я Ему отвечу? Да-да, ведь Он задаст вопрос о моем имени как о свойстве моей жизни. Не просто созвучие букв знакомых мне с детства, а именно как о свойстве моей жизни. Что тебе есть имя? Твое свойство любить? Твое свойство в твоей жизни прощать? Надеяться? Верить? Ненавидеть? Мстить? Раздражаться? Лгать? Предавать? Дружить? Какое свойство твоей жизни?
Тот несчастный человек, которого бесы мучили, сделав его обиталищем своей силы и своей власти над ним, содрогнувшись с ужасом, задумавшись о своей жизни, ответил с кошмаром для себя: «легион имя мне». Сколько во мне имён? Здесь я – один, а в другом месте – совершенно другим становлюсь.
Только что улыбался, но стоит кому-то неаккуратно наступить на мою ногу – от этой улыбки остаётся злой оскал. Только что говорил о глубоких и удивительных дарах любви или дружбы. И здесь же, не успев сделать ещё одного шага, уже в спину другому говорю: «ах, какой нехороший человек!» Только что молился горячо и сильно, и обещал Богу исправить свою жизнь, и уже проходит некоторое время, у тебя на руках выписной лист из больницы. И где твои обещания? Возвращаешься, как пёс, к тому, что было в твоей жизни, к привязи, к своей будке и кормушке.
Что тебе есть имя? Мне думается, что вот вся наша жизнь должна быть сосредоточена так же, как сосредоточена рука юного ученика в классе, когда в первый раз пишет своё имя – ровно, красиво, понятно. Жизнь человека должна быть ровно такой же, как будто бы я пишу своё собственное имя. И хорошо бы написать его без помарок, не перечёркивая и не вычёркивая.
Но если взять книгу своей жизни, то как по-разному я подписывался под прожитым днём, как будто это разные авторы. Хотя на моей книге жизни будет только то имя, которое я сам напишу. Бог лишь только назовёт меня этим именем. В жизни человека, о котором мы слышали в Евангелии, одержимого злыми духами, наверное, как и в нашей обычной жизни происходили разные события. Мало-помалу он менял свои имена. Сначала для кого-то он был любимым и дорогим, а потом стал ненавистным и уж совсем недорогим. Наверное, кто-то сначала радовал его, и он, видя, этого человека радовался. Потом обманутый и научившийся обманывать других, он уже так не радовался.
Вот вспомним мы свою детскую жизнь, как мы бесконечно радовались, увидев маму или отца. И тогда наше имя было «сын» или «дочь», «сыночек» или «доченька». Теперь можно увидеть даже в телефонном звонке знакомое имя и себе сказать: «потом перезвоню, сейчас так некогда», «сейчас так много моего, для меня нужно». Но уж не говоря о том, чтобы прийти и заглянуть в глаза маме или папе. Со временем это имя поменялось. Конечно, мама и папа продолжают звать так же, как звали и тогда, много лет назад.
Но иногда приходилось быть свидетелем этому, когда мама так ласково назовет своего ребенка перед другими, а он прям раздражается: «ну, зачем ты так, мама? Что ты такое говоришь?» Имя-то поменялось. Что тебе есть имя? Также и с друзьями, также и с родными и близкими. У этого человека, должно быть, так много всего поменялось, что они его выгнали из города.
Одержимый нечистыми духами – это страшная духовная болезнь, которая начинается всегда с мелочей. Она никогда не начинается внезапно, как снег на голову. Она никогда не начинается вдруг и ни с того ни с сего. Она живет и мало-помалу набирает силу. И каждый раз эта одержимость становится сильнее, когда я в очередной раз меняю свое имя. В том смысле – для кого-то перестал быть другом, для кого-то родным человеком, для кого-то стал врагом, с кем-то в жуткой ненависти, ссоре, для кого-то стал вруном, лжецом.
Мало-помалу этот злой дух начинает внушать мысль человеку, что, в общем-то, сколько бы имен у него не было, да, как угодно, главное – ты сам знаешь, кто ты и живешь, как хочешь. И тогда уже имя – легион. Живешь – как хочешь, без правил веры, надежды и любви.
Христос сжалился над тем человеком, одержимым злыми духами. Как, впрочем, Господь всегда очень-очень милостиво относится к каждому человеку. И каждому знает цену, и каждого знает имя. И тогда этот несчастный, оказавшийся перед любовью Бога, Создателя, Отца, Которого, впрочем, он тоже в своей жизни не раз обманывал. Я буду молиться. И где твоя молитва? Я обязательно вот это больше не буду делать. И где твои обещания? Я обязательно, обязательно найду время, чтобы прийти к Тебе домой, Отец, в храм. Слава Богу, что пришел. Слишком долгим был твой путь.
Но Господь и этому радуется. Много раз нами обманутый, много раз не слышавший нашу благодарность, много раз нами, как у Креста, и оплеванный, и поруганный, нашими горькими дрянными словами, поступками, лживостью, трусостью, страстями. Он никогда не выгонит и не скажет: «иди, живи, где хочешь, видеть тебя не хочу». Он пришел в то самое место, куда выгнали люди этого Гадаринского бесноватого, и повелел бесам выйти из этого человека.
Мы знаем, что было дальше. Бесы взмолились и просили, чтобы Христос не отправлял их в преисподнюю, а дать им вселиться в стадо свиней, которое паслось рядом. И это стадо взбесилось, бросилось с крутизны.
Потом пришли люди из большого благополучного города, пришли люди из города, где все жили спокойно, мирно, счастливо, где все смогли договориться, как жить. Люди пришли из города, где царил, в общем-то, мир и порядок. И ничего в их городе не происходило такого, что могло бы их одновременно всех испугать, или заставить волноваться, переживать. Только разве что пастухи.
Они побежали в этот благополучный город и рассказали, что случилось. Ну, эти люди из благополучного, спокойного, мирного и тихого городка, очень уютного, пришли и сказали Ему: «уйди из нашего города, не входи в него, нам не нужно проблем, мы живем так, как мы живем». Не заходи в наш город. Не нарушай нашего спокойствия. Мы со всем договорились. Мы согласны. Не только, что нас обманывают, мы и сами врем. Мы согласны не только, что нас обкрадывают, мы и сами крадем. Мы согласились быть такими. Вот уж точно легион. Мы согласились быть такими, знаете, толерантными. Вот, вспомнил еще одно из имен этого легиона. Ко всему терпимыми. И пусть на улицах наших городов беснуются, и пусть творят, что хотят. Это их выбор. Мы живем мирно и тихо. Не заходи к нам в город.
Богу не привыкать, когда Его создание Его не только бросает, оставляет, а еще и прогоняет. А еще пройдет некоторое время, поднимут на Крест и убьют. Не заходи в нашу жизнь. Твои слова слишком горьки и разделяют нас. Не хочу ничего менять в своей жизни. Я-то чувствую себя благополучным. Я ж не как этот бесноватый. Хотя, впрочем, все удивились, увидев, что этот человек сидит очень благоразумно, рассуждает.
Когда Христос сделал шаг назад, этот несчастный, а теперь уже счастливый, говорит Ему: «я пойду с Тобой». Нет - говорит Господь - вернись в свой дом и расскажи то, что сделал с тобой Бог. Так он и сделал. Этот человек пошел проповедовать о Христе. А что же Он с ним сделал? Он вернул его имя. Вернул ему его имя. Вычеркнув все ошибочные, лживые и горькие имена из его жизни. Он назвал его Своим: это Мой сын, и имя ему Мой сын. Об этом и проповедовал избавившийся от бесов – о Боге Отце, о любящем Друге, об Искупителе и Воплотившейся Любви, о настоящем мире и свете, о подлинной чистоте и о настоящей свободе. Он проповедовал о Христе.
Вот и помолимся за литургией с одним только вопросом: «Господи, а что же я отвечу Тебе, когда Ты меня спросишь: «что тебе есть имя?» Может пришло время взяться за свою жизнь и достойно, красиво, без помарок написать: «Я – Твой, Господи». Аминь.