Принципы устроения жизни земной и Жизни Небесной, Вечной!

29.01.2013
Просмотры: 2484

протоиерей Анатолий Лобков,

кандидат богословия,

духовник Кисловодского округа Пятигорской и Черкесской епархии:

 

2012 год – особый год: Церковью нашей, отечеством нашим отмечено было несколько юбилейных дат, в частности: 1150-летие образования Русского Государства, 400-летие победы над Смутой, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года…

Об этом было много информации из различных источников – и устных, и письменных. По поводу этих событий хочу высказать и я кое-какие мысли (надеюсь, что эти мысли будут высказаны в духе учения Церкви).

В чем причина и малых смут, и Смут больших? Какая тут может быть связь между событиями 400-х летней давности – возникновением Русской Смуты - и настоящим днем? Связь самая прямая и причины - одни и те же. Постараемся и связи - эти, и причины эти рассмотреть, так как смуты эти возникали и прежде, продолжают возникать и сейчас.

События недавнего времени – 1991 и 1993 годов – это что? Разве не смута? И что здесь общего? Можно ли выявить причину в природе смут? Выявить вирус смут – это значит поставить правильный диагноз. А правильный диагноз – это и лечение болезни, и профилактика от возникновения новых смут. И что же в возникновении смут является ключевым? Какие проблемы? История дала на это четкий ответ: ключевыми здесь являются проблемы отношения людей к Богу, Вере, Церкви, Церковности, проблемы глубокого кризиса доверия к власти государственной, к ее законности, ее авторитету. Именно это породило во времена Большой Русской Смуты множество Лжедмитриев, двоевластие, а в дальнейшем – революции, репрессии, гибель миллионов.

За десятилетия, прошедшие после свержения и расстрела последнего Российского Государя, мы не только не решили (до сих пор не решили!) вопрос легитимности власти, но еще более обострили его.

Самый высокий авторитет власти – это авторитет, базирующийся на Православной религиозной традиции. Смута же, нанося удар по основам нашего мировоззрения, наносит удар по основам государственности: "А царь - то не настоящий!" - не от Бога!..

Невольно приходят в голову слова летописца: "Еще одно последнее сказание - и летопись окончена моя: исполнен труд, завещанный от Бога"… Вот как на труд смотрели наши благочестивые предки, тем более – на труд народоправства, на труд Государя и Государства по управлению подданными: труд завещан от Бога, трудясь, ты делаешь дело Божие, исполняешь Его Святую Волю…

Где здравый смысл, завещанный также нам и нашими предками? Почему он утерян? Куда делась "мудрость народная", воспеваемая в нашем гимне? Каковы же причины нынешних смут? Те же самые! В какой системе координат мы живем сейчас? Где добро? Где зло? Где ложь? Где, правда? Что же отвечать на эти вопросы? Пытаясь ответить, говорят что угодно, но все эти ответы, как правило, - фальшь. Вместо подлинного патриотизма мы имеем подделки.

Необходима в нашем Отечестве для правильной жизни правильная основа, то есть ПРАВОСЛАВИЕ! Это – принцип правильного устроения нашей земной и Небесной Жизни: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи" (преподобный Серафим Саровский).

Сущность Смуты начала XVII века – в разрушении власти, хотя люди в то время еще не сомневались в Бытии Божием. Именно эта вера в Бога сделала возможным услышать голос Великого Узника того времени Святейшего Патриарха Гермогена, призвавшего народ Русский объединиться. И Смута была преодолена. Именно эта вера – вера в бытие Божие – сделала возможным преодоление вируса, несущего Смуту, преодоление "разрухи в головах" (выражение персонажа "Собачьего сердца" Михаила Булгакова – профессора Преображенского). Именно вера в Бога возвратила, казалось бы, уже утраченный, духовно – нравственный стержень: именно поэтому призыв Патриарха Гермогена был услышан. Да, именно Церковь явилась тем антивирусом, благодаря которому Смута была преодолена. Православная Русь услышала своего Духовного Вождя. Так было тогда.

Но когда разгорелась Новая Смута – Гражданская война, - все было уже совсем иначе: Святейшего Патриарха Тихона не послушали, его призыв не услышали. Второго марта 1919 года, в Прощеное Воскресение, совпавшее с днем памяти Святителя Гермогена, Святейший Патриарх Тихон в своем обращении воспроизвел слова Патриарха Гермогена: "Спасение Руси – от Церкви Православной", Церковь является и должна быть совестью Государства… и призвал прекратить войну, прекратить кровопролитие. Призвал к миру. Но, - увы! - не был услышан.

Почему? Потому что, как сказано выше, во времена Первой Смуты еще крепка была вера в Бога, вера в Его бытие (хотя исполнение Заповедей Божиих уже тогда было поставлено под сомнение).

Но во времена Новой Смуты под сомнением "оказалось" само бытие Божие, Сам Бог, все верующие в Него стали объектом гонений.

В начале же ХХ века уже можно было слышать такую, например, частушку: "Бога нет, царя не надо./Мы урядника убьем./Подати платить не будем./И в солдаты не пойдем".

Ну и что от такого мировоззрения к Высшим ценностям: к Богу, к Церкви, к Государю, к самому Государству можно было ожидать!

Ориентир правильного устроения жизни - это Заповеди Спасителя для всех, и в первую очередь и прежде всего, для тех, кто управляет Государством. Ориентир – именно Заповеди Божии: "… Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5, 37). А у нас все "сверх этого", то есть все от лукавого, а не от Заповедей Божиих: столько "темных пятен", столько лукавства, столько несправедливости. Проблем - множество. Мы духовно больны. Для лечения болезни требуется точный диагноз.

И какой же диагноз? И что это – за болезнь? Что надо делать? С чего начинать? С осознания того, что Отечество наше – Русское. Вера, Корни, Традиции, Обычаи, Обряды – все у нас особое: Русское, Православное. На этом стояло, и стоять должно наше отечество. Этим жили наши отцы, наши предки, и другой основы, кроме Православной, у нас нет и не должно быть, иначе это будет уже не наше Родное Русское Государство.

Исторически сложилось, что на территории Русского Государства проживают народы и других национальностей, других религий, других вероисповеданий: наше Государство – многонациональное и много - конфессиональное. Проблемы межэтнических отношений всегда решались и всегда должны решаться в нашем Отечестве только справедливо. Объективность этих отношений, как показывает жизнь, такова: с ослаблением Православия (например, на Северном Кавказе) обостряются и эти отношения (вплоть до применения террористических актов).

Православие слабеет, остальные конфессии тоже слабеют. Слабеет и само Государство Российское. Мир, согласие и справедливость, т. е. мирное и справедливое решение проблем межконфессиональных и межнациональных (проблем этнических отношений), возможно в нашем обществе лишь при этом непременном условии (и это, повторяю, подтверждает жизнь): будет Православие как Государство - культурообразующая религия – будут и другие культурообразующие религии в нашем отечестве (Ислам, Иудаизм, Буддизм).

Будет в этом случае крепким, сплоченным, сильным, справедливым, миролюбивым и само наше Государство Российское. Жизнь свидетельствует: когда русские слабеют, остальные звереют. Предназначение Святой Руси - служить Божией Правде. Именно поэтому в Русском Государстве соглашались жить и мусульмане, и буддисты, и иудеи и даже язычники.

И что поразительно! - как только русский народ предал Бога, от него отвернулись все остальные народы: "Вы забыли Бога, и оставили Его, и Он, - говорит праведный Иоанн Кронштадтский, - оставил вас Своим Отеческим Промыслом и отдал вас в руки необузданного дикого произвола". Как писал русский философ Иван Ильин, "большинство соблазнилось о вере, о Церкви…, о совести, пошло за соблазнителями, помогло им замучить, задавить, и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями, произошел страшный разрушительный процесс – процесс отхода от традиционных духовных ценностей, который к концу века принял характер отречения элиты от исторической России. Более того, этот процесс стал отражением общего мирового процесса дехристианизации".

Все это породило атеизм неслыханных масштабов. Атеизм привел элиту, интеллигенцию к оторванности от реальной жизни. Общество перестало быть единым в своем понимании добра и зла, блага и вреда. Атеистическая мораль выступала с поразительной враждебностью по отношению к религии вообще, и особенно – к Православию и Традиционной Государственности. В России произошел глобальный раскол, приведший к национальной катастрофе. Кризис, поразивший нашу Страну, - это, прежде всего, не только и не столько кризис морально-экономический, но кризис духовный. "Сущность этого кризиса, - говорит Иван Ильин, - духовна. Это кризис всей русской культуры, государственности, кризис русской религиозности".

Единственный возможный выход из этого кризиса – возвращение, прежде всего, к православной вере, к истокам своей исконной Государственности, к истокам тысячелетней Культуры. Возвратимся к Православию – значит, выживем, значит, Россия будет существовать: "Церковь вечна, но Россия не вечна и, лишившись Православия, она погибнет. Не сила России нужна Церкви, сила Церкви необходима России", - с такой гениальной прозорливостью писал об этом К. Н. Леонтьев.

Важен не спор о том, какой строй лучше: республика или монархия? Гораздо важнее другое: чтобы Государство Российское, и каждый Гражданин России могли бы расставить правильные приоритеты и ими руководствоваться в своей жизни. Вот эти приоритеты: Бог, Отечество, Семья. Это – главное!!!

Святитель Феофан затворник говорит: "Не знаю, как кому, а мне без Православия не спастись". Добавим – и не устроить нормально земную жизнь. Если утрачена вера в Бога – то утрачено все: и честность, и порядочность, и святость, и верность своему долгу.

Макиавелли в своей знаменитой книге "Государь" утверждает следующее: "Благоразумный руководитель государства не должен держаться верности, которой он присягал…". И что из книги этого мыслителя следует? Если у человека, (а тем более, если человек руководитель, глава государства, например) горизонт мышления, только земной, понятие о людях только плотское, если он руководствуется только грубым практицизмом, если искажается тайна первородного греха, если отрицается образ Божий в человеке, то это есть ослепление. И если в этом ослеплении коренится политика, то она будет опираться на все, что угодно: и на силу, и на политический тоталитаризм. Если люди, ведомы похотью, страхом, если человек (руководитель) всего лишь хищное животное, обладающее умом и способностью к расчету, то тогда нет препятствий для того, чтобы вступить в согласие со злом, если от этого будет земная польза.

Главная цель такого руководителя – не вечное спасение своей души и душ ему подчиненных, душ его подданных, а совсем другая цель: удержаться во власти "правдами" и всеми неправдами, смотря по обстоятельствам.

Если нужно для выдвижения во властные структуры и для удержания во власти, то можно поступить и по "правде", сыграть роль и "доброго" человека: самому что-то сделать "доброе" и разрешить это сделать и подданным (подчиненным), а вообще то, по Макиавелли, руководителю надо научиться не быть добрым, если того потребуют обстоятельства. Такова "железная логика" держащихся за власть, за земные блага. Если надо удержаться во власти, то под предлогом делания блага для народа, можно и наказывать, и репрессировать, и заточать в тюрьмы, и убивать, можно и всю землю залить человеческой кровью, даже кровью своих сограждан… и это совершено логично, если главная цель не спасение своей души и душ своих сограждан, не Вечная Жизнь, а только земной успех…

В основе этого – самоудовлетворение, тщеславие, гордыня сверхсатанинская. А если руководитель мыслит не так, не в этом направлении, такого руководителя обвиняют в безволии и не рассудительности (как обвинили, например, святого Царя Николая): если не слетают головы, когда нужно удержаться во власти, то это – плохой руководитель. Если нужно – для этой же цели, - то необходимо и к злу относиться терпимо, толерантно: наименьшее зло почитать благом. Язык надо употреблять не для того, чтобы выразить мысли, но чтобы скрыть их.

Когда Макиавелли пишет, что государь должен научиться не быть добрым, он прекрасно сознает, что не быть добрым - значит быть злым. И в самом деле: какая разница – добро или зло, добродетель или порок, если главная цель – земной успех? Вот "железная логика" - диавольская! А как же должно быть в действительности? В действительности же дело должно обстоять так: главной целью политики должно быть благо народа – земное (материальное, интеллектуальное, нравственное) и благо спасения душ подданных, благо Вечной Жизни…

Все, что зиждется не на этой основе, не на христианских принципах (вероломство, измена, ложь, жестокость, убийство, то, что способствует – в зависимости от обстоятельств – удержаться властным структурам во власти), все это оказывается, в конечном итоге, разрушительным для блага народа, разрушительным и здесь, на земле, и в Вечности, то есть все это не соответствует требованиям человеческой личности и не приведет к предназначению человека – к конечной цели его жизни, к Вечной Жизни в Боге.

Что же делать? Очевидно: необходимо отказаться от всех химер, от насилия, от применения материального оружия, необходимо изменить свой коварный дух, свои тлетворные мысли, отказаться от абстракции добра, от абстрактной власти, от фальши, от всякого компромисса со злом, с дьяволом, который есть "ложь и отец лжи", от дьявольских мыслей:… Сойди со Креста – и дела Церкви пойдут лучше… Не полагаться на земную силу: на силу "коней и на колесницы" (Пс. 19, 8).

Необходимо быть нашей Церкви тем, к чему она и призвана: быть солью, не потерявшей своей силы, солью, способной осолить, то есть предохранить от духовно-нравственной порчи, нашу Державу, утвердить, истинную Православную Государственность, властные структуры, основав их на подлинно Христианских Принципах.

А возможно ли это в наше время? Возможно ли, чтобы голос деятелей Церкви прозвучал так, как голос Патриарха Гермогена? И возможно ли, чтобы ее голос услышан был народом, государственными деятелями. 400 лет назад это оказалось возможным: голос Церкви, голос Святейшего Патриарха Гермогена - Духовного Вождя и Вдохновителя народа - был услышан: народ объединился – и победил. Церковь одержала победу над темными силами.

При Святейшем Патриархе Тихоне – при Новой Смуте – это сделать Церкви не удалось: слишком велико было развращение народа. И в результате получили катастрофу.

Но при Новейшей Смуте – в 1993 году – Церкви нашей, Ее Предстоятелю Святейшему Патриарху Алексию II, пусть лишь на несколько дней, но все-таки удалось усадить политических противников за стол переговоров: посредническая миссия Церкви была принята сторонами противостояния. Хотя невинная кровь и была пролита, но гражданская война не вспыхнула, репрессий не было, Россия не была залита (как в Революционную Смуту) кровью. Если бы тогда была отвергнута посредническая миссия Церкви, – кто знает, что было бы сейчас с Россией. И сохранилась бы вообще Россия как Государство.

На вопрос: "Может ли сейчас быть услышан голос Церкви? " - ответ однозначен: - может и должен. Ведь альтернативы духовному возрождению, происходящему под водительством Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла, просто нет.

Сейчас, когда человечество охватил общемировой Кризис, в том числе, и нашу Державу Российскую, Господь Промыслом Своим определил быть Патриархом Русским - Святейшего Кирилла. Вся деятельность ныне здравствующего Патриарха является ярчайшим свидетельством того, что не только Россия выйдет из этой Смуты, из этого Кризиса, но и облегчит выход и другим странам мира, а Государство наше возвратится к своим Корням, к своим Традициям, прежним Основам, станет Православным. И проблема утраты властью своей легитимности, наконец, будет решена, так как эта власть будет уже властью от Бога.

2484