«Если ты хочешь в ком-то посеять доброе слово, если ты хочешь в ком-то посеять такое слово, которое принесёт плод утешения, делай это с надеждой, с любовью и с верой. Семя не вколачивают, как гвозди. Его не втаптывают со всей силой. Его просто, открывая ладонь, бросают в землю. И дальше верят, что оно взойдёт».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня для каждого из нас особая радость воскресного дня, в котором мы собираемся для того, чтобы вместе прославить Господа и Спасителя Христа, вновь вернуться ко гробу, от которого просияло нам Воскресение, вернуться к месту Его погребения, от которого просияла нам жизнь.
Каждый воскресный день мы вспоминаем Его, Господа и Спасителя Христа, Воплотившееся Слово, удивительную жертву любви. И не просто вспоминаем, чтобы не забывать, а обновляем в себе силу нашей жизни.
В течении не только этой прошедшей недели, от воскресенья к воскресенью, но с годами нашей жизни мы так иногда привыкаем ко всем нашим обстоятельствам этой жизни, мы так привыкаем к границам этой жизни, забывая о том, что от гроба границы жизни нет. Для нас иногда кажется все настолько зримым, ощутимым, мы все просчитываем и пронизываем своей мыслью о том, как бы мы поступили или что нам еще предстоит сделать. Всему мы определяем свое время: это для детей, это для юношества, это для взрослых людей, забывая о том, что у времени есть имя. И имя этому времени - Бог.
Иногда нам кажется, что это время, как некий заведенный механизм, который действует сам по себе. И обязательно так будет. Но сама жизнь говорит нам о том, что Бог – время дышит там, где пожелает и совершает то, что совершает, и не смотрит на наши человеческие времена, не смотрит на заведенные у нас часы на руке, не заглядывает в дату нашего рождения. И Бог не помнит, наверное, этой даты, потому что у Бога нет смерти. А значит, Давший начало никогда не скажет сколько же еще тому или другому жить, потому что Он есть жизнь, и даёт это начало для жизни вечной. Вот воскресный день об этом напоминает нам с особой силой, чтобы мы помнили о том, что Он есть время, место всему.
И вот в сегодняшнем Евангелии мы слышали удивительную притчу, которая заканчивается словами, с которых мне хотелось бы начать эту притчу: «имеющий уши, чтобы слышать, да слышит». Сколько только не проходит сквозь нас звуков, что мы только не слышим в нашей жизни каждый день. Мы слышим о разных новостях, о событиях, мы друг другу говорим о том, что знаем, о том, что сами слышали.
Но вот удивительный парадокс: в этом слышании и в том, что мы передаем друг другу, мы очень редко говорим о самом главном – о том, что Бог пришел в наш мир. Сегодняшняя притча начинается именно с этих слов: «и вышел сеятель сеять семя». Как замечает святитель Григорий Палама: Бог всегда присутствует в нас. И если сеятель это Он, то как же Он пришел к нам, когда Он никогда не оставляет нас? Так и есть.
Но этот образ говорит нам о том, что Бог являет нам Себя в обстоятельствах нашей жизни. Он всегда присутствует в нас, но действует через время, сквозь время и в обстоятельствах жизни. Вышел сеятель сеять – Бог принес Свое слово. И как сказано в этой притче: иное семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное семя упало в каменистую почву и дало плод, вроде бы начало подниматься, но не имело корня, взошло солнце, семя иссохло и погибло. Иное попало в терние, начало укрепляться, расти, но трава растет быстрее, и все погибло. А иное попало в благодатную почву и принесло сторичный плод.
Ученики, слышавшие эту проповедь и эту притчу, удивлялись ей, и наедине у Христа спросили: «что бы оно означало?» Но ведь Спаситель говорил людям о вещах совершенно понятных и ясных. Вот сегодня ехал сюда, на наш замечательный приход, вижу, как впереди прошли зерновозы, и как некий сеятель, который разбросал семя, с бортов посыпался собранный урожай, где-то птицы начали клевать, где-то смотришь, у дороги попало в обочину, а там столько сорняков. И только одна надежда – когда посмотрел на вспаханные поля, которые готовы к новому сеянию, как образ труда, надежды и любви. И для людей, которые живут на земле, этот образ очень понятен.
Спаситель никогда не говорил в притчах о том, что нужно было бы разгадать, как некоторую загадку. Он говорил о том, что нужно было бы понять, как то, что ты делаешь каждый день. Во-первых, сам сеятель – это Он. Но и в нашей жизни Он даёт нам эту силу сеять слово, делать это так же, как делает сеятель, который идёт и сеет это семя без всякого смущения, во-первых, с верой, во-вторых, и с горячей надеждой, в-третьих. Он не знает, что с ним будет. Но знает, что, если он потрудится и сделает это с любовью, то это семя даст обязательно свой плод.
Если ты хочешь в ком-то посеять доброе слово, если ты хочешь в ком-то посеять такое слово, которое принесёт плод утешения, делай это с надеждой, с любовью и с верой. Семя не вколачивают, как гвозди. Его не втаптывают со всей силой. Его просто, открывая ладонь, бросают в землю. И дальше верят, что оно взойдёт.
Когда мы в другом человеке сеем семя любви или семя своей дружбы, или сеем в другом человеке знания, то это сеяние должно быть именно таким – с любовью и надеждой, без раздражения и требования. Оно должно быть с доверием.
Конечно, мы можем, размышляя об этом, говорить о том, что не каждый восприимчив к слову. Но если ты слово вколачиваешь в другого человека, это слово, как гвоздь, однажды заржавеет и не принесёт никакой пользы. А если ты это слово в каждого человека, как в добрую почву, опускаешь с надеждой, с любовью, щедро, то, Бог даст, это семя принесёт пользу. Но это о сеятеле, которым бывает иногда и любой из нас в своей семье, в своей общине, в своём доме, на своей улице, в своём большом городе, в станице, как здесь.
Но еще есть и то, о чём стоило бы задуматься – о том, как изменяется в нас наше сердце, как меняется почва. Я много раз слышал слова, когда мне говорят: «а знаете, вот здесь раньше были такие поля плодородные». - «А что ж теперь?» - «А, все заброшено». И теперь здесь все поросло сорняками, теперь здесь уже трудно что-то исправить.
Не только меняются поля вокруг. Стоит забросить ненадолго свое дело, свой дом, как он становится, как придорожная пыль или как каменистая почва. Стоит только ненадолго забросить свою душу, в забвение её определить, и думать только о временном, о сегодняшнем, и уже завтрашнее не наступает. И сколько таких заброшенных придорожных земель, и каменистых, и в траве находящихся обочин, в которых мы оказываемся, когда забываем самое главное, когда это самое главное делается для нас второстепенным.
А чтобы понять так это или нет, просто каждый пусть себе ответит на простой вопрос: когда я в последний раз с кем-то горячо, с любовью, с какой-то надеждой, с радостью в глазах, говорил о Боге? О чем я только не говорю! О чем я только не переживаю! Что только не вызывает слёзы на моих глазах! Но во всём этом есть ли Его слово? Говорю ли я о Боге? Семя, которое попадает в каждого из нас, оно попадает ежемгновенно. Бог не однажды нас создавший и не однажды дал нам жизнь. Он ее всегда дает. Его такое свойство – всегда присутствовать в нашей жизни.
В отличие от времён года: когда-то сеют, а когда-то собирают – Бог сеет всегда. У Него нет времени, которое Он определил бы, что вот сейчас Я даю, а сейчас Я беру. Он всегда даёт, как любящий Отец. Но нередко, это принимая, или даже не принимая, мы к этому относимся как к тому, что, само собой разумеется. Мол, так будет всегда. Нет. Нет, так всегда не будет. Бог всегда даёт, но вместе с этим, как любящий Отец и как заботливый Сеятель, всегда ждёт урожая в нас.
И, наверное, особенно удивительно, когда мы это притчу слушаем сейчас, в это наше земное осеннее время года. Что же мы собираем из того, что знаем о Нем? Чем наполняются закрома моей веры, во что я верю? Что является для меня опорой моей веры? Мой возраст? Он так быстро пройдёт. Мое здоровье? О, пообщайтесь с любым врачом, он скажет вам о том, что нет ни одного здорового человека. Что является силой моих внутренних собранных сбережений, моими закромами? Моя знатность? И погибло имя его с шумом. Все, и это пройдёт. Что является основой моего счастья?
То, что я сделал все, что мог, оправдывая этим то, что я не сделал самого главного. Как то семя не выросло среди терний забот, хлопот, так и некоторые говорят: «ну, я самое главное сделал – дом, дерево, сын». Не для этого Бог создавал нас. Не для деревьев, не для домов, не для сыновей. Он создавал нас, чтобы быть нам Отцом. И тогда Он дает все.
О семени, о котором мы слышали сегодняшнее Евангелие, можно много рассуждать и особенно с надеждой о том, которое попало в благодатную почву. Это то самое семя, которое взялось расти. Взялось расти, возрастая духовно.
Как человек, который, ну, посмотрим, на князя Владимира. Вот семя взялось расти, и как принял святое крещение, и как попал в благодатную почву – как изменилась вся его жизнь. От жизни человека, не знавшего сути жизни до жизни человека, который познал жизнь истинную.
Попасть в благодатную почву – это значит, все обстоятельства своей жизни сделают такими, чтобы прорасти в настоящего человека, человека, умеющего и верить, и надеяться, и любить, человека, умеющего во всём восхвалять Бога, видеть во всём Его. И делать этот взгляд самым главным и важным в своей жизни. В этом есть сила благодатного семени, к которому приходит сеющий и радуется: поднялась пшеница, колосится. Даст Господь, будет хороший урожай, выросла выше камней, поднялась выше сорняков, укоренилась. А значит, не зря был труд. А значит, будем жить.
Притча заканчивается словами, с которых я и начал сегодняшнее слово: «имеющий уши, чтобы слышать, да слышит». Нам очень нужно научиться слышать главное, прислушиваться к важному: к первому крику наших детей, прислушиваться к их просьбам, прислушиваться к надеждам наших стариков, прислушиваться к последнему их вздоху. Нам нужно уметь слышать самое драгоценное в жизни.
Не как перекладывают с места на место камни, и как они грохочут. Не как шипят от ветров времен бесконечные хлопоты и заботы, как шум бесконечный, как движение бесконечное по дороге. Нам нужно научиться слышать то, что никогда не кричит и не гремит, не шумит, а то, что, как драгоценный рассвет или тихий закат, тихо приходит и уходит из нашей жизни. Нам нужно научиться слышать Его слово сквозь бесконечный шум и сквозь бесконечные хлопоты.
И да, конечно, самое драгоценное, о чем я хотел бы сегодня сказать и что я хотел бы пожелать всем нам – нам нужно научиться благодарить за все Бога. И когда тебя спрашивают: «ну, как ты поживаешь?», начинать словами: «Слава Богу за все». И когда тебя спрашивают: «что у тебя нового?». «Да, слава Богу, сегодня воскресный день, помолились вместе, причастился Святых Тайн». Или скажет благочестивая мама или бабушка: «стала причастницей». А что может быть еще более новее и лучшего в моей жизни?
Нам нужно уметь всегда сеять Его слово с любовью и дарить через это слово надежду другим людям. Хорошо не тогда, когда ты счастлив, здоров и все у тебя замечательно, как ты хочешь. Нет. Хорошо это тогда, когда ты с Богом. А если ты с Богом, то тогда хорошо. И неважно, какое у тебя здоровье и сколько тебе лет от роду, и неважно, где ты работаешь, и как часто тебя узнают на улице. Когда ты с Богом, это хорошо. Это самое главное. Умеющий слышать, да слышит. И дай Бог, чтобы нам хватило силы слуха нашей совести, чтобы эти слова мы запечатлели в воплощенных делах нашей собственной жизни. Аминь.