«Вычеркнуть из жизни всегда кажется так просто и легко, но все прочерки в жизни, вычеркнутые люди из нашей жизни, остаются прочерками в нашем сердце и в нашей собственной душе. Они в нас самих остаются как пустое место, пустота. И чем чаще, чем увереннее, и чем привычнее в своей жизни мы освобождаемся от тех, которые, как нам кажется, нам мешают, или тех, которые обидели нас, или тех, которые в нашей жизни стали горьким упрёком, чем больше таких вычеркнутых людей, тем больше в сердце пустоты. А пустота – в ней ничего не слышно. В пустоте не слышно ни голоса Божия, ни своей собственной совести, потому что она есть ничто. И в этом страшном и убийственном молчании гибнет многое».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, мне очень радостно сегодня посетить этот замечательный Казанский храм здесь, у нас на Юце, и вместе с вами помолиться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам об одной очень важной вещи, о которой нам никогда нельзя забывать в своей жизни. Мы очень часто, сопереживая другим людям, желаем, чтобы они познали истину. Сопереживая больному человеку, желаем, чтобы он обязательно поправился. Сопереживая каким-то тяжелым обстоятельствам жизни родных и близких наших людей, мы всей душой так хотим им помочь.
Но во всем этом нашем добром и искреннем желании есть одно важное, чего нам не достает. Хорошо, когда мы желаем доброе. Хорошо, когда мы сострадаем. Хорошо, когда мы сопереживаем о другом человеке, находим искренние слова об этом человеке. Хорошо, когда мы говорим: «пусть у тебя все будет замечательно, пусть все исправится у тебя».
Но плохо, когда за этими словами нет никаких дел. Когда эти слова остаются только словами. И нередко, когда мы говорим о значимости своих собственных слов, мы можем кому-то однажды с упреком сказать: «ну, я же тебе говорил», или «я тебе говорила», - скажет заботливая мать или бабушка, жена или подруга. Но слов этих не всегда бывает достаточно. Ведь мы знаем из слов Священного Писания о том, что вера без дел мертва. И всякое слово и несет в себе силу и животворит тогда, когда подкрепляется делами.
В Евангелии, которое мы сегодня слышали на литургии, об этом и речь. Друзья не просто своему больному другу говорили: «как хорошо было бы, если бы ты поднялся, как было бы хорошо, если бы ты увидел то, что видим мы, как было бы хорошо, если бы ты оказался там, где я. Но это невозможно, ты сейчас болеешь, и поэтому могу только тебе об этом рассказать». Эти друзья не рассказывали другу о том, что видели и слышали. Они везде его брали с собой и на себе несли его тяжесть. В самом, кстати сказать, прямом смысле этого слова. Они никогда не разделяли свою жизнь вместе или врозь с этим человеком.
К сожалению, к очень большому сожалению, наша жизнь часто именно так и разделяется. Ну, куда я с тобой? Иногда даже спрашиваешь: «а вот вы сегодня в праздничный день помолились на службе? - Ну, куда я дену свою обузу?» Так вместе бы помолились. Ну, это так непросто, это все так сложно. А кажется, глядя на сегодняшних евангельских героев, что это, наоборот, правильно.
Да, иногда это доставляет сложностей. Но когда мы с человеком вместе разделяем радость жизни, тогда эта радость жизни в нём освобождает боль от болезни или греха. В особенности, тогда, когда речь идёт о человеке, который согрешил каким-либо словом или делом против нас. И тогда мы уже говорим этому человеку: «теперь я с тобой не буду общаться, я не приду к тебе в дом». И мы сами себе говорим: «все, на звонок этого человека я никогда не отвечу и сделаю вид, что не знаю его». Очень быстро боль, грех, обида выбрасывает из нашей жизни людей.
И зададимся вопросом: «сколько мы таких людей потеряли из тех, с которыми так долго когда-то и так надёжно дружили?» Из-за какой-то оплошности, может быть, из-за осознанного греха с чьей-либо стороны. Но не суть причина от чего расстались, больно от того, что мы не можем найти причину, чтобы вновь встретиться. И живём в старой боли.
Те, кто сегодня приносят расслабленного своего друга ко Христу и просят его исцелить, чтобы Бог поднял этого друга, говорят нам об обратном. Вычеркнуть из жизни всегда кажется так просто и легко, но все прочерки в жизни, вычеркнутые люди из нашей жизни, остаются прочерками в нашем сердце и в нашей собственной душе. Они в нас самих остаются как пустое место, пустота. И чем чаще, чем увереннее, и чем привычнее в своей жизни мы освобождаемся от тех, которые, как нам кажется, нам мешают, или тех, которые обидели нас, или тех, которые в нашей жизни стали горьким упрёком, чем больше таких вычеркнутых людей, тем больше в сердце пустоты. А пустота – в ней ничего не слышно. В пустоте не слышно ни голоса Божия, ни своей собственной совести, потому что она есть ничто. И в этом страшном и убийственном молчании гибнет многое.
Может любой из нас подтвердить эти слова воспоминанием. Да, вот поссорились, разошлись, а потом всё как будто бы из рук начало падать. Одно – другое, одно – за третьим, четвёртое. А до этого, кажется, все так хорошо было. Именно потому, что любой вычеркнутый из жизни человек становится прочерком в моей жизни. И тогда все превращается в пустоту.
Вот в жизни тех людей, о которых сегодняшнее Евангелие рассказывает, этой пустоты, слава Богу, не было. Они помогали друг другу, поддерживали друг друга, наверное, уставали друг от друга, наверное, иногда это уже было почти не по силам. Но они до последнего своего несчастного больного друга тянули на своих руках, что называется «тянули на себе».
Да, и это, словосочетание часто звучит в нашей жизни как горечь: «все тяну на себе». Если ты тянешь на себе к Богу, Он поможет. Если ты все это тянешь на себе без надежды, без упования на Бога, без любви к Нему, без общения с Ним, если ты все это тянешь на себе просто, как пленённое животное в оглобле, управляемое своим всадником, часто которым являются свои собственные страсти, то этот груз будет бесконечно тяжёл.
Но если ты все, как эти друзья, на себе тянешь ко Христу, к Богу, если ты через собственную жизнь, наполненную молитвой, общением с Богом, Его словом, подражанием Его угодникам несёшь эту ношу, то она, несомненно, станет твоим благом. Она станет для тебя тем самым крестом, о котором Господь говорит, что это твое благо и твое избавление.
Дай, Господи, чтобы и наша сегодняшняя молитва, и наше сегодняшнее размышление о Евангелии, которое мы слышали за Литургией, стало для нас ответом на главные вопросы нашей жизни. И, прежде всего, посмотрим на тех, кого мы успели вычеркнуть из нашей жизни. Может быть, пришло время из этих прочерков начать писать новые слова веры, любви, надежды своей жизни. И тогда жизнь будет наполнена смыслом, как словом.
Дай, Господи, чтобы наша сегодняшняя молитва стала для каждого из нас вдохновением о том, что, «Господи, прими эту ношу, которую я несу к Твоим ногам». Пусть это будет вдохновением нести к ногам Божиим боль, скорби и надежды других людей. Как и ты уповаешь, научить и других уповать. Как ты веришь, научить и других верить. Как ты любишь, показать и другим. Как ты прощаешь, прощать и других.
Помоги нам, Господи, услышать и Твой благой голос, который услышал этот человек несчастный, исцеленный, впрочем, от своей болезни, но который услышали все, причастные к его исцелению: «прощаются тебе грехи твои». Господи, услышать бы и нам этот Твой приговор любви: «прощаются тебе грехи твои». Услышать, Господи, бы и нам эту Твою волю, которую, Господи, яви на нас и будем нести и свою ношу, и будем нести, зная, к Кому мы ее несем. С одной надеждой, надеждой такой Его любви к нам, которая превзойдет наши ошибки, наши прочерки, превзойдет нашу неправедную праведность, превзойдет нашу нелюбовь, наши обиды, и превзойдет нашу иногда очень черствую душу. «Прощаются тебе грехи твои» - этими словами Бог исцелил того человека. Этими словами да исцелит Господь и каждого из нас. Аминь.