О главном в жизни

14.10.2024
Просмотры: 157

«Невозможно чему-либо научить, даже самыми убедительными словами, если поступки твои не являются воплощением этих слов и не отражают их».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья-казаки, дорогие братья и сестры, жители нашей станицы Суворовской, наши гости и паломники, я всех вас поздравляю с днем памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, небесных покровительниц нашей станицы, с престольным праздником!

Каждый раз, когда мы приходим в этот день в храм и вспоминаем этих удивительных мучениц, каждый раз мы обновляем для себя мысль, что сила добродетелей, именами которых мудрая София назвала своих дочерей, Вера, Надежда и Любовь, сила этих добродетелей кроется не только в опыте жизни, она кроется, прежде всего, в чистоте этой жизни. А от этой чистоты приобретает особую благодатную силу.

 Стал ли бы кто-нибудь из нас, видя даже бурные потоки очень мутной воды, подходить к её берегам, чтобы испить этой воды? Одно видение этой непригодной для питья воды сделает невозможным прикосновение к ней. Но, напротив, когда мы видим, хотя и маленький струящийся ручеек, но чистой ключевой воды, то, прикасаясь к ней, вкушая её, мы не только утоляем свою жажду, умываем своё лицо, мы радуемся этому удару.

Вера, Надежда и Любовь, дочери, которых в глубоком благочестии воспитала их мать София, были именно такими удивительными тонкими ручейками. Они только начинали жить свою жизнь. Старшей Вере - 12, Надежде – 10, а Любови всего 9 лет от роду. Но матерью они были воспитаны, что самое драгоценное в жизни – сохранять чистоту своей веры.

Если твоя вера и твоё сердце будут чистыми, тогда Господь всегда будет искриться в них, лучиться в тебе, тогда Господь всегда будет являть Свою милость в тебе. Дочери горячо верили своей маме, потому что видели, как она сама живёт благочестиво. Невозможно чему-либо научить, если твои дела расходятся с делом, со словом. Невозможно чему-либо научить, даже самыми убедительными словами, если поступки твои не являются воплощением этих слов и не отражают их.

Сколько бы ты ни сказал своему ребёнку: «пойди сегодня в храм», если ты сам туда дороги не знаешь, ребёнок не пойдёт. Сколько бы ты ни говорил: «надо молиться», если твои дети не видят, как ты молишься, они тоже молиться не начнут. Сколько бы ты ни говорил о каких-либо ещё добродетелях, о том, что нужно уметь терпеть или нужно уметь находить правильные слова, если твои дети этих слов от тебя не слышат, то все твои поучения, как ветер, который носит только пыль, и никакой пользы не приносит.

София, имея имя созвучное с добродетелью мудростью, была человеком, которая делом своей жизни показывала своим дочерям добродетели. Она их не просто так назвала Вера, Надежда, Любовь, она сама была воплощением и твёрдой веры, и непоколебимой надежды и горячей любви. Она сама была воплощением этих добродетелей.

Эти юные девочки, которые, любой мог бы сказать о них, в своей жизни ещё ничего не увидели, ошибся бы, потому что они увидели в своей жизни самое главное. Вот, кстати сказать, за этими словами: «да, ты ещё в жизни ничего не видел», чаще всего кроется совершенно недобрый опыт жизни.

А ведь самое главное в жизни - увидеть свет, веру, надежду, любовь, Бога увидеть в жизни. И если их в жизни ты увидел и встретил, то ты увидел тогда самое главное, тогда ты в жизни увидел все то, чему может порадоваться человек. Самое главное увидел.

Говорят, что нужно увидеть все. Можно смотреть на что угодно, но если твоя душа не наполнена светом, то ты тогда не разглядишь его нигде. Если твоя собственная жизнь не наполнена верой, то, глядя на болезни, скорби, войны, всевозможные тяжелые обстоятельства жизни, если в тебе нет веры, глядя на них, ты начнёшь унывать. Если в тебе нет надежды, и ты посмотришь на человека тяжко больного, ты скажешь: «он безнадежен», и сама эта безнадежность нападет на тебя страшной тоской. Если в тебе нет любви, ты никогда не разглядишь её вокруг себя, ты всегда будешь замечать только людей жестоких, коварных, хитрых. Да, так и будешь говорить: «такая жизнь, сейчас хорошего человека не встретишь». Но это неправда. Это лишь только потому, что ты видишь только то, что в тебе самом.

Когда император Андриан этих мучениц, юных девочек вместе с их матерью, вызвал к себе, услышав о том, что они христианки, а это была середина II века, в Риме, и он потребовал, чтобы они отказались от своей веры.

Как могли эти юные девочки повредить власти императора? Но он знал, что свет всегда вредит тьме. Правда всегда вредит лжи. И надежда, и вера всегда вредят злобе и отчаянию. Когда он приказал им отказаться от своей веры и совершить внешние знаки идолопоклонства, они отказались. Как повествует житие этих юных девочек, они твердо исповедовали Христа и сказали, что никогда не откажутся от Него, от Того, Которого любят больше всей своей жизни.

Ему было это не понять – как можно полюбить чистоту, как можно полюбить святость. Для него, человека страстного, было понятно, если бы они полюбили какое-либо глупое увлечение или страсть или грех, или если бы они распалялись этой страстью, ему вполне было бы это понятно.

Но то, что они полюбили свет, для него это было недосягаемо. Потому что жил-то он только силой временной жизни. Он не любил вечность, потому что жил только здесь и сейчас. Он даже не думал о ней. Он боялся о ней думать. Ему казалось, что вечность в его руках. А в его руках жизнь была как вода. Возьми ее в руки, долго ли удержишь? Растечется и быстро высохнет.

Он долго уговаривал этих девочек. Отдал одной из учительниц языческой школы. Но ничего не помогало. Они были тверды в своем убеждении. Юные, хрупкие, увидевшие настоящую жизнь, они твердо стояли в вере. Тогда он приказал их мучить.

Когда читаешь житие этих мучениц, ужасаешься. На какие чудовищные поступки готовы взрослые люди. Он этих несчастных девочек истязал так, что страшно повторять, что он над ними творил, каждую усекая мечом на глазах их матери. Старшую, потом среднюю, потом самую младшую. Мать он не стал убивать, зная, что он уже ее убил, убив ее дочерей.

Когда читаешь житие этих мучениц, ты понимаешь, насколько лживы, коварны и чудовищны могут быть взрослые люди, которые в жизни увидели все, но не увидели самого главного. И особенно страшно становится оттого, что в наше время взрослые люди иногда так чудовищно относятся к своим детям или к чужим детям. Когда они не становятся примерами самых главных добродетелей, они обманывают своих детей, не умея любить, ни верить, ни надеяться. В их юных сердцах нередко сеют гнев, ненависть, жестокость, а иногда и сами бывают такими по отношению к ним.

София горячо молилась Господу о своих дочерях. Она просила не о том, чтобы они остались жить сейчас и здесь. Она просила Бога только о том, чтобы Он укрепил в них веру, чтобы они жили в вечности. Как же это поучительно для нас вами! Ведь чаще наши просьбы - все только до гробовой доски – сейчас жить хорошо, счастливо. Но как редко мы просим за гробовую доску.

А как же вечность? Вся твоя надежда только здесь и сейчас? Какой же ты тогда несчастный человек, если ты думаешь, что ты живешь только здесь и не думаешь о вечности. Юные девочки и Вера, и Надежда, и Любовь любили вечности, любили Бога. И их мудрая София, мама, просила их не потерять этой любви. И горячо молилась о них, когда они терпели все эти страдания. Жуткие, страшные.

 Она их похоронила. И не отходила несколько дней от их могил. И не потому, что только лишь ей было горько, и она по-матерински тосковала. Она еще и по-матерински благодарила их, что они не изменили своей любви. Не разменяли свою чистоту, не омрачили свет своей веры, надежды и любви идолопоклонством и жизнью по законам развращенного и чудовищного мира, мира, который требовал жертв, крови, жестокости.

Чему мог бы научить их император, который на страшные страдания обрекал невинных детей? Разве стоило бы послушать его и жить так, как он сам живет? К чему бы такая жизнь привела? София скончалась своей смертью. Она была умучена сердцем. По-матерински она была умучена душой. Она тихо отошла ко Господу на могиле у своих дочерей.

Но это событие, которое произошло на заре христианской веры в далеком Риме, не стало трагедией и ужасом для всех христиан. А напротив, они так ободрялись и говорили себе: «да, что мне, разве тяжело потерпеть неправду? Вон Вера терпела неправду. И хотя была умучена, однако же, не согласилась совершить то, что было противно ее вере».

И другой говорил, глядя на Надежду: «да разве во мне не хватит сил продолжать надеяться на милосердие Божие, какие бы тяжкие поступки в моей жизни не были, разве я не надеюсь на то, что милосердный Бог простит, примет мое покаяние? Вон Надежда страдала до самой смерти и не оставила надежды».

Или другой, глядя на самую юную девятилетнюю Любовь, скажет: «да, разве в моем сердце не хватит любви к моим врагам и недругам? А разве не хватит силы простить их, если у этой девятилетней девочки хватило сил продолжать любить даже тогда, когда она была объята пламенем мучителей».

И наконец, глядя на мудрую Софию, говорили: «вот она мудрость века, она дала своим девочкам самое дорогое, она научила их вере, она показала им как надеяться, и она была воплощением любви. Она дала им самое драгоценное. И пусть никто не скажет, что они не видели жизни, теперь Жизнь смотрит на них, на этих мучениц». София мудрая дала детям самое драгоценное, что может дать мать. Она дала им бесконечную, вечную жизнь, к которой пришла и сама через свое терпение и через свое трогательное, жертвенное материнское сердце, которое не озлобилось, которое не проклинало, которое не трясло кулаками в небеса. А по-матерински до самого последнего своего вздоха просила: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Господи, даруй нам жизни вечной. Господи, даруй нам счастья неземного». И этим неземным счастьем стало Царство Божие, которого они и достигли.

Сегодня, вспоминая их память, и мы учимся у них юных мужеству. У совершенно неокрепших учимся силе слова и поступку. У мудрой Софии учимся настоящему уму и мудрости. Не хитрости и лукавству, как нередко бывает, а мудрости, в которой самая главная сила — это Бог. А главное мужество этих девочек — их чистая жизнь. Учимся у них этой чистоте, у тех, кто не только увидел этот мир, но еще и у тех, кто его победил. Они победили этот мир.

Император, захлебываясь от злобы, издыхал от желчи своей ненависти, побежденный не искусным воином, не другим сильным владыкой императором, а побежденный юными девочками Верой, Надеждой и Любовью, побежденный их мудрой матерью Софией.

Их молитвами Бог да дарует и нам, и веры крепкой, и надежды живой, и любви деятельной, и ума мудрого, цельного, чистого, чтобы, совершая земные дни своей жизни, мы, как по лестнице, дошли бы и до порога вечности. Их молитвами, этих славных мучениц, Господи, даруй нам силу проповедовать имя Твое, жить именем Твоим и достигнуть вечной победы. Аминь.

30 сентября 2024 года. храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии станицы Суворовской

157