«Много званных, но мало избранных, - заканчивает этими словами притчу Христос. Все мы званые. Но избранные – это те, кто отозвался на Его любовь, те, кто надел Его одежды. Избранные – это те, кто перестал быть наглым».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Какая неслыханная наглость! О наглости сегодня поговорим.
Царь зовет Своих друзей: «приходите ко Мне на пир». Тот, который для друзей сделал все: подарил им целый город, подарил им возможности жить в этом городе, подарил им имущество. Да, что там город, имущество?! Подарил им жизнь. И говорит: «приходите ко Мне, порадуйтесь, на брачный пир». Что же Он в ответ слышит? Безразличие. Те, которых Он звал и зовет не единожды, совершенно безразличны к Его призыву. Какая наглость! Откуда же она взялась? Что же становится основой этой дерзкой наглости? Так дерзить Тому, Кто все дал. Как же так это они в себя поверили?
Этот путь одновременно и простой, и очень короткий. Всякая наглость рождается в сердце, когда в этом сердце не живет благодарность. Наглость — это дыхание нечистого духа, потому что дьявол нагло присваивает себе то, что ему не принадлежит. И это своё дьявольское свойство сеет в сердцах людей, которые иногда нагло себе приписывают то, что не их.
Ты думаешь, это твоя жизнь. А ты забыл, Кто тебе ее дал? Ты думаешь, все то, что ты имеешь и к чему ты прикасаешься, это ты создал. Не забыл ли ты о Создателе? Ты думаешь, даже те силы, которые ты имеешь, те таланты, которые ты имеешь, или то положение, или те возможности, которые у тебя есть, это все твое? А ты не помнишь, кто в этом городе Тот, Кто все тебе это предоставил, имея в виду город – твою жизнь?
Иногда эта наглость простирается до самого неба, которая делает самое страшное – мне не нужен Он. Мне не нужен ни царь, ни Бог. Я сам себе и царь, и бог. Мне не нужен Тот, Кто, впрочем, от меня-то чего ищет – только любви, только благодарности. Да, разве до Него мне дело?!
Когда я вместе с вами слышал эту притчу о званых на пир, и когда читал ее перед богослужением, то я ужасался этой наглости. Но вместе с этим, еще больше ужасался и наглости, которая бывает в собственной жизни, когда себе ты присваиваешь не твое. Когда ты так привыкаешь к своей жизни, когда ты так привыкаешь к ее плоскости, что уже голову не поднимаешь к Небу.
У тебя в твоей жизни столько задач и столько хлопот, столько целей и столько горизонтов. Каждый день утро начинается так нечасто с крестного знаменья, а чаще начинается с мысли: а что сегодня? Вместо крестного знамени или молитвослова рука тянется к телефону: а что там за новости? кто написал? что написал? Вся твоя жизнь с самого раннего утра делается глухой к Тому, Кто говорит тебе о Своем брачном пире. Сначала ты, как оглохший, не слышишь призыва твоей совести.
А потом уже нагло, когда видишь знаменья пришедших Его рабов, а Его рабы приходят иногда под разным обличием: то в белом халате доктора, то в камуфляже пожарного, то в военной форме, Его слуги приходят под разным обличием: то земля трясется, то небо падает на землю, то как будто бы все останавливается и все из рук вон валится, и я продолжаю нагло не слушать Его, дерзить Ему. Это моя жизнь. Это мои проблемы. Это моя жизнь. Экая наглость!
Твоя. Да, данная тебе. Но твоя, покуда душа в теле. А как отымет ее? Что тогда скажешь? Твоя, пока ты живешь и пока ты дышишь. И эту твою жизнь ты мог бы ее наполнить настоящей радостью, общением с Тем, Кто тебе ее дал. Ты мог бы научиться поднимать голову к небу. Кстати, удивительный факт из животного мира. Почти все животные могут поднимать голову и смотреть наверх, кроме свиньи.
Но иногда кажется, что не только наглые свиньи не смотрят на небо. Иногда кажется, что собственная шея так затекла, что ты давно уже не поднимал голову к Небу. Ты все живешь этой временной жизнью. Все хватаешься за свое, называя это своим. Чем же все закончится? А как в этой притче – и послал тогда царь свое войско в этот город и сжег его и всех тех, кто был в нем. Наглость всегда зовет к себе в гости погостить наглую смерть. Всегда зовет. Она кричит изо всех сил: приди и забери. Так и случилось с жителями того города.
Далее Господь, говоря об этой притче, которой уподобил Царство Небесное, говорит, что послал Своих ангелов, чтобы собрать всех на Свой брачный пир, потому что те, кого Он звал, не пришли. Это касается, по слову Иоанна Златоуста, и древних иудеев, к которым Господь посылал пророков, но они их не услышали, и даже не постыдились Сына и убили Его.
Но это Господь говорит и о нас с вами. Когда к нам приходят Им посланные и слова, которые мы встречаем, и люди, которых мы встречаем, и события, которые мы видим, как посланные Богом, и все еще наглеем. Тогда Бог говорит: «позовите всех, кого найдете, добрых и злых, ибо те, для кого было это приготовлено, отказались прийти».
Жизнь не терпит пустоты. Как и любовь не терпит пустоты. Бог не терпит пустоты. И если ты не занимаешь свое место рядом с Ним, как сын, как дочь, Бог не оставит это место пылиться. Он позовет других. С болью о тебе, с памятью о тебе, с горечью о тебе, но позовет других.
И пир, как повествуется в этой притче, наполнился возлежащими. Царь зашел на него и увидел там человека не в брачных одеждах. Здесь стоит сказать, что эта притча имеет очень глубокое еще историческое значение, потому что в древности было так принято, когда человек, радуясь какому-то празднику, вельможа, собирал всех людей на этот праздник, и чтобы они не смущались, что они простецы, что они не имеют даже брачной, какой-то праздничной одежды, раздавал им одежду и говорил: «одевайтесь в эти новые одежды и будьте со мною наравне». И люди с радостью принимали их, эти одежды.
Бог всех зовет на Свой пир. Но смотри, опять нашелся наглец, который пренебрег Им данной одеждой, который, придя на этот пир, говорит: «знаешь, я живу по своим правилам. Как бы там, что бы там мне не говорили, знаешь, я буду жить так, как я живу, как я хочу».
Живи. Ну, конечно, живи. Бог не лишает тебя свободы. Но очень горько, когда ты себя лишаешь Его любви. Живи своей жизнью, но оденься из лохмотьев своей жизни в одежды чистые. Живи своей жизнью, но выкинь грехи из своей жизни, как грязные тряпки. Выкинь их. Живи своей жизнью, возьми чистые одежды, измени ее, забудь про эти грехи, не возвращайся больше к ним, как свинья идет к своему корыту. Живи своей жизнью, но только по-человечески, достойно, светло, ярко, с надеждой, с любовью, с благодарностью.
Я же - говорит Бог - не отнимаю у тебя твою жизнь. Я хочу видеть тебя счастливым, достойным, не среди свиного стада, а среди тех, кто у Меня дома, за Моей трапезой. Я хочу видеть тебя счастливым, потому что для этого Я тебя и создал. Я для того и подарил тебе жизнь, чтобы ты жил, а не существовал. Наглый отказался от брачных одежд.
Выведите - говорит Господь Своим слугам - его, свяжите по рукам и ногам, и бросьте туда, где плач и скрежет зубов. Он отказался от милости Божией, от Его прощения, от Его любви. Он сказал, что окружение его мрака его вполне устраивает. Так оставайся тогда в этом мраке навечно, если это твое. Это твоя жизнь. Живи там, где плач и скрежет зубов.
Много званных, но мало избранных, - заканчивает этими словами притчу Христос. Все мы званые. Но избранные – это те, кто отозвался на Его любовь, те, кто надел Его одежды. Избранные – это те, кто перестал быть наглым.
Дай, Господи, нам силы, мужества, решимости, отказаться от наглости в своей жизни. И все то, что Он дал нам, сделать предметом благодарности к Нему. И когда Он нас зовет, и когда Он стучится в нашу совесть, всегда с радостью открывать Ему дверь – Отец пришел в мою жизнь. И когда мы болеем – благодарить, и когда мы здравы – петь, и когда нам больно – молиться, и когда боль проходит – продолжать молиться и воспевать Его милость.
Мы, Господи, Твои, и жизнь, которую Ты мне, Господи, подарил, она лишь только для того, чтобы наконец дождаться приглашения на Твой вечный пир. Не зарыться в грязных тряпках, не зарыться в песке своих мечтаний, разрушенных надежд, построенных воздушных замков и их обломков, когда они падают.
Мы для того живем, чтобы не зарыться в этом всем, а чтобы однажды, когда услышим: «зовет тебя», встрепенуться и побежать к Нему. И не хвататься ни за что, и не наглеть от того, что имеем. А с легкостью этим пользоваться лишь только для одного – дождаться, дождаться, дожить до того главного момента, когда Он позовет к Себе и пойти к Нему. Аминь.
29 сентября 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска