О винограднике нашей жизни

25.09.2024
Просмотры: 116

«Помоги, Господи, всем нам быть радостными и радостью делиться с другими. Как те виноградари, собирать плоды своей жизни не для того, чтобы они сгнили в собственных карманах, а для того, чтобы поделиться этой радостью с теми, кто рядом с тобой».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

У преподобного Иустина Поповича есть очень горькие, вместе с этим, прямые, правдивые слова о том, что другого человека лишает понятия о Боге. Иногда нам кажется, этого понятия лишаются какими-то глобальными, очень большими процессами. Но оказывается, очень многое зависит от каждого из нас.

И преподобный Иустин говорит: «вот если ты судья, и судишь плохо, то в том, кого ты судишь, вера теряется. Если ты священник и не живешь по-евангельски, то не являешься не только добрым примером, но и соблазном для других людей. Если ты призван к чему-либо и не совершаешь это достойно, если ты, к примеру, учитель, - говорит он, - а в своем учении ты учишь, что все происходит само собой, и Бога нет, то ты совершаешь очень страшное преступление».

Притча, о которой сегодня рассказал Христос, когда один домовитый человек, создавший виноградник, отдавший его своим виноградарям, послал, чтобы взять свои плоды, и в ответ получил унижение: этих его рабов изгнали, и послал своего сына, и на него подняли руку, и обагрили свою руку кровью этого сына, и не постыдились его и ничего не дали.

Эта притча рассказывает нам о том, как мало-помалу вера в человеке становится настолько незаметной, что человек в своей жизни различает только то, что удовлетворяет его собственную гордость, как говорит святитель Иоанн Златоуст, похоть и властолюбие.

Все имеющий от Бога каждый из нас по-настоящему богат. Но очень часто, не понимая об Источнике богатства, и не понимая от дурных наставников, учителей или от собственной неблагодарности присутствия Божиего, мнит себя человеком нищим, хотя на самом деле имеет от Бога то несравненное богатство, которое невозможно нигде приобрести: имеет жизнь, имеет свободу, волю, имеет разум, имеет бессмертную душу.

Но взявший от Бога, как от доброго садовника, эти дары, если не приносит Ему, давшему эти дары, свою благодарность, то мало-помалу теряет не только силу своей жизни, ее смысл, ее значение. И если в этой притче садовник, посадивший этот сад и огородивший его от внешних врагов, сделал это для того, чтобы сохранить тех, кому он дал эти дары, то те, которые там были посажены, те, которые были призваны в жизнь, не имеющие благодарности, этот высокий забор делают преградой своей жизни и говорят: «мне больше ничего не надобно, достаточно того, что я имею и ни с кем не готов этим делиться».

Злые виноградари — это люди, которые потеряли любовь к Богу, и все, к чему бы они не прикасались, становилось неблагодарностью к Нему. Все, к чему бы они не прикасались, несло этому через свое прикосновение дыхание смерти, страха, рабства, одиночества. Эти люди не делились не потому, что им нечем было поделиться. Они не делились потому, что не любили, а не любили, потому что все, имеющееся у себя, начали считать своим и забыли о Том, Кто нам все это подарил. Забыли о том, когда, будучи учителями, не учили о Том, Кто дал этот закон.

Будучи людьми с властью, употребляли ее лишь только для собственных целей. Будучи людьми с возможностью что-либо сделать для других, эту возможность ограничивали, только лишь делая для себя самих. И так во всем. Злые виноградари — это люди с извращенной душой, извращением которой стала собственная гордость, надменность, неправда, черствость, жестокость, и, конечно же, нелюбовь, и из нее истекающая неблагодарность.

Когда Спаситель рассказал эту притчу и сказал об участи тех, кто пришел из виноградника взять свое, не отнять, не лишить, а лишь только прикоснуться к тому, что принадлежит давшему этот виноград, чтобы обогатить еще больше, не забрать, чтобы унести, а наоборот, чтобы источить в этом точиле, что стояло в центре этого виноградника, и для всех устроить большой пир, чтобы всем доставало радости жизни. Когда они пришли за этой радостью жизни, в этой радости им было отказано. Потому что эти люди, к большому ужасу, не имели радости в других, а жили лишь только своими собственными. И чужие слезы, и чужая боль, и чужие надежды не касались их жизни, которая казалась им вполне себе сносной. «Хватает моих радостей, а до других мне дела нет».

И когда Христос спросил: «а что же сделать с этими виноградарями злыми? что с ними сделает хозяин виноградника?», слушающие Его ответили: «злых виноградарей предаст лютой казни, а виноградник отдаст тем, кто будет приносить свои плоды с благодарностью».

Так бывает и в нашей жизни. Виноградник нашей жизни, который Господь сажает для нас и даёт его нам в радость жизни, тогда, когда не отдаёт плоды своего счастья другим и не делится своей радостью с другими, своей жизнью с другими, своей верой, своей надеждой, живёт только для себя, этот виноградник превращается в место злое, и Бог изгоняет злых виноградарей.

Сегодняшняя притча пусть для каждого из нас станет очень важным прямым вопросом, который бы я задал себе самому. А плоды моей жизни сладки для других? А плоды моей веры, моих поступков, дел, они, утешают других? А сама моя жизнь благодарна ли пред Тем, Кто её подарил? А не гонял ли я из своей жизни Его служителей, которые приходили ко мне со слезами, с надеждами, с верой, с любовью, с чистой душой, с протянутой рукой, с открытой душой и сердцем? А не выгонял ли я их из своего виноградника, не делясь с ними радостью своей жизни?

Дай, Господи, чтобы ответ на этот вопрос, был такой силы, который позволил бы нам поменять свою жизнь, который сделал бы нашу жизнь не себя ради, но через любовь к Тому, Кто дал её – ради Него. Дай, Господи, чтобы наша жизнь не была злой.

В том смысле, чтобы мы могли по-доброму, по-настоящему, честно и сильно говорить: «это Бог дал мне, и я делюсь с тобою». Бог дал мне жизнь, и мне радостно прожить этот день с тобой вместе. Бог дал мне счастье общаться, и так радостно, что мы с тобой увиделись и поговорили. Бог дал мне счастье видеть, и я благодарю Бога, что увидел тебя. Бог дал мне счастье слышать, и я так радуюсь, что услышал твой голос. Бог дал мне разум, и я получил от тебя такие добрые слова, и благодарю тебя за них, и отвечаю тебе на твои слова своей радостью, и благодарностью к Тому, Кто подарил мне жизнь.

Помоги, Господи, каждому из нас, помоги, Господи, всем нам быть радостными и радостью делиться с другими. Как те виноградари, собирать плоды своей жизни не для того, чтобы они сгнили в собственных карманах, а для того, чтобы поделиться этой радостью с теми, кто рядом с тобой.

Но и, конечно, самое драгоценное — помнить о Том, Кто мне подарил мою жизнь. Не космическая пыль и грязь, но любящий, живущий вечно Отец. Не удобство внешней жизни или подходящие условия для жизни сделали мою жизнь возможной. Но Тот, Кто вдохнул в меня жизнь, сделал ее возможной. И пусть благодарность Ему будет смыслом, силой нашей жизни и дорогой нашей жизни. Аминь.

22 сентября 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

116