«Никакая страшная болезнь, никакие внешние обстоятельства не могут так ранить человека, обезобразить его, изменить его до неузнаваемости, как потерянная человеком вера, как его сомнение».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В какое необычное, в какое очень глубокое самоискание повергает человека всякая скорбь, в которой случается с ним, а, в особенности, которая случается с близким человеком.
Из сегодняшнего Священного Евангелия, которое мы только что слышали, мы узнаем о таком внутреннем, очень глубоком и, отчасти, можно сказать, надрывном искании в человеке, который приходит ко Христу, падает перед Ним на колени и просит о своем ребенке, который одержим нечистым духом, и падает в припадках и не владеет собой.
Один этот образ стоящего на коленях мужчины заставляет задуматься нас о том очень глубоком, напряженном, изо всех сил внутреннем делании этого человека. Он понимает, что его физические силы не могут помочь ребенку избавиться от тяжелой болезни. Он понимает, что никакая мудрость человеческая не может дать ему успокоение.
И кто ни говорил бы ему, а, должно быть, одни говорили: «значит, так должно быть», другие говорили: «наверное, уже ничего не поделать», третьи говорили: «тебе нужно как-то с этим научиться жить и справляться». Одним словом, все говорили ему, черпая человеческую мудрость о внешнем проявлении к происходящему событию. Но нигде он не мог найти утешения для своей собственной души, которая, впрочем, кажется, что чувствовала и свою собственную ответственность за болезнь ребенка.
Он опускается на колени и просит: «Господи, помоги моему ребенку, и, если можешь, исцели его от этой болезни». И далее, чтобы найти для себя оправдание, чтобы это оправдание опять показать основой своей жизни, он произносит слова, которые, на первый взгляд, шокируют всех тех, кто находился рядом и сеют немало смущения и сомнения.
Да, иногда нашу собственную ответственность мы перекладываем на обстоятельства, на их стечение, мы перекладываем на других людей, от которых, кажется, может что-то зависеть. И если что-то с нами происходит, мы нередко это происходящее видим в том, что это было сделано другими. И твоей ответственности в этом почти совсем никакой.
И вот этот несчастный человек говорит Христу: «я приводил его к Твоим ученикам, но и они не могли исцелить его». Спаситель, видя смущение собравшихся людей, удивление или некоторое негодование, а, в том числе, должно быть, и растерянность учеников перед для них еще неведомыми обстоятельствами, произносит парадоксальные слова, которые, впрочем, адресует не только этому несчастному человеку, но всем тем, кто в тот момент находился рядом с ним. «О, род неверный и лукавый, до каких пор Я буду с вами? До каких пор Я буду терпеть вас?»
Что же терпит Господь в человеке? Кто-то может сказать совершенно очевидную вещь. Да, человеческие слабости, преступления. Господь терпит наши грехи. Господь немощи наши терпит. Но в этом случае, ведь в этом разговоре речь не шла о каких-то тяжелых грехах и преступлениях. Речь шла о немощи этого несчастного ребенка и отчаянии несчастного отца. Господь, говоря о том, «до каких пор буду терпеть вас?», говорит о том, что самую бесконечную, нестерпимую боль, самое горькое прикосновение, если это так можно образно сказать, Он испытывает тогда от нас, когда мы своим маловерием или неверием прикасаемся к Нему.
Маловерие или неверие является самым ужасающим событием жизни человека, которую Господь наполняет таким безграничным количеством свидетельств о Своей любви и о Своей милости. Как если бы Он по-отцовски держал нас в Своих руках, и мы, испытывая эту нежность и теплоту рук, говорили, что это всего лишь время года теплое, или место сытное и заботливое. Неверие, которое рождает неблагодарность к Тому, Кто Сам восходит ради нас на крестную смерть, является самым горьким поражением и самого человека.
Никакая страшная болезнь, никакие внешние обстоятельства не могут так ранить человека, обезобразить его, изменить его до неузнаваемости, как потерянная человеком вера, как его сомнение. Сомнение искажает то, что не видно глазу – искажает душу человека, делает ее несвободной, делает ее пугливой, делает ее слабой, отчаянной. А отсюда она впадает в разные тяжкие прегрешения, отсюда она падает от Неба к преисподнему аду.
Вместе с этим святитель Иоанн Златоуст на эти слова Христа Спасителя замечает одну удивительную, парадоксальную вещь. Посмотри -говорит он - как Христос спешит на Крест, чтобы избавить нас от вечной смерти. До коли буду с вами?» звучит не так, как мы могли бы это понять, не размышляя, с первого раза или с обычного взгляда. Мол, устал. Сколько еще можно терпеть? Да, где же найти на это силы?!
Нет. Господь и Своей любовью, отводя от Своих учеников подозрения в том, что они могли потерять благодать Божию и власть, которую дал им Господь над духами нечистыми, говорит о другом. Когда же Я пострадаю за вас? Когда же Я выкуплю вас? Когда же Я вас верну Себе? Когда же снова Я сделаю вас свободными? Когда же вы поверите Мне, что Я пришел не для того, чтобы вы Мне служили, а вам послужить? Когда же вы поверите в Мою любовь? Разве только тогда, когда увидите ее погибшей на Древе Крестном и восставшей из каменного гроба.
Христос запрещает этому нечистому духу, и он оставляет страждущего ребенка. И сам этот диалог становится удивительной силой, которая исцеляет многих, кто слушает его от самой тяжкой болезни – от сомнения, от маловерия, от отчаяния. Исцеляется не только этот болящий отрок, но исцеляется и отец, наконец понимая, что не внешние обстоятельства мешали ему быть человеком радостным, мешали ему быть человеком крепким, сильным, смелым, быстрым, живым, действенным. Что этой помехой была его внутренняя болезнь – неверие, а отсюда и лукавство.
Господь промыслительно, по-отцовски, с бесконечной любовью к каждому из нас прикасается сегодня и нашей совести, и нашей душе. И в нынешний день воскресный, когда мы дерзаем, надеемся приступить к Святым Христовым Тайнам, Он дает нам силу попирать всякий дух нечистый. После Он скажет Своим ученикам, когда они наедине, еще смущенные произошедшим, спросят Его: «почему мы не могли это сделать?» Он ответит им, что «род этот изгоняется постом и молитвой». То есть не только желание должно сопутствовать нашей жизни, как молитва, но еще и пост, как труд.
Без усилия над самим собой, без реальных добрых дел, без реального иного, отличного от прежнего отношения, от прежнего, где были обиды и скорби, сомнения и непрощения, как большой труд, добрые слова, искренняя поддержка, помощь, участие в жизни человека даже мало знакомого, но человека, который так громко кричит от своей боли, участие в его жизни – все это как молитва и пост, как труд и надежда могут избавить нас от обдержания всяким страхом и сомнением. И в нынешнее время, кажется, происходит то же самое.
Иногда нашу собственную душу, наш ум бросает то в огонь, то в воду от того, что происходит вокруг нас, поражает нас отчаяньем и страхом. И каждый день эти новостные ленты мало приносят утешения. Все больше и больше поселяется в нас тревога. А отсюда вся наша жизнь, как будто бы подсеченная, становится на колени.
Нам надо бы вспомнить слова Христа Спасителя: «род сей изгоняется постом и молитвой». И всякое внутреннее смущение, и всякое отчаяние, и всякий страх, и всякое неверие изгоняется общением с Тем, Кто подарил нам жизнь – молитвой, и постом – то есть добрыми делами. Боишься происходящего? Помоги тем, кто в слезах. Страшишься войны? Отдай часть своего времени, часть своей заботы тем, кто ограждает нас от нее самими собой, в полный рост стоя на линии фронта. Боишься за будущее? Учи сейчас любви своего ребенка. Учи сейчас его терпению и надежде. Сейчас учи его правде. Хочешь, чтобы его будущее было мирным? Откажись от всякого крика, от всякого скандала и ненависти в своей семье. Прекрати эту бесконечную войну, в которой нередко звучат обидные, оскорбительные слова, где поднимает один руку на другого. Пусть твой ребенок никогда не испытывает страха от этого. И тогда его жизнь будет мирной. Род сей лукавый изгоняется постом и молитвой.
Сейчас помолимся за Божественной службой, чтобы Господь вдохновил каждого из нас и даровал душе нашей и совести нашей силу действовать. А выйдя из храма, подумаем о том, чем мы могли бы послужить другому человеку. И обязательно постараемся послужить этим каждый в меру своих сил. Послужить добрым словом, искренним общением, помощью, поддержкой, куском хлеба, горячими объятиями, искренней от любящего сердца улыбкой. Ведь ради этого Господь воплотился и Свою жизнь отдал за нас. Так пусть Его жизнь жительствует в нас и торжествует в нас. Аминь.
1 сентября 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска