О боли и радости Успения

22.09.2024
Просмотры: 135

«Успение Божией Матери для нас – это не только боль воспоминания отшествия из жизни Пренепорочной, но это еще и радость надежды на Ее вечную жизнь, это не только горечь расставания, это еще и сила надежды на то, что Она, взятая Богом в Свое Царство, и Им из мертвых восставленная, встанет пред Его престолом Божиим».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, мы с особой внутренней надеждой, мы с особым внутренним переживанием продолжаем славить день Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

И сегодня, в третий день славного Успения, совершаем здесь, в Успенской кувуклии нашего города Ессентуки престольное торжество и на изображении гроба Пречистой Богородицы, с положенной на ней Плащаницей, совершаем сегодня Божественную литургию как самый драгоценный дар, который мы можем принять от Бога – Его освящение Святого Приношения и принести Богу как нашу жертву Ему – единственное упование на Него.

В эти дни мы каждый день размышляем о Пречистой Богородице. И Священное Предание нашей Церкви рассказывает нам о славном Ее погребении. И учителя Церкви учат о Пречистой Богородице как о той удивительной жертве, которая Сама Себя принесла в руки Божии, отдав Свою жизнь, всю Свою волю, всю Свою любовь, всю силу Своей надежды в руки Божии, и ставшая дверью, которая отверзла пришествие в мир Господа и Спасителя Христа.

Очень трудно найти слова, чтобы этими словами можно было бы в полной мере выразить свою бесконечную любовь Той, Которая в мир родила Господа и Спасителя Христа. Выразить словами неизреченную радость и благодарность Той, Которая сохранила Себя чистым драгоценным сосудом, чтобы в Себя вместить Невместимого Бога.

Бесконечно можно говорить о матери, и каждый в своей жизни мог бы и о своей земной матери, о своих мамах, говорить столько, что, казалось бы, не хватило бы и всех слов, которые мы могли бы применить, чтобы выразить свою любовь к матери и, в особенности, свою благодарность к ней.

И сегодня Церковь свою благодарность к Матери выражает Святой Евхаристией – наивысшим даром жертвы, которую может совершить человек, совершая эту Евхаристию в память о Победе над смертью Христа, и с надеждой на то, что эта Победа коснется и тех, кто любит Бога.

Предание нам говорит о том, что во время славного Успения Сам Господь явился и принял бессмертную чистую душу Пречистой Богородицы в Своей руки. Рука Сына коснулась Той, чья рука касалась Сына от Его воплощения до крестной смерти.

И если тогда эта материнская рука касалась Спасителя Христа, воплощенного, явившего Свое величие в нашем тленном мире, то теперь Сам Господь касается души Пречистой и возводит Ее из тления в нетление, от временного к вечному.

Успение Божией Матери для нас – это не только боль воспоминания отшествия из жизни Пренепорочной, но это еще и радость надежды на Ее вечную жизнь, это не только горечь расставания, это еще и сила надежды на то, что Она, взятая Богом в Свое Царство, и Им из мертвых восставленная, встанет пред Его престолом Божиим.

Каждый из нас мечтал бы о долгой и счастливой жизни. И в своей временной человеческой жизни в дни особых праздников мы очень часто повторяем эти слова: «живите долго». Но жить долго стоит только ради одного, чтобы дойти до вечности. Само понятие «долгой жизни» — это понятие становится явным, сильным, значимым и оправданным только тогда, когда в этой жизни есть любовь к Творцу, которая совершается через дела жизни.

Жить долго и не любить, жить долго и не прощать, жить долго и не сострадать, жить долго и не помогать, жить долго и ни на кого не обращать внимания, жить долго только для себя – станет ли эта жизнь жизнью или превратится в долгий кромешный ад?

Святые отцы говорят о том, что Пречистая Богородица была человеком очень бодрого духа. Она даже одним взглядом могла утешить человека. А уж, тем более, словом. Она говорила кротко и немного. Она не была человеком, который мог бы найти особые сильные, удивительные, впечатляющие ум слова. Она говорила просто по-матерински, но сила Ее слов была в бесконечной материнской любви. И поэтому в эти слова невозможно было не верить. Эти слова, как драгоценное сокровище, падали в души тех людей, кто слышал Ее.

И сегодня, когда мы празднуем третий день Успения Пречистой Богородицы, мы вспоминаем, как Господь воскресил Ее из мертвых, и вместе с душою и тело Пречистой Богородицы взял в Свой удел. Любовь Матери к Сыну отозвалась любовью Неба к Матери, к Той, о Которой Церковь восклицает, что Она выше Херувим. Но эта удивительная любовь не совершилась только единожды, а она продолжает совершаться и в вечности.

И сегодня у гроба Пречистой Богоматери, предстоя, и молясь, и кланяясь Ей, мы просим Мать не оставлять нас, как Сама Она обещала, в Своих материнских молитвах. Мы говорим, что просим Ее, чтобы Ее любовь, принесенная к престолу Царства Божьего, жила бы там. А в этой любви жили все наши к Ней молитвы, надежды, просьбы, чтобы Она, предстоя перед престолом Божиим, приносила Ему все наши человеческие надежды.

И хотя здесь, на земле, мы имеем образ Ее гроба, там на небе мы видим Ее вечную жизнь рядом со Христом. Здесь Она напоминает нам и о нашей смертности, и о том, чем должна быть наполнена наша жизнь и ради Кого мы живем. И там, на Небе, мы верим, Пречистая Богоматерь встретит тех, кто любовью к Ее Сыну жил здесь на земле. Жил долго, чтобы любить, жил долго, чтобы прощать, жил долго, чтобы изменять свою собственную жизнь и принести искреннее покаяние. Жил долго, чтобы быть радостью для других, источником искренней, дающей жизни любви.

Пресвятая Богородица, Ты, пожившая на земле, и даровавшая миру Сына и Спасителя Христа, Ты, Пречистая Богородица, подарившая нам Свою материнскую любовь, Ты, ныне вошедшая на Небо со Своим телом, воскрешенная Богом, предстоя пред Ним, взирая на нас, стоящих у Твоего гроба, открой нам его как сокровищницу Своей материнской милости, и увидим мы содержимое его не тленье, не смерти, а содержимое его жизни, света и надежды. Пресвятая Богородица, спаси всех нас. Аминь.

30 августа 2024 года. Успенский храм Петропавловского храмового комплекса города Ессентуки

135