«Образ Пречистой Богоматери говорит нам о том, что Она училась не на ошибках. Она училась не на примерах неверных шагов. Она училась не на лжи, не на слабости. Она училась не от примеров предательства или боязни. Она училась святости и в своей собственной жизни сохраняла эту святость как драгоценное сокровище, как единственное, чем Она могла бы быть отражением Неба».
Всечестные отцы, дорогие братия насельники нашей святой обители, дорогие отцы, братья и сестры, наши паломники, в этот особенный день для нашей обители, для нашего дома, в особенный день, потому что сегодня мы празднуем и престольный день – день Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, и еще одно очень важное событие, связанное с историей этой благословенной земли – 120-летие основания Бештаугорского монастыря.
И в этот особенный день наша соборная молитва и наше собрание здесь, в стенах этого возрожденного Успенского собора, имеет не только важное историческое значение с точки зрения времени, быстро преходящего, но имеет очень важное продолжение надежд предков, которые здесь воздвигли святую обитель в честь Пречистой Богородицы. И после очень непростых лет жизни этой обители с ее строением, основанием, а потом разорением, уничтожением, возрождением – во всем в этом историческом периоде есть одна передающаяся связь — это живая вера и надежда на Господа и Спасителя Христа.
Во всех этих исторических событиях есть одно очень важное и значимое сокровище, которое передавалось из поколения в поколение о том, что воистину у Бога живы все, ибо Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Сокровище, которое передается нам драгоценным содержанием – жизнь не имеет пределы временные, но жизнь вечна.
В том числе, и возрождение этой святой обители стало свидетельством, которое очень драгоценно для нас о том, что в нашей жизни вечным всегда остается наша душа, которая соприкасается с вечностью посредством Церкви Божией, участвуя в таинствах, совершая свое духовное делание.
И сегодня мы празднуем день Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И в этот нынешний праздник, память о котором мы черпаем из Предания нашей Церкви, мы вспоминаем драгоценнейшую жизнь Пречистой Богородицы.
О Ней говорили святые угодники Божии от времен святых апостолов и от тех к их ученикам и далее до наших времен, что Она была образом не только глубочайшего смирения, но и удивительной, неизъяснимой чистоты человеческой жизни. Нередко мы соглашаемся с тем, что в нашей жизни, в которой бывают множество испытаний и искушений, сохранить нетронутой свою собственную совесть и чистоту души, кажется, возможно, только для детей. А, мол, взрослый человек рано или поздно совершает ошибки и, на ошибках учась, изменяет, исправляет или совершенствует свою жизнь.
Но вот образ Пречистой Богоматери говорит нам о том, что Она училась не на ошибках. Она училась не на примерах неверных шагов. Она училась не на лжи, не на слабости. Она училась не от примеров предательства или боязни. Она училась святости и в своей собственной жизни сохраняла эту святость как драгоценное сокровище, как единственное, чем Она могла бы быть отражением Неба.
И святитель Иоанн Златоуст в этот день восклицает: Ты, как в зеркале, Пречистая, отражаешь благодать Божию. Ее жизнь не была уранена страстями, не потому что жила Она в окружении, которое очень сильно отличалось бы от нашего. Нет. Ее жизнь была свободна от всякой страсти и от всякого греха, потому что Она Сама сделала этот выбор. И в сегодняшнем дне мы именно этому у Нее учимся.
Мы учимся у Нее выбору святости, а не выбору того, что будь, что будет. Мы учимся у Нее выбору того, на что стоит очень многие силы употреблять. Жить не по принципу, как живется, так и живется. А жить – как ходить перед Небом, в полный рост своей совести и в полное сияние своей души, в вере, в надежде, в любви.
Успение Божией Матери показало нам несуществующую грань смерти. Потому что, если бы вся наша жизнь заключалась только в стяжении земного, если бы вся наша жизнь заключалась только бы в земном опыте: ошибок, проб, исправлений, как нередко мы это говорим друг другу, то тогда, что стало бы гранью этой жизни? В Своем Успении Пречистая говорит, что живущая любовь не может умереть.
В Своем Успении Она говорит, что искренняя чистота в жизни, в молитве, в мыслях, в отношениях никогда не может быть засыпана могильной землей. Успение Божией Матери изображает нам Ту, Которая жила удивительной и очень крепкой верой, опираясь на которую Она смогла жить счастливо, не имея того, что мы иногда называем нашим земным человеческим счастьем. Она это счастье строила не вокруг Себя, а по слову Священного Писания – внутри Себя.
Писание, которое говорит нам: «Царство Божие внутри вас есть». У гроба смерти все временное, физическое становится никчемным и пустым. Но значимым и в полноте своем совершаемом остается жизнь нашей души бессмертной, души, которая, совлекаясь облеченной плоти, облекается в любовь Божию, если только этой любви бывает достойна в земной жизни.
Успение Богородицы – это праздник победы над смертью, которая отображается от великой победы Пасхи Христовой. Спаситель победил смерть, и эту победу дал любящим Его. Поэтому мы и называем Успение Божией Матери летней Пасхой – как отображение победы Неба в человеческой жизни.
Сегодня и Богородица восстает от числа мертвых и встает в число живых, и не просто встает в число живых, а тех, которые угодили Богу. Чем же Мария угодила Христу? Своей чистой простой жизнью, Своей молитвой, Своей искренностью, Своей честностью. Она угодила Богу тем, что, перенося разные скорби в Своей жизни, расставшись со своим Сыном, никогда не расставалась со Своим Богом. Она угодила Ему тем, что жизнь жила достойно не для того, чтобы просто Ее прожить, а чтобы жизнь сделать дорогой, ведущей от временной к вечной жизни.
Она обладала удивительным и трепетным сердцем и душой, в которых вмещалась вся человеческая боль. Она так же, как и мы сейчас, в Своей жизни ужасалась тому, что видела и слышала: и неправде, и смерти детей, стариков, болезням. Она ужасалась ненависти людей, которые, поднимаясь одни против других, проливали кровь друг друга. Она ужасалась непрощению, нелюбви. Ее материнское сердце разрывалось, когда Она видела предательство и трусость, подлость и измену. Когда Она, как Мать, видела людей израненных, людей, чья жизнь была исковеркана и измучена, Она ужасалась по-матерински, когда видела плененных и несвободных рабов, ничего не стоящих.
Но весь этот ужас человеческой жизни, - и в этом, пожалуй, еще один важный смысл сегодняшнего праздника – Она не оставила здесь, когда ушла, Она взяла его с Собой на Небо, чтобы перед престолом Божиим излить Свою материнскую боль о всем увиденном. И поныне Она нашу боль по-матерински изливает перед престолом Божиим.
Видя немощных, Она горячо молится об укреплении их сил. Видя отчаянных и маловерных, Она молится, чтобы Господь подал им веры. Видя оскорбленных и оклеветанных, Она молится о правде. Видя одиноких, Она обнимает их и берет за руку. Видя испуганных, Она по-матерински приводит их к свету. Видя тех, кто заблудился, ошибся, упал в пропасть своих грехов, Она, протягивая руку к ним, поднимает их из этой грязи и ведет к Тому, Кто есть Начало света и Источник его, ведет к чистоте и обновлению. Она – человек перед Богом, являет Его Божественную любовь перед людьми.
Этим славно торжество Успения, которое сегодня мы празднуем, и в которое мы верим. Мы верим, что нет смерти. Мы верим, что на пороге нашей жизни нас встретит Господь и Любвеобильная Пречистая Матерь. Мы верим, что наши молитвы будут услышаны. Мы горячо верим, что наша жизнь будет исполнена смыслом. Не пожить хорошо, а больше – жить вечно.
И пусть нынешний праздник и пусть нынешний день станет для каждого из нас радостью надежды жизни вечной. И да, самое дорогое – мамы настоящие не бывают только до гроба. Мама – это навсегда. И сегодня перед образом гроба Пречистой мы восклицаем Ей и нашим мамам: Ты, Мама, навсегда со мною. В Твоей любви, в Твоей молитве, в Твоей заботе и в Твоем горячем сердце. Ты, Мама, и перед Богом по-матерински помолись о всех нас, утешь всех нас, подари нам от Бога Его мир, Его любовь, Его жизнь. Аминь.
28 августа 2024 года. Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь