«Повели мне, Господи, прийти к Тебе. Пусть эта молитва для каждого из нас станет дорогой, ведущей к Тому, Кто есть источник и причина всякой жизни, к Тому, Кто есть жизнь бесконечная и бесконечная любовь».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья насельники нашей святой обители, дорогие братья и сестры, я всех вас приветствую с воскресным днём. И в этот воскресный день мы слышим Священное Евангелие, которое повествует нам об очень удивительном событии, которое, впрочем, происходит, кажется, не только тогда, произошедши единожды, но происходит постоянно в нашей жизни.
Христос оставил Своих учеников для того, чтобы наедине помолиться. Всегда Господь подаёт нам удивительный пример силы молитвы. Молитва всегда сильна, когда мы наедине с Богом. Опыт уединённой молитвы является очень глубоким и прочным основанием всей нашей духовной жизни. Когда, оставаясь один на один между самим собой и Небом, человек способен к молитве, когда он жаждет этой молитвы, тогда вся его жизнь становится строением, которое устроено на прочном основании.
Ученики же путешествовали в лодке. И в это время случился шторм. Они, конечно же, сначала, видя небольшие волны, делали все, что могут делать профессиональные рыбаки, чтобы держать на плаву свой корабль. Но когда шторм все усиливался и усиливался, они горячо молились и, вместе с этим, боялись.
Они переживали непростые моменты своей жизни. С одной стороны, они боролись физически, чтобы преодолеть эти внешние обстоятельства, впрочем, понимали, разве могут они подняться в полный рост и остановить эти волны? С другой стороны, они боролись с ещё большим штормом – с внутренним страхом – вот, кажется, сама жизнь становится призрачной.
Как замечает святитель Иоанн Златоуст: Господь мало-помалу учеников готовит к испытаниям своей жизни. Как бывает, когда ребёнок, подрастая, сначала научается передвигаться, опираясь и на ноги, и на руки, ползком, но со временем, мало-помалу отрывается, становясь в полный рост.
Господь учит учеников Своих стоять в полный рост своей веры. И мало-помалу в их жизни становятся такие испытания, которые призваны к тому, чтобы укрепить в них веру, доверие промыслу Божиему.
По-другому скажу. Человек живёт не для того, чтобы все было хорошо и благополучно. Как в путешествии в корабле – кажется, что всегда можно совершенно спокойно плавать по водной глади, и ничто не будет угрожать тебе. Но эта водная гладь в мгновение может превратиться в страшную бурю. И то, что вчера казалось тебе прочным, незыблемым, неизменяемым, сейчас таким уже не кажется.
В нашей жизни точно так же. Все, что нам кажется незыблемым и неизменяемым, кажется, что всегда будет именно такая тихая, спокойная, размеренная, вполне проглядываемая жизнь – все это кажущееся далеко от истины. Потому что Бог призвал нас к жизни не к такой, которая могла бы успокоить, а к такой, которая могла бы научить ходить. Хотя даже если придётся падать, хотя даже если будут и крутые подъёмы, и склоны, и глубокие ямы, и бездонные моря, хотя даже если придется и тонуть, но изо всех сил идти в этой жизни.
Апостолы встревожились, они боялись. Как и мы, нередко боимся разных дуновений. Ещё и шторм-то не поднялся, а уже сердце смущается страхом, душа наполняется сомнением. И кажется, что ещё не наступивший мрак снаружи уже мрачной делает всю твою жизнь.
Христос идет по водам к Своим ученикам. И вот в этой мгле, в этой буре они видят то ли Его, Своего Учителя, то ли призрак, то ли грань своей жизни, то ли её окончание, то ли смерть и от страха кричат.
Страх — это чувство, которое живёт в каждом из нас. И, возможно, сам корень страха, он бывает оттого, что мы теряем крепкую, тёплую и надёжную руку в своей жизни. Страх — это то состояние, когда мы оказываемся без Бога. Отчасти иногда страх можно сравнить и с мраком, где нет явления Его света. И не потому, что Он оставил, а не потому, что Он бросил. Нет. Потому что сами мы не ищем этот свет и сами мы не живём горячей живой надеждой.
Тогда ученики встревожились и испугались, думая, что к ним идёт призрак. А моряки знали, что подобного рода явления – самый первый признак близкой гибели. Пётр — ревнивый ученик, Пётр, который камень, Пётр, который быстрый и очень решительный – из оцепенения страха кричит Ему на слова Христа: «не бойтесь, это Я», отвечает: «если это Ты, повели мне прийти к Тебе».
Пётр многому научит нас. И когда нам бывает очень страшно, и когда кажется жизнь, которая превращается в сплошной шторм, и когда кажется, все уходит из-под ног, и уже не вдохнуть и не увидеть просвета, пусть наша душа запомнит эти слова апостола Петра, и в такие моменты кричит, как он: «Господи, повели мне прийти к Тебе».
Как же удивительно, посмотри, Пётр не говорит: «Господи, научи меня ходить по воде». Пётр не говорит: «Господи, наведи здесь порядок». Пусть сейчас же все станет спокойно и ясно. Пусть мгновенно эти волны опустятся, ветер утихнет, и опять будет тишь да благодать. Пётр не говорит: «сделай так, чтобы все стало хорошо». Пётр говорит: «повели мне прийти к Тебе». Через весь ужас этого шторма жизни, этого буйства страхов, сомнений, отчаяний, одиночества, мрака повели мне, Господи, прийти к Тебе.
Христос отвечает ему: «иди». И если до этого апостолы находились в ужасе, то теперь к этому ужасу добавляется полное недоумение увиденным – Пётр выходит из лодки и по этим волнам идёт ко Христу. Не то удивляет, что он ходит по воде, а то удивляет, как он идёт к Богу.
Через все свои отчаяния и через все свои смущения, через весь свой страх, который, кажется, парализовал настолько, что не остаётся времени и сил ни любить, ни жить, ни надеяться, ни говорить о важных вещах – все сковано, все как будто бы заледенело – и через этот страх Пётр идет.
Из Евангелия мы знаем, что подул ветер, Пётр испугался надвигающейся волны и начал тонуть. Святитель Иоанн Златоуст на это замечает очень удивительно. Он говорит: посмотри, как в жизни бывают обстоятельства, когда ты можешь пройти большие испытания, когда ты можешь достигнуть больших высот, и от малого испугаться и начать гибнуть. От малого.
И если посмотреть на свою жизнь, то действительно. Иногда совершенно малые, малозаметные вещи, иногда совершенно малые обстоятельства нашей жизни, которые, кажется, можно с такой лёгкостью переступить и преодолеть, становятся поводом для тревог, возвращают силу сомнения и усиливают страх.
Пётр начинает тонуть и кричит: «помоги мне, Господи, погибаю». Господь прикоснулся к нему, вывел его из пучины. Маловерный. Усомнился, поэтому и начал гибнуть. И все успокоилось. Опять вернусь к святителю Иоанну Златоусту. Он приводит здесь такой красивый, яркий образ. Он говорит: посмотри на Петра, который тонет, и на Христа, Который не оставляет его, как птица, которая берёт на крыло своего неокрепшего младенца, возвращает в гнездо, так и Спаситель, возвращает каждого из нас к жизни, как заботливый Отец, на крыльях Своей любви.
Это повествование, которое, несомненно, случилось с одним человеком, с апостолом Петром, кажется, что происходит с каждым из нас. И все наши маловерия, и страхи, и отчаяния, и жизненные бури, которые мы преодолеваем – всё это словно повторяется в нашей жизни. И преодолевая большое, спотыкаемся нередко на малом и тонем. Но если надеемся на милость Божию, и если, приобретая в своей вере опыт веры не в словах, а в делах, продолжаем и надеяться, и верить, и совершать добрые дела веры, продолжаем прощать, любить, дружить, исполнять данные обещания, твердо держаться своего слова, тогда самое зыбкое может стать твердью. И по воде этого житейского и нередко бушующего моря можно ходить только тогда, когда ты знаешь, к Кому ты идешь, и Кто стоит на горизонте твоей жизни.
Повели мне, Господи, прийти к Тебе. Пусть эта молитва апостола Петра будет дыханием нашего сердца. Пусть эта молитва будет сильной, крепкой и смелой верой нашей, выраженной в словах. Повели мне, Господи, прийти к Тебе. Пусть эта молитва для каждого из нас станет дорогой, ведущей к Тому, Кто есть источник и причина всякой жизни, к Тому, Кто есть жизнь бесконечная и бесконечная любовь. И дай, Господи, каждому из нас, преодолевая и свое маловерие, преодолевая и свое смущение, продолжать совершать свой жизненный путь, зная, к Кому мы идём. Аминь.
25 августа 2024 года. Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь