О драгоценном основании жизни

21.08.2024
Просмотры: 724

«И в наше нынешнее время, когда мы скованы страхами, отчаянием, в наше нынешнее время, когда вокруг столько неправды, в нынешнее время, когда столько боли и одиночества, Господь говорит каждому из нас: «вы дайте им есть». Вы помолитесь о тех, кто так нуждается в молитвах. Вы поделитесь с теми, кто несчастен и одинок. Не пройди мимо того, кто так нуждается в твоем взгляде».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем, и радуюсь тому, что в этот день благословенного воскресенья мы, помолившись в этом храме, стали причастниками Святых Христовых Тайн.

И сегодня мы слышали особую удивительную историю, когда Господь малым количеством хлеба – 5 хлебов и 2 рыбы накормил тысячи людей. История эта удивительна многими обстоятельствами. Но самое важное и самое драгоценное это то, что народ следовал за Христом даже тогда, когда Господь уединялся, чтобы остаться в молитве.

Христос показывает нам пример, что уединенная собственная молитва всегда является основанием очень глубокой духовной жизни человека. Собственная молитва всегда должна иметь не только место в жизни, но занимать самое главное пространство. Общение с Богом человека делает совершенно иным. Общение с Богом человека делает подлинным человеком. Люди чувствовали это во Христе. И как замечает святитель Николай Сербский, они ходили за Христом, потому что чувствовали не только от Него исходящую особую благодать, но, видя Его молитвенность, видя Его постоянное пребывание в небе, и небо, наполненное от Него и исходящее вокруг, стремились к Нему.

Оказавшись в пустынном месте, Господь, увидев множество народа, сжалился над этими людьми. Сжалился, но не как может сжалится человек, который посмотрел на несчастного и сказал: «ну, ладно, возьми что хочешь». И сжалился не так, как бывает иногда в нашей душе или в нашем сердце просыпается жалость от некоего внутреннего довольства. А сжалился так, как может сжалиться Отец над Своим созданием. Сжалился так, как может сжалиться Создатель над Своими детьми.

Он увидел не только человеческие немощи, которые окружали Его, ведь Его теснили множество людей, испытывающих и физические недуги. Он увидел то, что не видно глазу человеческому. Он увидел надорванные сердца. Он увидел одинокие души. Он увидел растоптанную совесть в человеке. Он увидел оскверненный Свой образ и подобие в людях. Он сжалился над ними, как может сжалиться Тот, Который подарил свободу, и увидел, что этот свободный вновь стал рабом. Он сжалился так, как Тот, Кто подарил жизнь, и увидел, что эта жизнь имеет свои грани через болезни, смерть, и как через пробоины изливается во вне, оставляя человека без его внутренних жизненных сил. Он увидел не только обездоленных и несчастных людей, физически больных, Он увидел нас такими, каким может видеть только лишь Небо. Он увидел нас одинокими.

И тогда сжалившись над народом, который пришел к Нему, чтобы слышать слово Его, множество исцелил от болезней, но не только болезней физических, прикасаясь к немощам человеческим, но, заглядывая каждому в глубь души, исцелял, как Отец, от одиночества, как Бог – от рабства, как Создатель – от греха.

Там скопилось множество людей. И апостолы, подойдя ко Христу, говорят Ему: «место здесь пустынное, отпусти их, пусть пойдут подкрепят свои силы». И тогда Господь обращается к апостолам, как сегодня обращается к каждому из нас, преемникам веры апостольской, говорит: «вы дайте им есть». Эти слова Христа Спасителя совершенно изумили апостолов, удивили их. Ну, как можно накормить такое громадное количество людей – здесь их тысячи, имея всего лишь 5 небольших хлебов и две рыбы?! Христос повелел принести эту пищу к Нему.

И тогда происходит удивительное. Господь преломляет хлеб, даёт апостолам, а те преломляют и раздают его другим, так и рыбы. И все насытились. И еще набрали целых 12 коробов излишков хлеба. Когда в жизни человека самым важным и самым главным голодом остается голод правды, голод любви и голод надежды, и когда мы с этим голодом приходим к Тому, Кто есть Податель всяких благ – к Богу, Господь утешает и удовлетворяет не только наш духовный голод, но и заботится о нашей жизни, цельной жизни.

Когда в нашей жизни главным является не то, за что мы можем ухватиться, а то, куда мы можем взглянуть, тогда жизнь наполняется тем, к чему мы прикасаемся своим сердцем: или хватаемся за землю, и наполняемся земным, или хватаемся за Небо, и наполняемся Небесным. Впрочем, Бог не оставляет человека, ищущего правду и любви, ищущего сострадания и участия в своей жизни и прикосновением к этому человеку посредством рук других.

Христос хлеба раздает апостолам и говорит им: «вы дайте им есть». Вы – те, которые находитесь со Мной, вы – верующие Мне, поделитесь, как хлебом, своей верой, поделитесь, как хлебом, своей любовью, поделитесь, как хлебом, своей надеждой, своим прощением, своим состраданием, поделитесь, как хлебом, как будто бы отламывая от своего, но увидите, что, взяв от своего, и дав другому, своего вы не лишитесь и другого утешите.

Посмотри, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - 12 коробов набрали избытка хлеба – по числу апостолов. Каждый раздавал и каждому осталось еще больше. Каждый отдавал, чем мог делился, и не остался без ничего. За каждое доброе слово Бог воздает радостью в сердце. За каждую улыбку Бог воздает Своим солнечным светом. За каждый протянутый кусок хлеба Бог воздает тебе доброй трапезой. За каждое милостивое отношение к другому человеку, умение прикоснуться к его немощам и поддержать его, Бог оставляет с тобой Свою отцовскую любовь и заботу.

Сегодняшнее Евангелие - насыщения тысячи людей от небольшого количества, от пяти хлебов и двух рыб говорит нам об очень важной и главной для нас вещи – самым драгоценным основанием нашей жизни является общение с Ним, с Богом. И когда мы слышим Его голос в своей совести и повинуемся Ему, и когда мы изменяем свою жизнь к лучшему, и когда мы из своей жизни изгоняем наше отчаяние и маловерие, наш страх и недоверие промыслу Божиему, когда мы свои руки не скрепляем от ужаса одиночества, как бы обнимая самих себя, но разводим их, чтобы обнять других, только тогда мы можем почувствовать тепло не только других, но от других и через них подаваемое Богом.

И в наше нынешнее время, когда мы скованы страхами, отчаянием, в наше нынешнее время, когда вокруг столько неправды, в нынешнее время, когда столько боли и одиночества, Господь говорит каждому из нас: «вы дайте им есть». Вы помолитесь о тех, кто так нуждается в молитвах. Вы поделитесь с теми, кто несчастен и одинок. Не пройди мимо того, кто так нуждается в твоем взгляде.

Даже тогда, когда ты не знаешь этого человека, но видишь боль на его лице, прикоснись к его жизни тем, чем можешь прикоснуться: своим небезразличием, своим вниманием, своей молитвой, своей надеждой, своей верой. Христос говорит сегодня нам с вами: «вы дайте им есть». Я даю то - говорит Господь - что питает душу, но и вам подаю то, что и питает тело.

Поделитесь же этим с другими, с теми, кто так нуждается в небе. И пусть сегодняшнее это евангельское чтение, это воспоминание чуда Божиего будет для каждого из нас не только утешением, назиданием, но еще и для каждого из нас станет радостью надежды в присутствие Божие в нашей жизни. Бог питает нас всем и дает нам все ко благу. Бог как Отец любит и как Создатель воссоздает в нас Свой образ и подобие. Бог никогда не оставит нас ни в каких пустынях нашей жизни наедине с нами, если только воззовем к Нему, как некогда воззвал апостол: «Господь и Бог мой». Аминь.

18 августа 2024 года. летний храм Успенского Второафонского Бештаугорского монастыря

724