О пламенном пророке

20.08.2024
Просмотры: 195

«Каждый день мы должны говорить о своей вере. Каждый день мы должны держаться своей веры, чтобы идолы Вааловы не появились в сердцах и душах наших детей».

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, дорогие жители нашей любимой Карачаево-Черкесии, дорогие наши паломники и гости, в этот праздничный день с особой радостью приветствую вас, дорогой отец иеромонах Елевферий, братию нашей святой обители, приветствую наших паломников и гостей с днём памяти святого пророка Божия Илии! С престольным праздником одного из древнейших храмов нашей великой России – храм, который построили наши благочестивые предки в X столетии от Рождества Христова и храм, который удивительным, чудесным образом по сей день сохранился здесь, в нашей любимой Карачаево-Черкесской республике.

Сегодня мы совершаем день памяти пророка Божия Илии. Каждый раз, когда мы приходим к стенам этого древнего храма, сюда, на эту древнюю землю наших благочестивых предков, которые приняли мужественно не только вызовы своего времени, которые приняли мужественно не только очень быстро изменяющуюся внешнюю конъюнктуру, все это они смогли пережить благодаря другому мужеству – благодаря которому они приняли веру в Святую Живоначальную Троицу, в единого Бога, веру и исповедание Отца и Сына и Святого Духа.

Это их мужество, наших древних предков, стало основой не только начала новой цивилизации здесь, в предгорьях Кавказа, но стало глубоким и живым семенем для многих поколений христиан, живущих на нашей древней Кавказской земле. Их жизнь стала глубоким семенем, вложенным в эту землю, которая дала жизнь многим и многим народам, вышедшим из этой Кавказской купели. Все мы, которые собрались сегодня здесь, у стен этого древнего храма, тоже, в какой-то мере, наследники древних алан. Ведь наследство – это не только кровь, история и культура. Это, прежде всего, дух веры в Святую Живоначальную Троицу, которой жили наши благочестивые предки здесь, у Кавказской купели.

И этому именно – исповеданию истинного Бога и истинной веры учил пророк Божий Илья, который жил за девять столетий до Рождества Христова. Это был человек сильного духа. Это был человек одного выбора, одной веры, одной любви и одной дружбы. Этот человек в своей жизни никогда не говорил о том, что в нем жили разные поиски истины.

Он однажды, услышав о едином Боге, Творце мира, который мы видим, и мира, который мы не видим, уверовав в Него, больше не искал никакого оправдания для своей жизни и никакого объяснения смысла жизни. Он это объяснение видел из всего, что окружало его, и знал из откровений, которые сохранял народ его, откровений, которые в богоизбранном народе Бог хранил как живое слово.

Как же пророк Илия радовался, когда говорил об истинном Боге! Как же он радовался, когда с родными и близкими он говорил об истинном Боге! Сказать, кстати, история не сохранила ни рода, ни племени, из которого произошел Илия, да и само имя это собирательное.

Если уж касаться древней истории, мы не можем быть уверенными в точном произношении этого имени, но мы можем быть уверены в том, что такой человек жил и живет. Потому что смерти он в жизни не вкусил, и, знаем из Священного Писания, что живым был взят на небо. Как же он радовался, когда среди своего племени говорил о Боге! Говорил о Создателе мира! Говорил о любящем Отце и о суровом Отце. Говорил о Том, Который не только любовью создал человека, но еще и с мечом в руках, защищая человека от всякого зла, а того, кто становится на сторону зла, бьет и преследует.

Пророк Илия проповедовал истинного Бога, который и в огне являет Себя, и в тихом дуновении ветра, который гневлив к грешникам и милостив к кающимся, истинного Бога, Который руку протягивает к любому, кто к Нему обращает свою руку, и который отворачивает Свое лицо от любого, кто глумится над небесами, кто отрекается от Него и ищет себе божков в своем мире.

Так было и со злочестивым царем Ахавом, который вместе со своей царицей, вслед за ней, уклонился в язычество, и весь народ свой поверг в это мерзкое идолопоклонство: всевозможные прорицатели, гадатели, всевозможные фокусники, всевозможно изображающие себя лжепророки и говорящие лжепроповеди, призывающие к любви к своей временной жизни. Все эти Вааловы жрецы обольщали народ.

И когда я эти слова произношу, я не вспоминаю только лишь о той давней истории, но и о сегодняшних гадателях и прорицателях: то нам рассказывают, что звезды говорят, то о своих безумных сновидениях. И опять, вновь сегодня, как во времена пророка Илии, куча вокруг предсказателей, гадателей, куча вокруг людей, которые, отвергаясь от образа поклонения истинному Богу, поклоняются власти, богатству, силе, хитрости, лжи, лукавству.

Как мало не только тогда, но и сейчас в наших семьях мы говорим о Боге. О чем угодно можно говорить часами. Остановишь человека на улице и спросишь о чем-нибудь – так он в любой области может говорить тебе много и много слов, - знающий все, что и как нужно делать. Но только спроси его: «а как ты молишься? а как ты поклоняешься Богу?» И он ответит тебе, что его Бог — это его чрево, его поклонение — это поклонение себе самому, все для себя. И все, что он ищет, он ищет только удовлетворение своим желаниям, и чтобы все ими прикрыть.

Пророк Илия был человеком и остается таким, который с пламенной верой обличал это нечестие, обличал тех, кто имеет власть, но не имеет правды, как злочестивого царя, обличал тех, кто имеет известность и значимость, но не имеет благочестия в жизни. Потому что все, что Бог дал им, они использовали ради себя. Сердца людей тогда огрубели. Уклоняясь в язычество, поклоняясь не только языческим богам, но поклоняясь человеческим страстям, мало по малу народ становился как бездушная пустыня.

Помолился Илия, и небо затворилось. А что на эту пустыню лить драгоценный дождь, когда в ней все равно все предрасположено к погибели? По что любить того, кто ненавидит всех вокруг? По что миловать того, кто не имеет милости? По что прощать того, кто не знает о прощении? По что помогать тому, кто жестокий, сребролюбец и себялюбец? Небо затворилось над этой пустыней.

Пророк Божий Илия приходит к одной вдове, к которой Бог его приводит, к смиренной женщине, которая, слушаясь его, свое последнее пропитание отдаёт ему, и больше никогда не имеет нужды в своем доме. Чудесным образом это пропитание умножается изо дня в день. Смиренная покорная душа, питающая пророка, становится единственным источником в этой глухой пустыне. Но к нему мало кто стремится. Все вокруг на площадях и на улицах говорят о прогнозах, о том, когда все закончится, когда придет доброе время.

Как и мы тоже, все с 22 года прогнозируем, когда же все закончится, когда придет другое время. А кажется, как сейчас, как будто бы, как и тогда, небо не даёт своего утешения. Как и тогда Господь гневается на тех, кто оставил Его, гневается не потому, что есть зло, а гневается потому, что по-отцовски досадует, что Его любовь отвергнута, Его имя забыто, Его образ исковеркан, осквернён.

Последние дни на происходящие мировые события мы смотрим с ужасом. Нет смысла вспоминать то, что происходит в эти дни на известных всемирных событиях в Европе. Это ужас, о котором и тогда, и теперь говорил пророк Божий Илия: проклят всяк творящий дело Божие с небрежением. Мы видим на отображение потерявший образ Божий человеческой личностью, падающей в бездну. И все глубже, и глубже. И всё страшнее, и страшнее. К большому сожалению, к большому горю все это началось не с них, не с тех, не с этих. А началось с нас, не говорящих со своими детьми о Боге.

Совсем недавно, я уже рассказывал историю, но я не могу внутренне с ней жить спокойно, я познакомился с одним, семья привела своего сына, семья, которая растила его в любви, в заботе. Но он изменил отечественной вере. Отрёкся от веры многих поколений своих отцов и последовал ложным иновериям. И теперь произносит слова непонятные, слова молитв, которых нет на родном языке, молится на чужом языке. Каким же тогда богам он молится?

Пророк Илия сказал Ахаву о его нечестии и сказал: докажу тебе правду Божию. Мы знаем из Священного Писания, как были принесены жертвы, и как он не только свои жертвы положил на жертвенник, но ещё и возлил на них воду, а жертвенники Вааловы этого не делали, как он помолился и огонь сошёл и почил на жертвах пророка Илии. И народ, тогда как будто бы проснулся. Проснулся, когда вода загорелась, когда всё вокруг было объято пламенем, вздрогнув, проснулся от ужаса, что не только эти жертвы загорелись, а что их совесть сгорела, вера сгорела, отказавшись от поклонения истинному Богу, уклонились в язычество и идолопоклонство. Больше всего жгла их совесть, а не увиденные жертвы горящие на вершине горы. Не покаялись.

Пророк помолился, небо отверзлось. Наконец-таки наступило время утешения. И не только пошёл долгожданный дождь, но люди почувствовали, что небо опять так близко к каждому человеку. Илия Божий пророк тогда уничтожил этих жрецов Вааловых. Конечно, в современном воспоминании это может показаться для кого-то ужасным и чудовищным. Как же так, такие жертвы. Но другого уже не оставалось.

Иногда вот так вот жалея то, что не нуждается в жалости, и любя то, что недостойно любви, мы обрекаем себя на жалкое существование. Иногда мы боимся сказать правду, жалеем, и потом страдаем сами. Иногда боимся исповедовать свою веру, иногда предательски опускаем глаза, отворачиваем голову, словно я не вижу, что творится. А потом вся жизнь превращается в голову, которая склонена перед грехом, перед врагом рода человеческого, и перед неправдой, перед лживыми исповеданиями лживых богов.

Мирком до ладком не выйдет. Помним мы господ Головлевых, Иудушку: мирком да ладком не выйдет. И пророк Божий Илия об этом нам прямо говорит. Мириться с тьмой нельзя. Дружить с неправдой невозможно. Терпеть нелюбовь – приведет к злобе. Невозможно. Мы должны твердо исповедовать свою веру, и твердо жить этой верой. И начинать все с того, чтобы прославлять Бога в своих семьях. Кто дома о Боге не говорит, ту семью Бог не слышит. Запомните это, мои родные. И каждый день, мы должны говорить о Нем не одни и те же слова, а каждый день мы должны исповедовать Его своими поступками. И даже своему ребенку говорить: «я милостив к тебе не потому, что ты заслуживаешь милости, а потому, что Бог меня зовет быть милостивым, и я молюсь о тебе». Каждый день мы должны говорить о своей вере. Каждый день мы должны держаться своей веры, чтобы идолы Вааловы не появились в сердцах и душах наших детей. А их сейчас немало, к сожалению, вокруг нас. Иногда мы вздрагиваем, особенно, находясь и здесь, у нас в республике, оглядываясь по сторонам: вон смотрите, как другие. Ну, а кто ж тебе не даёт лоб перекрестить? А кто ж тебе не даёт за руку взять своего сына и дочь и прийти в храм? А кто ж тебе не даёт совершать твой пост? А утром помолиться? А вечером помолиться? А Евангелие открыть и прочитать? Неужели грамоте ты не обучен? Кто ж тебе это не даёт? Само по себе растёт только то, что на стол не кладут, сорняки да трава. А веё, что бывает на столе да на трапезе, добывается трудом. Сама по себе вера не бывает, она всегда через труд. И пророк Божий Илия, память которого мы сегодня празднуем, об этом нам прямо говорит. Трудись ради правды Божией. И пусть тебя никто не слышит, и пусть на тебя смотрят, как на странного человека. Вы думаете, на Илию смотрели с восхищением? Ой, сомневаюсь, сомневаюсь. Посмеивались, а некоторые прочь гнали. Те, кто смеялся и те, кто гнал - погибли в памяти шумом. А вот он, взятый Богом в Свое Царство живым, и по сей день здравствует.

И да, ещё удивительно, о чём я хотел бы сказать здесь, в нашей любимой Карачаево-Черкессии. Пророка Божия Илию почитают в разных традициях, в том числе, кстати, сказать, его почитают не только христиане, почитают его и иудеи, и мусульмане, и знают, что это за пророк – сильный и крепкий, любящий Бога. Вот и помолимся ему со всей силой своей веры, чтобы он в нас нашу веру укрепил, чтобы он сделал нас нетрусливыми и небоязливыми, а смелыми и принципиальными, чтобы мы никогда не соглашались на неправду рядом с нами, ну, да Бог с ними, с другими, чтобы мы дома у себя хранили веру свою, чтобы мы могли рассказать своему сыну или своей внучке о Боге, в Которого веруем, о Святой Живоначальной Троице, о том, как Бог пришёл на землю в образе Спасителя и Христа, о том, как Бог искупил нас от первородного греха и спас от проклятия смерти, о том, как Бог любит святых Своих и Богородицу, и как их молитвами помогает нам в нашей жизни, о том, что пророк Божий Илия не когда-то жил, а и сейчас живёт. И что Ильиной ревности было бы хорошо иметь в изобилии каждому из нас.

Мои дорогие отцы, дорогие братья и сестры, сердце переполнено многими переживаниями, а их невозможно не переживать, вспоминая о пророке Илие, ведь подходя к его храму, подходя к Его образу, каждый из нас, и я сам себе задаю вопрос: «а твоя вера, как у Илии? а жизнь твоя, как у него? а не боишься? не страшишься? а твердо ли стоишь в вере своих отцов, так же как и он?»

И если задрожали у тебя колени, и если кажется тебе, времена сейчас непростые, опасные, возьми себе в помощь Илию, и тогда времена станут простыми, и тогда опасными они будут для тьмы, а не для света, и тогда гибельными они станут для неправды, и тогда эти времена будут сильными для всякой правды.

И вот эта правда торжествует. Ох, что здесь не было только в этом храме! А теперь опять молитва. Казалось, навсегда все вычеркнули, вытоптали, выкорчевали. А нет, Бог дышит, где хочет. И даже одним пророком спасает Свой народ. Одним пророком. А нас здесь куда больше.

И дай, Боже, чтобы жизнь каждого из нас была как жизнь пророча, чистой, крепкой, искренней, благодарной Богу, с покорностью принимающей Его наказания и назидания, с благодарностью совершающей свой жизненный путь и с глубоким вниманием, жизнью, силой, передающей свою веру своим детям. Чтобы и они прославляли Того, Кто не среди мертвых, а среди живых.

Пророче Божий Илия, моли Бога о нас, о нашей любимой Карачаево-Черкесии, о нашей любимой России, а нашей Церкви, о всех исповедующих Святую Живоначальную Троицу, единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

2 августа 2024 года. Ильинский храм поселка Архыз

195