«Да - говорит Господь -даже в Израиле не нашел Я такой веры среди избранного народа. А здесь, в Капернауме, встретил такой удивительный пример человеческой веры, в которой сотник верит и не боится, и доверяет Слову Божиему безусловно. Он знает, что, если сейчас скажет: «пусть будет так», так и будет. Или скажет: «пусть будет вот так», так и произойдет».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас в воскресным днем. И всякий раз за богослужением мы с особым усердием слушаем Священное Евангелие. Сегодняшняя история, которую рассказывает нам апостол и евангелист Матфей – удивительна. Она удивительна во многом. Я бы даже сказал, она удивительна во всем по отношению к человеку.
Некоторый сотник, военачальник, в подчинении которого небольшое количество воинов, подходит ко Христу и говорит: «прошу Тебя, исцели моего раба, он лежит больной дома». Господь говорит ему с готовностью: «хорошо, Я приду его исцелить, навестить». И дальше начинает происходить что-то удивительное и, на первый взгляд, совершенно поражающее сознание. Этот сотник говорит Христу: «я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом». Кажется, вот одна только эта мысль, если бы на этом этот сотник поставил точку, то трудно себе представить, что могло бы произойти дальше. С одной стороны, человек просит помощи, а, с другой стороны, говорит о своем недостоинстве.
Но что же это за недостоинство? Об этом мне хотелось бы поразмышлять сегодня вместе с вами. Да, действительно, мы нередко так произносим: «я недостоин этого». Особенно тогда, когда дело касается глубокой веры, когда дело касается моего общения с Богом. Я знаю о своем недостоинстве. Я знаю за собой свои собственные духовные ошибки, свои грехи. Я недостоин. И это недостоинство иногда обуяет, бывает, человеком настолько, что он даже иногда опускает руки, продолжая словами: «да кто я такой? да разве я могу что-то сделать?» И вот это оправдание.
С одной стороны, слова о своем недостоинстве, а с другой стороны, это недостоинство, которое безутешно рождает в человеке отчаяние, бывает крайней точкой. Что я могу сделать? Будь я каким-то человеком другим, с большими возможностями или с каким-то особым положением, может быть, что-то и помогло бы в моей жизни.
Но этот сотник, хотя и говорит о своем недостоинстве, дальше продолжает. «Я имею в подчинении у себя воинов и говорю одному: сделай то, и делает; другому: сделай то, и сделает. Скажи только слово и выздоровеет мой слуга». Какое удивительное, какое безграничное и, вместе с этим, впечатляющее до глубины души и сердца доверие промыслу Божиему! Скажи только слово!
Как будто бы этот сотник знал молитву «Отче наш», в которой мы ежедневно и в день не по одному разу произносим слова: «Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле». Но нередко, произнося эти слова: «Да будет воля твоя», мы все еще не доверяем Его воле, а доверяем своей собственной воле. Все еще больше думаем о том, что Его воля, она, недосягаема до нашего смирения.
Поясню. Все еще думаем, что нехватка, отсутствие нашего внутреннего смирения и покорности Его воли делает Его волю невозможной в делах в нашей жизни. Посмотрим на этого сотника. «Я, - говорит, - недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом». Он, с одной стороны, осознает свои грехи, он видит свои духовные ошибки, он видит свои духовные падения, он видит свое сердце, но это сердце не безутешно, оно наполнено надеждой.
Если, Господи, хочешь, скажи только слово. Если, Господи, Ты мне еще веришь, скажи слово, и я поверю. Если, Господи, Ты все еще надеешься на меня, опираешься на меня, делаешь меня Своим орудием Своего промысла, то действуй во мне, Господи. Я принадлежу Твоему слову. Все по воле Твоей. Потому что моя воля привела меня к моим грехам, а Твоя воля приводит меня к избавлению от них, к свободе от них.
Христос изумился словам этого сотника и говорит, что «в Израиле Я не нашел такой веры». Веры без отчаяния. Да, иногда нам не хватает силы, чтобы по-настоящему верить. Иногда наша вера с надрывом, с криком, иногда наша вера с сотрясанием воздуха, иногда наша вера со страхом. Мы и верим, и боимся, и надеемся, и живем безнадежно. И верим, и исповедуем бытие Божие, а поступками своими, делами своей жизни поступаем так, как будто бы эти поступки вовсе не совершаем. То есть не совершаем поступков добра. Мы верим в бытие Божие, и, вместе с этим, поступки наши отрицают Его присутствие в нас. Поступки наши говорят о том, что как будто бы я и не верю вовсе, что Его нет в моей жизни.
Да - говорит Господь -даже в Израиле не нашел Я такой веры среди избранного народа. А здесь, в Капернауме, встретил такой удивительный пример человеческой веры, в которой сотник верит и не боится, и доверяет Слову Божиему безусловно. Он знает, что, если сейчас скажет: «пусть будет так», так и будет. Или скажет: «пусть будет вот так», так и произойдет.
Мы нередко со страхом смотрим в наше настоящее, да и в наше будущее, оглядываясь по сторонам, и смотря на время, в которое мы живем. Нам кажется, что все уже завершено, и времена идут к своему завершению. Но мы не знаем, что время это и есть Бог, а Бог - вечен. Мы забываем о том, что все совершается Его благой волей и Его попущением.
Иногда нас доводит до отчаяния наша болезнь. И мы забываем, что по попущению Божиему она дается нам для того, чтобы научиться терпению, смирению, принести свое покаяние, исправление жизни. Иногда мы отчаиваемся, слыша о военных слухах. И кажется, что говорим себе: «все, совсем нет никакой надежды», забывая, что Бог попускает это по нашему жестокосердию, безразличию.
Иногда мы слышим о каких-то других событиях или горьких происшествиях в жизни других людей, и вместо того, чтобы откликнуться на эту боль, и прийти к Богу и сказать: «Господи, скажи только слово», как сегодняшний сотник просит о своем рабе, не о родственнике, не о близком человеке, о своем рабе просит. Скажи только слово и будет Твоя воля.
И вместо этой молитвы мы нередко погружаем себя в осуждение, в раздражительность, в потакание. Мол, по делом этому человеку, так ему и надо. Не ища для него милости Божией. Хотя если бы и в его жизни случилось справедливое воздаяние, однако же любое воздаяние бывает для того, чтобы избавить человека от вечной смерти. Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Помоги, Господи, каждому из нас так научиться доверять Его промыслу. Помоги, Господи, каждому из нас так жить Его словом и ценить его дороже всех слов.
Да, иногда мы так жадно цепляемся за человеческие слова, и кажется, что, если этот человек не скажет доброго слова, вся наша жизнь покрывается мраком, если этот человек не обратит на нас внимание, то вся наша жизнь становится унылым существованием. Это неправда. Самое важное, самое живое, самое светлое и сильное слово — это слово Неба, это слово Божие. И пусть этим словом живет каждый из нас. И несмотря ни на какие слова и звуки окружающие нас, пусть каждый из нас свою жизнь основывает на этом слове Божием и следует ему. И тогда, как у того сотника излечился раб, так и наша душа излечится от рабства своего греха, излечится от своих зависимостей.
Какие удивительные слова доверия. Запомним их, чтобы в своих молитвах о других, о себе самих, повторять их с надеждой. Господи, скажи только слово Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Аминь.
21 июля 2024 года. Казанский храм села Пролетарского, КБР.