«О великой Ольге мы говорим, что она стала нашей великой русской бабкой. Той самой, которая, как бабушка, передала своему потомству живую мудрость жизни, смысл которой – Христос Бог, Искупитель. Она передала, конечно, многие другие знания, но в основе которых была наука из наук – уметь любить, прощать, стоять в вере, быть непреклонным в правде, не бояться исповедовать свою веру».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители нашего любимого города-курорта Железноводска, наши гости и паломники, всех вас поздравляю с днем памяти святой равноапостольной великой российской княгини Ольги, с днем небесной покровительницы и с престольным праздником нашего Ольгинского храма!
Каждый раз, когда мы совершаем день памяти святых угодников Божиих, то мы не только вспоминаем о том, о чем знали из их жизни, что для нас очень важно, ведь поминать кого-либо из людей – это, значит, прежде всего, вспомнить об их жизни, поразмышлять об их жизни.
Конечно, ты чужой жизнью не проживешь. Но вот удивительно – жизнь другого человека очень многому может тебя научить для твоей собственной жизни. И вот сегодня я, готовясь к празднику, и направляя сюда свои стопы, в дороге еще раз перечитал житие великой княгини Ольги.
Да, она, конечно, была человеком удивительного характера. Мы знаем из ее жизнеописания очень правдивого и честного, что после того, как ее муж был убит, она очень мстила за него. И когда я читал жизнеописание ее, то удивлялся искусству ее мести. Насколько она была умом изощрена, и как искусно, говоря с точки зрения обстоятельств, которые она создавала, она мстила за своего мужа. Ум был остер у нее. И тогда, еще до ее крещения, сердце ее, воспитанное в языческой вере, было жестоким и кровожадным.
Но дальше в ее жизни происходят события, которые меняют не только одного человека, а меняют целый ход истории. Не находя утешения в мести, и не оставаясь насыщенной тем, что она совершила, чтобы воздать злом за зло врагам ее, она мало-помалу начала задумываться о самом глубоком смысле жизни.
Казалось, можно бесконечно или продолжать мстить, или оставаться человеком жестоким и непреклонным, но это не давало утешения. Сон глубже не становился. И жизнь спокойнее не делалась. Совесть не успокаивалась. Та самая совесть, о которой один из древних учителей Церкви скажет, что «наша душа по своей сути христианка». Она металась и не могла найти успокоения даже в самых искусных и очень замысловатых образах мщения. Внешне казалось, что все враги погублены. Но вот самый главный враг, который воюет против души, все еще продолжает воевать.
Ольга через проповедь, через слово, которое она слышит о Христе, открывает свое сердце Богу. Смотря на свою собственную жизнь, окружающих ее людей, она понимает, что эта человеческая страсть никогда не может быть удовлетворена. И, найдя некоторое успокоение в одних своих делах человеческой страсти, она еще больше и больше жаждет большего. Она становится христианкой, она крестится. Но за этими словами стоит ее очень глубокий собственный выбор и глубокое осмысление собственной жизни, которое начинается с самых простых вещей. Ради чего я живу? Ради мести? Уж сколько городов сожжено. Людей казнено. Смысла жизни больше нет? Ради чего жить? Ради того, чтобы бесконечно свою злобу и свою обиду, вымещая на других, эту злобу сеять в других.
Ведь от этих сожженных городов не только пахло гарью костров. От них доносился плач людей, которые потеряли свои дома, свои семьи, людей, в сердце которых был посеян гнев и ненависть. И врагов меньше не становилось. Еще больше их становилось – обиженных, оскорбленных, униженных, лишенных своей земли, своей семьи, своей радости. Это могло длиться бесконечно. Что-то или кто-то должен поставить точку во всем этом. Война любая всегда заканчивается сначала жаждой мира и перемирия, а потом и самим миром. И победа — это не состояние преодоленного зла, а состояние приобретенного мира в своем сердце и в своей душе.
Вот с Ольгой произошло ровно это. Она стала победительницей не тогда, когда отомстила всем, а тогда, когда приобрела веру в единого Бога, когда поняла тщетность убеждения, которым жила она и ее сородичи. Она поняла, что служить своим страстям никогда не выслужишься, и рано или поздно жизнь, завершенная здесь, должна иметь смысл в вечности. И какой она будет… Одним словом, Ольга крестится. И дальше она живет в окружении мира, который еще не изменился, как изменилась она сама. И теперь она свою мудрость, и свою хитрость, и свою изощренность употребляет не для того, чтобы как можно искуснее добиться своих целей, а употребляет для того, чтобы теперь ей поверили другой. Если тогда все ее искусство заключалось в обмане – обманом и хитростью она заманивала врагов. То сейчас ее искусство заключалось в том, чтобы поверили ее собственной жизни. Она изменила свое отношение к людям.
Ведь для того, чтобы познать истину, это необходимо познать в другом человеке. Чтобы полюбить жизнь, ее сначала нужно полюбить в другом человеке. Чтобы верить, сначала нужно поверить другому. И она стала именно такой. Из ее жизни мы читаем, что после крещения не в одночасье, не сразу, но мало-помалу она приобрела новые качества. Она стала терпеливей, сострадательней. Она стала кроткой, мужественной, крепкой, сильной. Но ее кротость оказалась намного сильнее ее мужества, которое она могла показать перед лицом своих врагов. Силой ее стала молитва, сострадание к другим людям. Она помогала больным, одиноким, сиротам. Она мало-помалу, утешая их, заглаживала в них посеянную однажды ей же самой злобу. Теперь она эту злость выкорчевывала из своего сердца и добрые семена сеяла в других.
У митрополита Антония Сурожского есть очень интересный образ сравнения. Говорит он: вот посмотрите на Ольгу, она жила среди людей, не верующих во Христа, над ней смеялись царедворцы, даже те, которые были близки к ее роду, над ней смеялись. И она, одинокая среди насмешников, не отвечала им ни грубостью, ни обидой, но мудростью своего терпения и своей глубокой веры в Бога. У митрополита Антония есть очень хорошее, важное замечание, которое я хотел бы привести, хотя он слова эти говорил несколько десятилетий назад, но они и по сей день остаются для нас очень важными словами.
Он говорил: посмотри, как она хранила свою веру среди неверных. Как она не просто ее хранила, как она ее проповедовала своими делами. Мир смеялся ей в лицо, а она уже больше не мстила. Эти люди, которые окружали ее, относились к ней как к слабому человеку и говорили, что верующий — это слабый человек. Но в ней было столько силы любить, в ней было столько силы не мстить, что это удивляло ее современников и теперь нас.
Примером своей веры она воспитала своего внука – великого князя Владимира. Воспитывая князя Владимира, она передала ему самые драгоценные крупицы своей жизни, своего послания. Она посеяла в нем семена Христовой веры. Она передала ему свое настоящее человеческое, человеческое, впрочем, которое освящено Искупителем. Она передала ему не месть, не злобу, не ненависть. Она подарила ему, как наследство, любовь в Господе и Спасителе Христе. Этим наследством князь обильно воспользовался, не только сам крестившись, но и крестив всю свою дружину, а затем и всю Русь.
О великой Ольге мы говорим, что она стала нашей великой русской бабкой. Той самой, которая, как бабушка, передала своему потомству живую мудрость жизни, смысл которой – Христос Бог, Искупитель. Она передала, конечно, многие другие знания, но в основе которых была наука из наук – уметь любить, прощать, стоять в вере, быть непреклонным в правде, не бояться исповедовать свою веру.
И в нынешнее время это наследие великой русской княгини Ольги всем нам нужно – стоять в вере, не смущаясь никаким усмешкам, не смущаясь никаким злым наветам и недобрым словам, стоять твердо в вере. И в этом предстоянии предстоять и пред Богом. Сегодня мы прославляем нашу бабушку Ольгу и ей молимся о том, чтобы мудрость наших предков, их вера, опыт их доброй жизни достались нам в наследство, чтобы мы хранили имя Христово, как Его паства, чтобы, несмотря ни на какие обстоятельства нашей жизни, какими бы они ни были, мы могли бы преодолевать прошлое и изменять его к лучшему. Как Ольга изменила себя и всю свою жизнь, и изменила не только себя, но и тех, кто, глядя на нее, верил во Христа Спасителя.
Сегодня мы молимся ей, великой русской бабке: «княгиня Ольга, моли Бога о нас, о доме своем, о своей Церкви и о своей Родине, о своих потомках, о тех, которые, следуя за тобою, живут верой в Господа и Спасителя Христа». Аминь.