О Казанской иконе Божией Матери

22.07.2024
Просмотры: 71

«Сегодня мы празднуем престольный праздник и молимся перед этим образом, как тогда древние жители Казани, а потом жители Москвы, а потом ещё и многих, и многих земель наших русских в дни особых испытаний, об одном молимся. Богородица Мария, не сделай дом наш разорённым, не сделай его пепелищем, не оставь его сожжённым, как и нашу совесть, не сделай сожженной, но Сама яви Свой образ в нашей жизни».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, дорогие паломники, гости, жители сего Богоспасаемого места Пролетарской нашей любимой Кабардино-Балкарской республики, я всех вас поздравляю с престольным праздником, с днём памяти Казанской иконы Божией Матери и поздравляю всех нас с торжеством нашей соборной молитвы!

Каждый раз, когда мы празднуем Казанскую икону Богородицы, мы вспоминаем историю её обретения, как и сегодня. И в этой истории есть очень много удивительных и поучительных, важных моментов, на которые я хотел бы обратить внимание.

Мы помним, что Казань тогда была сожжена. Инославные обвинили христиан, что по их вине случился этот пожар. Небольшая православная община в этом городе находилась в состоянии внутреннего напряжения, переживания. Все знали, что это не так. Но так часто бывает. Иногда кажется, что ложь сильнее правды, и что уже ничего не может развеять эту ложь. Что так это останется в годах, в веках, в памяти людей.

И тогда маленькая девочка Матрона, десяти лет от роду, говорит своей маме о том, что ей явилась Богородица, Её образ явился. И указала место, где находится этот образ. И просит его поднять из пепла и земли.

Иногда так бывает, когда случаются какие-то грандиозные события, уже до остального дела нет. На этом пепелище было только одно дело - оплакивать потерянное, ужасаться, глядя на обугленные здания, и со страхом думать: а как же всё это восстанавливать. И можно было бы бесконечно находиться в этом состоянии оплакивания, тревоги, отчаяния, и все остальное уже как бы не нужно. В таких состояниях обычно ищут виновных, очень много о них говорят, как будто если бы о них высказали все, если бы этих виновных сейчас же здесь же при всех казнили, город бы восстал из пепла.

И когда эта Матрона говорила о том, что ей явилась икона, которая просит достать её из пепла и земли, все это было так непонятно. И более того, можно было бы сказать языком более грубым – так не кстати. Но Богородица вновь явилась Матроне. Та рассказала своей маме, мама рассказала местному архиепископу, священникам. Но все были заняты своей печалью. Иногда так и бывает.

Это ещё одно, чему учит наша история. Во время печали редко думают о радости, об утешении. Редко вспоминают радостные моменты. Иногда кажется, что печаль – это, как море, которое вышло из берегов, и оно все собой покрыло, и прошлого как не было, и настоящего. А это все – как волнующееся море этой печали, как головешки этого сожжённого города. И будущее за дымом от пожара не видно.

И опять является Богородица этой девочке Матроне. И та уже сама идёт, чтобы отрыть Её образ. С ней идёт мать. Ну как девочку оставишь? На них смотрят все по-разному. Так можно иногда сказать, глядя на пепелище, на котором кто-то что-то пытается откопать: «да, мол, что вы там ищите, всё погибло, и нечего искать». Наверное, это люди, которые повредились рассудком. Больше ничего не остаётся, как пытаться что-то спасти из этого пепла.

Но все идёт дальше не так, как думали другие. Из этого самого пепелища, как описывает это событие будущий патриарх Гермоген, а тогда священник казанский, он там служил, и поэтому всё видел своими глазами. И все то, что он написал, является свидетельством не только его, но и многих людей. Они находят свёрток, который разворачивают, и в нём небольшой образ Божией Матери. Тогда туда приходят и архиепископ, и священники, и народ очень быстро собирается, потому что молва разлетается мгновенно. Найдена икона, не поврежденная огнем, завернутая в полотно. И такое впечатление, как описывает Гермоген, когда её открыли, она как будто бы новая, только написанная. Ее торжественно поднимают, приносят в храм, и начинают перед ней молиться.

Иногда и на пепелище, если поверить слову Божиему, о чём сегодня мы размышляли за литургией, можно отыскать спасительный образ. Там, где дышит Бог, пожары не дышат. Там, где дышит Бог, там не бывает никакого смрада. Там, где дышит Бог, там нет отчаяния – там надежда. Обретенный образ стал именоваться Казанским. И с того самого времени, а случилось это в 1579 году, в XVI веке, в таком, кажется, далёком от нас, во времена очень тяжёлых испытаний для нашей страны.

Позже списки от этой иконы отправляются в Москву, чтобы преодолеть Смутное время, изгнать тех, кто захватил Москву, изгнать врагов из столицы. И дальше много раз этот образ, именуемый Казанский, являл себя в разных очень непростых страницах жизни нашей страны как напоминание нам – если поверите, то даже если и до пепла будете разорены, всё верну вам, восстановлю.

Мне кажется, что этот образ Казанской иконы Божией Матери особенно хранят как самое главное семя, которое не горит в огне, и которое только посади, даёт свои новые побеги. Так было и тогда, в далёкое от нас время, в опалённом пожаром городе, в Казани, так и ныне. Трудно найти сегодня семью православных людей в нашей России, в доме которых не было бы Казанской иконы Божией Матери. Она сегодня везде, найденная маленькой Матроной столько веков назад. Список с него, этого образа сегодня по всей земле Русской. И сегодня наши русские семьи, как Матроны, продолжают беречь этот образ и следовать её призванию.

Сегодня мы празднуем престольный праздник и молимся перед этим образом, как тогда древние жители Казани, а потом жители Москвы, а потом ещё и многих, и многих земель наших русских в дни особых испытаний – об одном молимся. Богородица Мария, не сделай дом наш разорённым, не сделай его пепелищем, не оставь его сожжённым, как и нашу совесть, не сделай сожженной, но Сама яви Свой образ в нашей жизни.

Как тогда Ты явила Себя в Казани и воодушевила людей, и воодушевила так, что с этим воодушевлением люди взялись восстанавливать свой город и свою жизнь, а теперь это один из красивейших городов нашей страны, так и теперь дай нам силы восстановить, во-первых, нашу собственную жизнь, нашу собственную свободу, чтобы жизнь была бы крепкой, а не разорённой, полноценной, а не сожженной.

Пресвятая Богородица, помоги нам и защитить землю нашу, помоги нам дождаться наших воинов, помоги им, Пресвятая Госпожа, потушить пожар ненависти, злобы, нелюбви, проклятий. Помоги им вернуться с этого пожарища не опалёнными, как Ты явила Свой образ, живыми в объятия своих родных и близких.

Сегодня вся Россия, как в далеком от нас XVI веке, так и в сегодняшнем XXI – продолжает начавшуюся однажды от крещенской купели молитву: «Пресвятая Богородица, помогай всем нам». Аминь.

21 июля 2024 года. Казанский храм села Пролетарского, КБР

71