«Скажи, что ты знаешь об этом человеке хорошего. И положи для себя такое правило – не искать то, что может раздражать твоё сердце, а то, что может быть и тебе наукой. Скажи об этом человеке: «он добр». Или скажи об этом человеке: «он милосердный». Или скажи об этом человеке: «знаешь, он однажды мне хорошо помог, и я этого никогда не забуду, и всегда буду благодарить этого человека». Скажи об этом человеке такое, что может родить надежду и в других людях, и в твоём собственном сердце. А на все остальное не обращай никакого внимания».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители станицы Боргустанской, наши гости и паломники, прежде всего, я радуюсь тому, что сегодня мы все вместе помолились и причастились Святых Христовых Тайн.
Я радуюсь тому, что этот замечательный день мы начинаем с соборной молитвы, в которой, впрочем, мы не только обращаемся к Богу с просьбами о своей собственной жизни, но молитва соборная, которая заставляет нас -самое важное и самое главное - разглядеть самих себя.
Каждый раз, когда мы приходим в храм, в дом Божий и назидаемся от чтения Священного Писания, общения друг с другом, мы призваны к тому, чтобы разглядеть себя. Мы приходим в дом Божий, чтобы общаться с Богом, но, при этом, это общение возможно в свободе, в силе и в благодатной помощи тогда, когда мы, прежде всего, исправляем себя самих и замечаем в себе то, что надобно исправить.
Пожалуй, ключевым и важным явлением, событием в нашей жизни является отношение к другим людям. Очень часто, когда мы начинаем наш разговор с другими людьми, то, в основном, всегда он начинается не о том, что каждый говорит о своих собственных немощах, а каждый начинает говорить о немощах другого. И вообще, надо честно признаться себе и сказать, что очень редко мы сокрушаемся о своих собственных грехах и, в особенности, говоря о них другим людям, говоря, что «вот какой же я ленивый и ленюсь молиться», «в постный день или в пост, а я не совершаю поста».
Кто-нибудь осудил себя за то, что очень мало читает Священное Писание, и недостаточно хорошо знает свою веру?! Чаще всего слова осуждения касаются других людей, и это становится очень тяжелым и очень болезненным препятствием к нашей собственной духовной жизни.
Когда мы осуждаем других людей, когда мы в других людях видим только немощи, то сердце мало-помалу наполняется раздражительностью, наполняется горьким чувством и неприятием этого человека, всяким желанием избежать общения с ним.
Один из старцев, Емилиан очень интересно по этому поводу замечает. Конечно, нам, наверное, очень трудно просто взять и полюбить другого человека. Но мы должны сделать нечто, что может сделать возможным доброе отношение к другому человеку.
И вот что он говорит: попытайся разглядеть в другом человеке какую-либо добродетель, которой нет в тебе. И начни восхищаться этой добродетелью. Начни радоваться этой добродетели. Каждый раз, когда ты видишь этого человека или общаешься с ним, пусть эта добродетель вызывает в тебе такую радость, что на все остальное, - говорит он, - не обращай никакого внимания.
В нашей жизни, напротив, бывает чаще всего совершенно обратное. Когда о какой-либо добродетели другого человека что-либо мы знаем, то начинаем всячески искать повод, чтобы отменить эту добродетель. Мол, ну, знаем какой ты. Мол, ну, понятно. Что нам говорить. Мы чаще всего начинаем находить в человеке и в себе самом, прежде всего, столько сомнений и столько неуверенности в другом, чтобы даже любой намек на хорошее в другом человеке в нас не дал никакого плода. Проще говоря, не жил в нас.
Замечать в другом добродетель, которой нет в тебе – это настоящее подлинное мужество, за которым мы приходим, в том числе, и в храм. Когда мы оборачиваемся и смотрим на образы святых угодников Божиих, и знаем, что святитель Николай был очень милостивым человеком, знаем, что Георгий Победоносец был человеком очень смелым и решительным, знаем, что Целитель Пантелеимон был очень сострадательным и никогда не заглядывал в карман другого человека, а лишь только в глаза, наполненные болью, слезами, и старался помочь этому человеку. Когда мы смотрим на Саму Пречистую Богородицу, мы знаем, что Она была очень трудолюбива и очень терпелива и необыкновенным образом в каждом человеке старалась разглядеть присутствие Божие. Ну, и конечно же, когда мы смотрим на икону Самого Господа и Спасителя Христа, то мы знаем, что Он отдал за нас Свою собственную жизнь.
И все эти образы не только являются свидетелями своего времени, но являются для каждого из нас образами добродетелей, которых, возможно, нет в нашей жизни. Полюби эту добродетель в этом человеке, в святом угоднике Божием, и если научишься эту добродетель любить, то обязательно научишься любить ее и в других людях.
А если начнешь любить добродетель, которой нет в тебе, в других, тогда в твоем сердце меньше будет и злобы, и раздражения, и осуждения, и гнева, и злой памяти. На все остальное - говорит старец Емилиан - не обращай никакого внимания.
Это, пожалуй, самое главное, что стоило бы сегодня запомнить, - что в другом человеке важным является его добродетель, а не грех. И если о каком-то заговорим, а сегодня день только начался, и еще не раз, я думаю, кого-то мы вспомним, и с кем-то мы зацепимся на улице, и кого-нибудь начнем вспоминать в своей памяти, и что называется, языками выхолащивать, вспомни и прежде скажи об этом человеке хорошее, а другое - неважно.
Скажи, что ты знаешь об этом человеке хорошего. И положи для себя такое правило – не искать то, что может раздражать твоё сердце, а то, что может быть и тебе наукой. Скажи об этом человеке: «он добр». Или скажи об этом человеке: «он милосердный». Или скажи об этом человеке: «знаешь, он однажды мне хорошо помог, и я этого никогда не забуду, и всегда буду благодарить этого человека». Скажи об этом человеке такое, что может родить надежду и в других людях, и в твоём собственном сердце. А на все остальное не обращай никакого внимания. Аминь.