«Они не боялись смерти. А поэтому, хотя их и убили, они не умерли. Хотя их и подло, и жестоко, без всякого суда, без всякой вины казнили, они ушли невиновными. И виновными никого не сделали».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители поселка Дружба, наши гости и паломники любимой Карачаево-Черкесской республики, я всех вас поздравляю с днем памяти святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, в память о которых здесь, в Дружбе, освящен этот замечательный храм, хотя и кажущийся со стороны маленьким, но вмещающий в себя то, что иногда не может вселить и вся вселенная, вмещающий в себя присутствие благодати Божией, вмещающий в себя еще и добрую память о наших благочестивых предках.
Сегодня мы совершаем память святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Это люди, которые были, как можно было бы сказать языком современным, из совершенно разных миров.
Будущая великая княгиня Елисавета родилась далеко от России, выросла в лютеранской семье, она была дочкой английской королевы, и встретила будущего своего супруга, великого князя Сергея Александровича, который был братом императора Всероссийского Александра III. Они открыли друг другу свои сердца, и в конце концов, в их жизни случилось важное событие, они стали друг другу мужем и женой.
Перед браком будущая великая княгиня Елисавета долго размышляла о том, в какой оставаться ей религиозной традиции, опять же, говоря языком современным. Она видела красоту православной веры в России. Она видела много удивительных святынь, храмов, монастырей.
Но не это восхищало ее сердце. Ее сердце восхищали люди, которые движимые любовью ко Христу совершали по-настоящему удивительные подвиги: милосердие, сострадание, умение видеть в других людях образ и подобие Божие, даже в людях, в которых этот образ и подобие были испорчены, исковерканы, истоптаны. Это глубоко поразило ее. И будущая княгиня великая принимает святое православие.
Ее радость длилась недолго в семейной жизни. В том же году, когда она окрестится, на ее супруга, совершается страшное покушение. В этом же году он становится губернатором Москвы, а позже случается страшное покушение на него – он гибнет от рук террориста. И даже это слово, которое сейчас я вспоминаю: «гибнет от рук террориста», звучит не отдаленно, к сожалению, от нас, которое, казалось бы, могло бы быть от нас отдалено многими и многими десятилетиями.
Но, к большому сожалению, это слово и по сей день является обозначением и ныне иногда являющихся в нашем обществе людей, которые ненавидят народ Божий, его традицию, которые ненавидят веру, ненавидят свободу, которые ненавидят дух народа, которые не любят его языка, его образа. Конечно, это было страшным потрясением для великой княгини Елисаветы. Те, кто видели это событие, вспоминают, как она своими собственными руками по частям собирала его растерзанное тело, чтобы предать его погребению.
Можно только себе представить, что в себе переживала юная девушка, женщина, которая только-только, казалось бы, прикоснулась к счастью своей жизни, о котором молилась Богу, о котором мечтала, прикоснулась к таинству семьи, и вдруг теряет эту семью. Она мужественно переносит гибель своего мужа. Это мужество у всех вызывает глубокое удивление по началу, но затем они видят в ней происходящие перемены. Она горячо молится Богу о том, чтобы теперь ей послужить другим людям.
Ставшая православной христианкой, она так глубоко приняла этот дух веры во Христа, что вся ее жизнь теперь становится не жизнью безутешной вдовы, великой княгини, наследницы царских кровей, но вся ее жизнь становится жизнью великой христианки.
Она организовывает в Москве, ставшую очень известной на все пространство не только Москвы, но и тогдашней Руси, и теперь в нынешней России, возрожденную – Марфо-Мариинскую обитель. Она собирает общество сестер милосердия, сама становится настоятельницей этой Марфо-Мариинской обители, и несет свое трогательное и наполненное бесконечной человеческой любовью, пронизанной глубокой верой в Бога служение. Первая мировая война - в эту лечебницу привозят увечных, истерзанных солдат, и она каждому сама, несмотря на свое благородное происхождение, несмотря на свое высокое имя, приносит утешение в словах, омывает раны, лечит, накладывает повязки.
Вместе со своими сестрами, которые собираются рядом с ней, с сестрами милосердия, она совершает удивительный подвиг сострадания. Москва очень полюбила Елисавету. В ней женщины того времени, особенно те, которые теряли своих мужей на войне, которые боялись и отчаивались, думая о том, что будет дальше, во что может превратиться жизнь в России, какой вообще будет она, Россия, в ней они видели ответы на свои вопросы.
Всегда сосредоточенная. На лице никогда ни показывающая ни усталости, ни гнева, ни раздражения. Всегда с молитвой на устах. Она находила слово для любого человека и для простого солдата, взятого из обычных мужиков, и для офицера, потомка благородных княжеских кровей. Она находила слово утешения и для безутешной вдовы, которая в своих юных годах прощалась со своим супругом, который погибал от ран и боли. Она находила слово поддержки и мамам, которые на руках держали осиротевших своих детей, что похоронили своего отца. Она всем находила не только слово утешения, но ее удивительный образ сострадания открывал безграничную веру в людях. Рядом с ней верили все.
И, пожалуй, это было самое большое чудо, которое совершила великая княгиня Елисавета. Она не совершала чудес исцеления от прикосновения рук или от своих слов видимых, но она совершала чудеса исцеления невидимые – она лечила то, на что не наложишь повязку, чему не дашь лекарства. Она лечила души. Она в людях лечила веру, когда ее так иногда теряли, доходя до самого глубокого отчаяния.
Рядом с ней были верные сестры. Одна из них – инокиня Варвара, о которой мало что известно: из какого она рода, может быть, она была простой крестьянкой, может быть, имела какую-то удивительную историю своего рода, своего имени. Но этого никто не знал. История не сохранила этого, но сохранила один удивительный факт. Она так во всем подражала своей наставнице, настоятельнице этой замечательной обители, великой княгине, что эту Варвару звали всегда очень ласково и с необыкновенной любовью. Ее звали Варя.
Когда великую княгиню Елисавету арестовали и сестер, многих сестер отпустили, а ее отправили в ссылку. Но Варвара настояла, чтобы остаться вместе со своей наставницей, вместе со своей аммой, духовной наставницей. Удивительно. Другой бы, возможно, смалодушествовал и сказал: «ну вот, меня миновала эта чаша, и еще, может быть, поживу, может быть, принесу какую-то пользу там, на той стороне заключения и колючей проволоки». Но она идет к этим безбожным коммунистам и говорит им, революционерам: «я хочу быть со своей наставницей». Те удивляются, удивляются тому, что никогда нельзя описать никаким языком, что никогда нельзя объяснить, удивляются их дружбе, удивляются их верности Богу, удивляются их искренности по отношению друг к другу.
Надо сказать, что и в наше время, сейчас, это редкий случай. И этому иногда так глубоко удивляешься. Когда, несмотря ни на что, человек дружит с другим – какие бы испытания не свалились на его голову, какие бы грозные стрелы не полетели в его сторону, какие бы потоки лжи и грязи не обрушились бы на этого человека. Другой бы отошел в сторону и, может быть, сказал бы: «да, когда-то знал, сейчас не знаю». Вот Варвара так не сделала. Она не только не отошла в сторону, а еще и напросилась быть со своей удивительной духовной матерью. Это по-настоящему не может не удивлять.
Их казнили, как и других членов царской семьи. Живыми их сбросили в шахту. Она упала на выступ, не очень глубокий, израненная сняла с себя часть апостольника. И даже там, в этом жутком состоянии, до конца своих дней пыталась перевязать раны тех, кого бросили с ней в эту самую страшную шахту. Туда и сбросили Варвару, а потом закидали все это гранатами. Говорят, что те люди, кто был там, еще долго слышали оттуда доносящиеся стоны. Но не стоны отчаяния и гибели, а стоны, которые были как тихая молитва и, славословие Бога. Они знали, что их ждет. Они не испугались, не убежали, не бросили своей России, не бросили своего города, не бросили своего дома. До конца оставались там, где были нужны.
Их мощи были обретены и перевезены в Святую Землю. Ныне мощи великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находятся в монастыре на Святой Земле, в Иерусалиме. И там перед ними совершается удивительная молитва. Я вспоминаю свой личный опыт, когда впервые оказался в Святой Земле, и в этой удивительной обители, поклонился мощам великой княгини Елисаветы и верной инокини Варвары, то до глубины сердца, до слез благодарил их за образ, который они нам подарили – как надо верить, как надо любить и как надо жить, и ничего не бояться.
Елисавета часто говорила: «мы лечим тела, иногда видя, что они обречены к близкой погибели, (когда видят смертельно раненых воинов, или болезни, которые, говоря языком современным, несовместимы жизнью), но нам, прежде всего, надо бы не только тела лечить, но души готовить к встрече с Богом».
Вся их жизнь была именно такой. Они не боялись смерти. А поэтому, хотя их и убили, они не умерли. Хотя их и подло, и жестоко, без всякого суда, без всякой вины казнили, они ушли невиновными. И виновными никого не сделали.
Промыслительно, удивительно и поучительно для всех нас, что здесь, в нашем поселке Дружба, этот храм освящен в честь великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Теперь многое становится понятно из жизни общины. Многое становится ясным. Почему так происходит в нашей жизни, когда невиновные становятся виновными, и когда те, кто плачет, становятся теми, кого еще и гонят. В этом нет ничего удивительного.
Когда мы защищаем правду Божию, когда мы живем искренней верой, когда мы живем настоящей надеждой и добродетельной жизнью, бес не даёт покоя. Он гонит таких с земли. Ему никак не смириться со светом. Тьма свет не любит, и тьма гонит его. И появляются люди из этой тьмы, которые ненавидят все: ненавидят других людей, ненавидят одних за то, что они говорят не так, за то, что кланяются не так, за то, что любят не так, за то, что живут не так. Да, и ещё найдут тысячу причин. Но эти люди, обуявшие, совесть и душа которых наполнены мраком, не любят ничего, кроме себя самих. Это люди заблудшие. Кстати, и о таких великая княгиня Елисавета не только молилась, но и заботилась, чтобы и в них отыскать образ и подобие Божие.
Сегодня день их удивительной памяти, которая очень многому нас научает: хрупкие молодые женщины, не сломленные никакими обстоятельствами, те, которые не могли постоять за себя физически, оказались крепче тех, у кого в руках были ружья с острыми ножами, власть и безграничные возможности делать с другими, что они захотят. Их палачи.
Они перед этими палачами ничего не могли сделать. Но эти палачи не смогли погубить их навсегда. Память о них сохранена. Имена этих палачей никто и не помнит, и не знает. Они когда-то называли себя героями, и между собой, должно быть, рассказывали: «как бросал эту княгиню в эту страшную шахту, как я смеялся над ней, как она смотрела на меня с глазами, наполненными удивительной любовью». Может быть, сказал, а может быть, запомнил – глаза, наполненные любовью и состраданием, поэтому отворачивался в сторону, чтобы не смотреть.
Для кого-то покажется этот взгляд жалким. Но на самом деле это был взгляд победителя. Она не была побеждена. Она была победителем. И имена этих мерзавцев никто не запомнил. Они канули в лету, в историю. Никто не помнит имена этих убийц. А имена великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, ее сестер Марфо-Мариинской обители и всех тех, кто в те страшные годы защищал свою страну, свою веру, свою традицию, в том числе, неимоверной ценой собственной жизни, мы помним.
Неправда ли их память так нужна сейчас нам в наше непростое время?! В наше время, когда кажется, что иногда зло начинает брать верх в сердцах некоторых, во время, когда льется мирная кровь, во время, когда нас запугивают, во время, когда наши братья разной веры и традиции вместе плечом к плечу защищают нашу страну, защищают наше Отечество, там, на полях битвы, сражаясь с страшной ненавистью и национализмом. Эти времена, которые овеяны не только сегодняшними подвигами, овеяны и памятью наших предков.
И мы верим, что по их молитвам Господь дарует нам крепости стоять в вере и не бояться. Господь дарует нам утешение. Мы верим, что княгиня Елисавета и инокиня Варвара сейчас здесь, вместе с вами, со всеми нами, своими душами. Мы верим, что они радуются, что мы собираемся в их храм, как некогда собирались в их обитель те, кто приходил, чтобы утешиться. И мы знаем, что настоятельница этой обители — великая княгиня Елисавета — и тогда и сейчас здесь, и утешает, касаясь до самой глубины сердца, поддерживает, вдохновляет, даёт крепкую веру в жизнь, несмотря ни на какие ее обстоятельства, веру в жизнь, имя которой Бог.
А где Бог, там всегда жизнь. Там нет ни печали, ни воздыхания. Их молитвами да дарует Господь всем нам перенести все испытания, да дарует Господь всем нам крепкой веры, да дарует Бог нам крепкой надежды, да дарует Бог нам быть вместе в одной большой семье. Да дарует Бог нам любить нашу Церковь, жить на своей родной земле и в своей малой родине, здесь в любимой Карачаево-Черкессии. Да дарует Господь нам сил воспитывать своих детей и им передать то, что мы восприняли – нашу надежду на Бога и нашу глубокую веру в Него.
Всех вас, я поздравляю с престольным праздником, и еще с сегодняшним знаковым днем – десятилетием нашей общины. Десять лет собранной здесь общине и молитвы в стенах этого удивительного храма. Пусть эта первая такая удивительная, юбилейная дата станет тоже для нас поводом, прежде всего, благодарности Великому Богу за Его бесконечные милости. Аминь.