«Да, ты вот именно такой. Что у тебя на уме, такой ты и есть: иногда страстный, иногда очень беспечный, иногда испуганный, иногда двуличный, лживый, трусливый, иногда смелый, решительный, иногда крепкий, твердый и надежный. Что ты думаешь, так ты и живешь».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днём, и радуюсь тому, что в этот воскресный день мы вместе причастились Святых Христовых Тайн.
На что похожа моя жизнь? Этот вопрос очень непраздный. Этот вопрос очень полезный. И мне думается, что этот вопрос себе самим мы должны задавать как можно чаще. В Священном Евангелие, которое мы сегодня слышали, есть такие слова: «все тело просвещается через око, если око ваше светло, то и все тело, и вся жизнь ваша светла, а если темно, то все вокруг во мраке». Святитель Иоанн Златоуст, если бы мы задались вопросом, о каком оке идёт речь, говорит, что это наш ум.
То есть на что похожа моя жизнь? Она похожа ровно на то, о чём и как я думаю. Да, вся наша жизнь становится подчинена тому, как я думаю. Вот я думаю о другом человеке хорошо, и мое отношение к нему расположено. Я думаю о нём плохо, и мое отношение к нему уже воздержано и очень осторожно. И при том надо сказать совершенно честно, я могу думать о другом человеке без всякого повода, зная его или не зная, просто я так думаю. Нередко именно эти слова становятся обоснованием для поступков, для отношения, которые очень портят мою жизнь. Я так думаю.
Да, мы имеем совершенное право думать так, как нам заблагорассудится. Но именно заблагорассудится. Нередко наши мысли и наши думы подчинены не благоразумию, о котором говорит святитель Иоанн Златоуст, что ум ваш должен быть сострадателен, он должен быть чист, он должен быть светел, он должен быть воздержанным, только тогда он будет чистым. И вся жизнь ваша станет чистой.
Нередко ум не бывает таким. И поэтому начинает так суетиться, что всю жизнь превращает в посмешище. Спаситель говорит в сегодняшнем слове, в Евангелии: «посмотрите, на птиц, которые не сеют, не собирают, а питаются, на лилии, которые не прядут, а как одеваются». А вы же постоянно думаете, что есть, что попить, как жить? Вы же постоянно заняты мыслями, которые заставляют вас поверить в то - самое страшное, - что все зависит от вас. О чем вы думаете, такие вы и есть.
Кто-нибудь скажет однажды своему другу, или жена своему мужу, или муж своей жене: «да, у тебя только одно на уме: или одеться, или еще с кем-то увидеться», «да, у тебя только одно на уме». Но ведь за этими простыми словами стоит нечто важное. За этими словами как раз и стоит ответ на вопрос. Да, ты вот именно такой. Что у тебя на уме, такой ты и есть: иногда страстный, иногда очень беспечный, иногда испуганный, иногда двуличный, лживый, трусливый, иногда смелый, решительный, иногда крепкий, твердый и надежный. Что ты думаешь, так ты и живешь.
Спаситель, сказав эти слова, удивительным образом подчеркивает, говоря нам: посмотрите, - говорит, - на окружающий вас мир, о котором думает Бог, как Он прекрасен. Ну, вот те же птицы, лилии в поле. Выйдем из храма сейчас, еще утро, и услышим пение этих птиц, эту красоту вокруг – о ней подумал Бог! И посмотрите, какая она удивительная! Посмотришь на свою жизнь – в ней так мало света, в ней так мало какого-то, как птичьего, благодарственного пения, в ней так мало красивого и не потому, что этого нет.
Но этого не видишь, потому что все во мне, от моего внутреннего ока, от моего ума, завалено, я не знаю, как мусорная гора, всем чем угодно. И это надо сделать. И это надо успеть. И об этом подумать. И вот это не забыть. И вот это еще, еще, еще. И идешь сквозь красивую аллею около собора, а красоты этой не видишь, потому что весь твой ум замусорен, и вся твоя жизнь, прости, но как большая городская свалка, только вороны над ней кружат. И тогда говоришь: «да, моя жизнь несчастная».
Неправда. Как ты думаешь, такая и твоя жизнь. Если ты доверяешь Богу, если ты всегда в уме держишь Его, то, вне всякого сомнения, Его участие в твоей жизни будет настолько ярким, настолько выразительным, настолько удивительным, наполненным светом и Его присутствием, что тебе нечего будет бояться.
Ты также будешь жить, трудиться, но только не захламлять свое око, не делать его мрачным, свой ум, чтобы не омрачать свою жизнь. Да, чаще всего, как ни странно, мы цепляемся за плохое. Хорошее – попробовали, увидели, почувствовали и забыли. А плохое – носим. Плохое продолжает жить в сердце: обиды, горькие слова, плохой кривой взгляд, подозрения, сплетни. Это носим в себе, как полные карманы, набитые всяким хламом. И все становимся ниже и ниже к земле. Оттягиваемся, эти карманы тянут к ней. И все дальше и дальше от Неба.
Спаситель говорит нам в сегодняшнем слове, что «обо всем этом заботятся язычники». Это люди, которые славят Бога только языком, ни сердцем, ни умом, а которые только языком славят. А ум - он не славит Бога. Поэтому и терпят и скорби, и поражения, и всякие напасти. Нам же, наоборот, надо бы в свой ум впустить этот свет Божественный.
По-другому скажу. Нам нужно начать думать по-другому. Начать думать по-другому. Вот как апостол говорит: «видишь человека, упал или не упал, а тебе какое дело? Он падает перед своим господином». Это же не твой раб. Не спеши осуждать его. Ты же, - говорит, - наблюдай за собою. Начать думать по-другому – это не по принципу, кто-то скажет, что все хорошие, все замечательные - нет. Нет. Все разные. Но начать думать по-другому: почему я сужу этого человека? Разве я не подлежу суду большему? И тогда ты не то, что в этом человеке увидишь хорошее, ты в себе увидишь ненужное и постараешься избавиться от него.
Начать думать по-другому – это, значит, замечать жизнь, которую Бог даёт тебе каждый день. И не оглядываться назад в свои тени. И не ковыряться в своих карманах, которые собирают всякие обиды и невысказанные слова. Начать думать по-другому – это, значит, вытрусить эти карманы. И не то, что думать, что все вокруг хорошо. Нет. А думать честно – везде и всюду вокруг Бог. Всюду Бог. Везде Бог.
И это не означает, что все хорошо. Бог и наказывает, и милует, и бьёт, и лечит. Бог и преследует, и прощает. Бог и отмщение, и милость. Всюду Бог. И с этим человеком Бог. И рядом с этим человеком Бог. И Господь Сам управит жизнь этого человека. Я же не буду думать о нём больше, чем о нём думает Бог. Как, впрочем, и о себе самом. О себе мои мысли должны быть именно такими: всюду Бог.
И тогда наша жизнь, на которую мы можем посмотреть по-другому, станет светлой. Если око ваше светло, все тело ваше светло, вся жизнь светла. Как видишь, так и живёшь. А если око темно, то вся жизнь превращается в мрак. Вот оказывается. Спаситель нам сегодня открывает удивительную тайну миробытия и тайну каждого из нас. Как я думаю, так я и живу.
И дай, Бог, каждому из нас и внутреннего вдохновения, и благодарности к Богу и надежды на Его милосердие думать иначе. От того, как мы иногда, бывает, думаем, о других. Впрочем, и о себе. Ну, самом-то деле, о себе мы всегда хорошо думаем. А это бывает так неполезно. Это бывает так ненужно и так опасно. Потому что тогда мы делаем себя слепцами, как будто выкалываем свои внутренние очи, и не видя себя, не можем и других увидеть. А если видим в себе грех, в других он уже смотрится по-другому. А если видим в себе любовь, в других она видится больше.
Дай, Господи, каждому из нас светлого ока, светлого ума. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: пусть он будет вооружен смирением, любовью, трезвостью, благодарностью, надеждой и верой. Аминь.