Об исповедании Святой Троицы

02.07.2024
Просмотры: 216

«Исповедуя Святую Живоначальную Троицу, мы исповедуем единого Бога, мы исповедуем одного Бога, мы исповедуем Бога, Который являет Себя в разных Лицах, являя Себя таким, каким может воспринять Его человек, настолько, насколько свободна наша искажённая духовная человеческая природа познать тайну Божества. Бог являет Себя ровно столько, сколько мы можем понять».

Всечестные отцы, дорогая матушка игумения Тамара, дорогая матушка игумения Варвара, дорогие сестры насельницы нашей святой обители, дорогие братья и сёстры, наши гости и паломники, с особенной радостью сегодняшнего дня я поздравляю всех нас с престольным праздником святой обители, с днем Святой Живоначальной Троицы, который мы продолжаем праздновать от дня Пятидесятницы и до окончания этой недели. И по сложившейся доброй традиции в третий день Святой Троицы мы собираемся здесь, под сводами этого обновлённого уже теперь храма, чтобы здесь прославить имя Святой Живоначальной Троицы, имя Божие, Отца и Сына и Святого Духа.

Для каждого православного человека учение о Святой Троице является коренным, основным исповеданием нашей веры. И нам очень важно знать о Троице столько, сколько Сам Господь открывает тайну Своего бытия через Предание Церкви, через Священное Писание. Мы знаем, что именование Отца и Сына и Святого Духа, именно в этой последовательности происходит не по какому-либо старшинству или по какой-либо значимости, а происходит по тому, как Бог открывал Сам Себя человеку, открывал Себя в Ветхом Завете, именуя Богом Отцом, открыл Себя через Боговоплощение, через Своё пришествие в мир и явил Себя в Господе и Спасителе Христе, именуя Себя Богом Сыном, и далее навсегда запечатлел Свое действо среди Своего народа через дыхание Своего Духа, Самого Себя, через Бога Духа Святого.

И это откровение Божие о Себе и составило нам имя, которое и мы произносим: Отец, Сын и Святой Дух. Не три, но один Бог. Бог, Который имеет Своё проявление. Бог, Который имеет Свои свойства. И эти особые Его проявления, одного Бога, и запечатлены как Творца – Отец, как Искупителя – Сын и как Дающий жизнь – Дух Святой.

Исповедуя Святую Живоначальную Троицу, мы исповедуем единого Бога, мы исповедуем одного Бога, мы исповедуем Бога, Который являет Себя в разных Лицах, являя Себя таким, каким может воспринять Его человек, настолько, насколько свободна наша искажённая духовная человеческая природа познать тайну Божества. Бог являет Себя ровно столько, сколько мы можем понять.

Кто-то может задаться вопросом: ну, а чего же Господь так является Себя? Оттого, что перед нами ещё и открывается вечность, в которой мы бесконечно будем познавать Его бытие. Здесь же, в нашей временной земной жизни мы полагаем только начало познания бытия Божиего. Для нас это, если хотите, некая школа, в которой мы учимся самым важным и главным основам веры.

Но познание бесконечного мира Божьего, познание Его бесконечной любви, Его бесконечного величия, Его бесконечной милости, познание Его простоты будет все еще открыто для нас в нашей собственной вечности. И чтобы это познание было доступно для нас, в сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Спасителя Христа, Который называет нас солью мира. «Вы - соль земли» (Мф 5:13), - говорил Он это Своим ученикам, апостолом, а через них и каждому из нас. Вы те, кто в себе носит источник знания об истинном Боге. Как соль, которой, взяв руки, мы осаливаем пищу, делая её съедобной, так и наша вера, как соль, которой мы осаливаем нашу жизнь, делает эту жизнь спасительной. Если соль - говорит Спаситель - потеряет свою силу, чем поправишь её? Такую соль выбрасывают вон.

Соль нашей жизни, смысл и сила нашей жизни – это наше исповедание Бога, единого в Трех Лицах, явленного нам, открывшего Свою тайну, как Создателя, Искупителя и Дающего жизнь, единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Соль нашей веры — это проповедь о той любви, которую Господь явил в Своём воплощении через Своего Сына, Господа и Спасителя Христа. Соль нашей веры – являть твёрдость этой веры через дыхание Духа, непоколебимо стоять в основах веры, какие бы вихри или какие бы угрозы, какие бы выгоды не соблазняли человека уклониться от его пути. Быть солью в жизни – это, значит, быть не только примером веры, но, и самое главное, без чего этот пример невозможен – быть исповедниками этой веры. И несмотря ни на какие, повторюсь, обстоятельства, твёрдо стоять в ней.

Наши благочестивые предки показали нам пример такого стояния. Скольких и скольких уничтожили в годы страшных гонений и лихолетий, ещё со времён Господа и Спасителя Христа! Сколько гнали христиан! Сколько уничтожали святых храмов, алтарей, которые освящали в честь Святой Живоначальной Троицы! Да, как, впрочем, и нашего, и этого монастыря коснулась горькая доля разорения, когда насельницы монастыря были разогнаны, изгнаны из своего дома, а дом Божий был превращён в место мерзости и запустения.

Но Бог не бывает никогда поругаем. Изгоняемый Он никогда не покидает человека. Оскорбляемый Он никогда не оскорбляется на человека. Бог, Который бывает иногда изгоняемый из нашей жизни, как бы вычеркнутый, даже упоминание Его было запрещено, никогда не вычёркивает имен Своих людей из книги Своей жизни. Милостивый Отец, Любящий Сын и Животворящий Дух, Бог всегда с человеком, как бы горько, как бы больно он не пал, как бы глубоко даже не отпал от Церкви.

Мы знаем множество свидетельств о том, когда о таком человеке начинает молиться Церковь, или начинает молиться кто-то из родных и близких, и Господь мало-помалу, как бы осаливая его Своей благодатью, возвращает от гниения к жизни, от смерти к жизни, возвращает от мрака к свету.

В эти дни Святой Живоначальной Троицы мы молимся о том, чтобы Господь, Дух Животворящий, все Собой наполняющий, наполнил бы и наши сердца горячей надеждой, и наши души горячей любовью, наполнил бы наш ум непреодолимой крепкой верой. Мы просим Животворящий Дух, Бога Духа, чтобы Он всегда дышал нашим посредством, и чтобы мы не могли надышаться Им, чтобы всякое дыхание и каждый вдох нашей жизни становились нашей благодарностью Ему за все Его милости по отношению к нам.

И, особенно, в нынешнее время, совсем недавно все мы стали свидетелями печальных событий, произошедших в нашей соседней, рядом, братской республике, в Дагестане, страшных обстоятельствах, где погибли мирные люди, где был зверски убит священник, где погибли защитники наши, которые служат на благо защиты правопорядка от рук людей, потерявших веру, от рук людей, обманувшихся, людей, которых обманули.

Для верующих людей нет никаких расставаний. И сегодня мы молимся об отце Николае убиенном, новопреставленном священнике, и знаем, что он предстоит у престола Божьего, даже не сомневаемся в этом. Знаем, что души этих террористов, которые были уничтожены, сейчас находятся в мрачном аду.

Но ещё страшнее то, что не только свои души они обрекли на адские мучения, но ещё души своих родных и близких. Теперь их фамилия там произносится с горечью. Сколько боли они принесли в свой народ, в свои семьи, своим родным и близким, которые теперь с болью говорят: «да, это мой сын или мой родственник».

Дай, Господи, чтобы дыханием Своим Господь просвещал сердца людей, чтобы эти сердца трепетно чувствовали подлинность веры. Если в этой вере есть место ненависти, то это не подлинная вера. Это ложная вера. Это вера трусов и предателей. Это вера дьявольская. А если в этой вере есть любовь к другим людям, если в это вере есть сострадание и милосердие по отношению к другим людям, особенно к слабым, к старикам, к детям, к священникам, к пожилым людям, (а этот батюшка был человеком пожилым и тяжко больным, к тому же), если в этой вере есть любовь, значит эта вера близка к истине, значит Бог действует в этой вере.

Помолимся о том, чтобы Его дыханием и нам жить в мире, чтобы наше сердце никогда не вмещало в себя ненависти и обид, чтобы в нашем сердце никогда не зрели мщения и неприязнь по отношению к другому человеку. Помолимся о том, чтобы наше сердце всегда было бы вместилищем Духа, по слову пророка. И всяким дыханием пусть хвалится имя Божие. Аминь.

25 июня 2024 года. Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, КБР.

 

216