О познании Бога

27.06.2024
Просмотры: 155

«Познание Бога – это путь простоты. Но простоты не такой, которая кажется лишь только во внешних проявлениях, а простоты, которая является в сердце простым отношением к другим: когда сердце не умеет долго злиться, когда память не запоминает горькие и печальные примеры. Простоты – когда молитва обо всех, а не только о себе. Простоты – тогда, когда ты очень быстро прощаешь и по-детски вновь смотришь в глаза другого человека с надеждой, с прежним чувством, как будто бы совершенно ничего не было. Такое сердце и познаёт Бога».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, с особой радостью сердца и с бесконечным торжеством души поздравляю всех нас с Днём Святой Пятидесятницы, Сошествия Духа Святого на апостолов, с Днём Святой Троицы! Если бы мы сейчас начали с вами говорить о Таинстве Пресвятой Живоначальной Троицы, нам не хватило бы ни времени, ни образов, ни сил, ни вдохновения, чтобы рассказать о том, как в Своих откровениях Господь изобразил Себя и явил Себя людям.

С одной стороны, из опыта нашей Церкви и откровения святых отцов мы знаем, что Бог есть Существо препростое. И кажется, познание Бога всегда остаётся самым сложным и самым непростым только для тех, чья жизнь, чьё сердце, чья душа исполнены разного рода внутренних противоречий, исполнены разрушений, которые приходят в нашу жизнь от наших грехов.

Познание Бога – это путь простоты. Но простоты не такой, которая кажется лишь только во внешних проявлениях, а простоты, которая является в сердце простым отношением к другим: когда сердце не умеет долго злиться, когда память не запоминает горькие и печальные примеры. Простоты – когда молитва обо всех, а не только о себе. Простоты – тогда, когда ты очень быстро прощаешь и по-детски вновь смотришь в глаза другого человека с надеждой, с прежним чувством, как будто бы совершенно ничего не было. Такое сердце и познаёт Бога.

Блаженны - говорит Писание - чистые сердцем, потому что они Бога увидят. А чистота сердца — это простота жизни, в которой нет расчёта, в которой нет выгоды, в которой нет долгих шагов, жизни, в которой нет приобретения для себя и не замечания других. Человек, живущий в такой простоте, познаёт и бытие Божие.

И, кажется, сначала, если бы мы сказали о Святой Живоначальной Троице, Отец, Сын и Святой Дух – что все это так сложно понять и воспринять, что же это за Три Лица Одного Существа, то все это становится понятным и преодолимым тогда, когда в нас самих нет разделения. Когда во мне нет разделения в самом себе между мною с теми, кто сильнее меня и теми, кто слабее меня, между теми, кто любит меня и теми, кто ненавидит меня, когда нет моего внутреннего разделения между моим прошлым и настоящим, между таким, какой я есть сейчас, между таким, каким мне хотелось бы казаться. Когда нет во мне никакого разделения, тогда и Таинство единства Святой Живоначальной Троицы становится ясным и понятным.

Сейчас мы начнём особое богослужение, которое всегда по нашей древней традиции совершается сразу же после литургии, богослужения, в котором мы будем коленопреклоненно испрашивать Сошествия Духа Святого на каждого из нас. Из Священного Евангелия мы сегодня услышали о том, что Христос сказал, что «Я могу сделать вас источниками живой воды, и что эта вода живая будет питать других людей». И об этой воде Он говорил, как об излиянии Духа Божьего.

Но что же может от нас напитать других людей? Разве что поднесённая кружка воды. Только лишь? От нас других людей может напитать наше не только доброе чувство, искренняя дружба, но доброе настоящее живое слово. Напитать может ласковый взгляд. Напитать другого человека может искренняя улыбка. Напитать другого человека может прикосновение нашей руки, когда мы подаём её человеку, споткнувшемуся и разбившему свою жизнь.

Напитать другого человека может наша сила, когда мы перед кем-то встаём в полный рост, чтобы защитить этого человека от дурного слова, чтобы защитить этого человека от лукавого поношения, от всеобщего осуждения, когда мы становимся на защиту того, в ком тоже образ и подобие Божие.

Господь даёт нам Своего Духа, чтобы мы жили как источник. А источник всегда живёт с одним очень важным свойством. Этот источник никогда не собирает воду в себе, но всегда отдаёт ее во вне. Можно ли представить себе источник, который огородил себя оградой и никому не даёт своей воды, что бьет в нём? Он очень быстро зарастёт тиной и превратится в болото. Всегда вода там чиста, где она проточная, то есть течёт, истекает.

В том чисто сердце, кто любит других, а не тот, кто замыкается в любви только ради себя. В том сильна совесть, кто поддерживает и прощает других, а не в том, кто только за собою смотрит и не замечает никаких своих собственных прегрешений и покрывает их своим ложным лицемерным благочестием. В том чистый источник, кто молится, и больше болеет о других, чем о себе.

Тот, кто умеет сказать не «я» и не «у меня», кто умеет сказать не «со мною» и «посмотри, как я», а кто умеет сказать по-другому: «как ты поживаешь?», «да, что обо мне говорить, расскажи лучше о себе», «расскажи лучше о своей жизни». В том бьет источник, кто рядом с собою не себя ищет, а других видит.

Дыхание Духа Божьего, как излияние источника, всегда касается и других. Сегодня в апостольском послании мы слышали, как святые апостолы после Сошествия Святого Духа заговорили на наречиях, которые стали понятны другим людям, которые до этого не понимали языка, на котором говорили апостолы. И здесь через откровение Духа Божиего они получили дар познания языков.

Помолимся сейчас коленопреклоненно о том, чтобы нас понимали. Понимали, не в том смысле, чтобы мы только лишь овладели иными языками и могли говорить с другим человеком, не понимающим русского для нас родного языка. Но о другом, более глубоком помолимся: чтобы нас понимали, понимали – это значит верили.

А чтобы нам поверили, чтобы нас поняли, нужно показать этот пример любви, нужно показать пример веры в своей жизни, в поступках, в отношениях, в жестах, в молитвах, в переживании, в любви, в дружбе.

Сейчас мы коленопреклоненно будем испрашивать Сошествия Святого Духа на каждого из нас, будем просить себе второго нового дыхания, чтобы задышать полной грудью своей жизни, чтобы задышать, не сдавливая себя грехами и прошлым, чтобы задышать свободно, и первый вдох сделать таким, чтобы поверить другим людям и помнить, что в каждом из нас образ и подобие Божие.

 Сегодня - День рождения Церкви. И дай, Бог, чтобы Сошествием Духа Божия на всех нас, на нашу великую Церковь мы были бы одним телом, одним духом, одним дыханием, одной надеждой, одной жизнью, славящей Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

23 июня 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

155