«Это, пожалуй, самое трогательное и удивительное чудо, которое сегодня произошло. Слепец не только увидел мир, он увидел Бога в нём».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, братья казаки, наши жители и паломники этого замечательного храма в честь святых в земле Российской просиявших, в Церкви Русской просиявших, обращаю ко всем вам, прежде всего, слова пасхальной радости, и чтобы не только здесь, в Левокумке, но и на правом берегу Кумы слышали радостное пасхальное приветствие: Христос воскресе!
Сегодняшний воскресный день наполняет нас размышлениями о чуде, которое Господь совершил, исцелив слепорождённого. Как сам слепорождённый свидетельствует и говорит: «от века не было такого известия, чтобы кто из родившихся слепым вдруг обрел зрение» (Ин 9:32). И это чудо исцеления слепорождённого показывает нам, прежде всего, бесконечную милующую и созидающую в нас нас самих из ветхих в новых любовь Божию.
Мы видим, как Сам Христос замечает этого человека и подходит к нему и возлагает на него брение, которое делает из плюновения Своего, смешивая его с землёю, налагает ему на глаза и говорит: «пойди в купель Силоам и умойся». Несчастный человек, который там сидел у сбора податей, имеющий такой врождённый порок, имеющий такую тяжёлую болезнь, которая превратила всю его жизнь во тьму, этот самый несчастный послушно исполняет то, что делает Христос.
И, прежде всего, я хотел бы вместе с вами именно на это обратить внимание. Как и святитель Иоанн Златоуст говорит нам: посмотри на смирение этого человека. Многие его игнорировали. Некоторые ухмылялись, насмехались над ним. Должно быть, находились и те, которые были неискренне и лживы по отношению к нему. Кто-то что-то опускал ему в кружку, в которую он там собирал несчастные гроши. Но возможно находились и те, кто из этой кружки забирал. Кто-то что-то давал ему, кто-то отнимал. Мы знаем, что люди, которые находятся в таком состоянии, что называется, не могут за себя постоять, не могут обличить, увидев неправду, сами бывают много поругаемы.
Этот человек, родившись таким, имел такое глубокое смирение, что даже тогда, когда на себе почувствовал то, что Спаситель наложил ему на глаза, смешав со Своей слюной, придорожную пыль, он и это принял за милость Божию. И в своём блаженном взгляде по отношению ко всему, взгляде, который он не имел физически, но взгляде, которым он смотрел через глубину своей души, смотря на все, как на волю Божию, и за все благодаря Бога, он приобрёл от Бога то, что не приобрёл от рождения. Когда он омылся в купели Силоам, к нему вернулось зрение. Как в другом месте тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: Господь, как Создатель и Творец всего, и из земного праха создавший человека, из этого же праха создаёт человеку то, чего он был лишён, даёт ему глаза.
Дальше начинается большое разногласие среди людей, которые стали этому свидетелями. Одни говорят: человек этот грешный - говоря о Христе - потому что в субботу исцелил. Другие говорят: разве не Бог творит такие удивительные чудеса!? И самого этого слепорожденного спрашивают: «что ты скажешь о том, что с тобой было?» Он много раз рассказывает эту для него ещё самого непонятную историю: «я был слеп от рождения; Человек, которого называют Иисус, сделал мне брение, возложил на глаза, сказал пойти в эту купель и омыться. Я омылся и теперь вижу».
Книжники хотели использовать этот случай для того, чтобы осудить Христа, что Он нарушил субботу. Но было и немало тех людей, которые говорили: «воистину пророк восстал среди нашего народа, и такие удивительные чудеса творятся Им».
Но самое главное чудо, которое было сотворено в этот день, которое мы сегодня, в этот день, вспоминаем, было даже не чудо возвращения зрения. Когда этого несчастного человека выгнали первосвященники, которые опять у него спрашивали, как всё произошло, и он им ответил: «я знаю, что Бог слышит праведников, а грешников не слушает», то они выгоняют его со словами: «во грехах ты весь родился, ты ли нас учишь!» Когда же этот человек вышел, Христос его встретил и говорит ему: «веруешь ли ты в Сына Божия?» Этот вопрос Небо очень часто повторяет каждому из нас. Каждому из нас повторяет этот вопрос, в особенности, тогда, когда мы стоим на пороге очень непростых времён: когда мы стоим на пороге больницы или на пороге кладбища, когда мы стоим на пороге, за которым окоп и война, когда мы стоим на пороге суда, когда мы стоим на пороге родительского дома, который остаётся пуст, когда, бывает, мы стоим на пороге собственного дома, в котором не всё мирно.
И каждый раз, когда мы стоим на этой черте своей жизни, Господь задаёт нам вопрос: «веруешь ли ты в Бога?» Так же, когда этот бывший слепец, а теперь уже человек, с обретённым зрением, вышел из этого судилища, растерянный, с одной стороны, с другой стороны, счастливый тому, что он теперь может видеть, но удивлённый тому, что дар жизни, дар милости, дар любви никто не заметил. А, более того, этот дар любви стал ещё поводом для пререканий.
Даже родителей этого несчастного слепца испугали, сказав, что, если они что-либо скажут в пользу Христа, отлучат их от синагоги. И родители, испугавшись, о своём ребёнке говорят: «сам в совершенных летах, его спросите, что с ним стало. Но одно можем сказать: родился он слепцом, а как теперь видит, пусть сам расскажет».
Так вот этот человек, тот, которому Бог даровал силу полноценного существования в своей человеческой жизни, в своём человеческом обличии, при этом внутренне, должно быть, удивлялся и огорчался о том, как люди, видящие, слышащие, умеющие говорить, стоять на своих ногах и своими руками совершать добрые дела, не замечают очевидного, не замечают света, не замечают Бога, не замечают Его милости, словно не видят Его любви, не воспевают Его творения, не обнимают своими руками тех, кого Бог подарил им.
Как же вы, имеющие все в своей жизни, не имеете одновременно ничего: раздражаетесь, гневаетесь, ненавидите друг друга, проклинаете, отлучаете от общения, прочь гоните от себя и думаете, что тем совершаете службу Богу? И вот в этой растерянности этот человек встречает Христа.
«Веруешь ли, - спрашивает у него Христос, - в Сына Божия?» «Кто Он, Господи, - отвечает этот несчастный, - чтобы мне верить в Него?» Теперь он увидел вокруг себя мир, и он увидел, что этот мир очень злой, завистливый, гневливый, лживый, трусливый. «Кто Он, Господи, чтобы мне верить в Него?», - задаёт этот несчастный вопрос Спасителю. И Господь отвечает ему: «и видишь ты Его, и говорит с тобой». Этот радостный, увидевший во мрачном мире подлинный Свет, поклонился Ему со словами: «верую, Господи».
Исцеление слепорожденного — это зов к каждому из нас, чтобы не только в окружающем, иногда мрачном мире, глаза и взгляды которого заволокло слезами боли и отчаяния, но и в своей собственной душе нам увидеть свет, увидеть правду. Исцеление слепорожденного – это вопрос Христа к каждому из нас: «а веришь ли ты в Бога?»
Веришь ли ты не просто словами? Веришь ли ты не просто каким-то убеждением, от какого-либо страха или от какой-либо необходимости? А веришь ли ты от любви в Бога? Видишь ли Ты Его, проще говоря, в своей жизни? Служишь ли ты Его свету, живёшь ли ты в этом свете?
Это, пожалуй, самое трогательное и удивительное чудо, которое сегодня произошло. Слепец не только увидел мир, он увидел Бога в нём. Мы многие видим этот мир, но не всегда видим в нём свет Божий. Потому что, прежде всего, этот свет начинается из собственного сердца. Оно становится фитилём для пламени огня веры, который даёт Бог.
В этот воскресный день, и вся неделя будет называться Неделей о слепом, мы будем размышлять не только об этом удивительном чуде, надеясь, что милость Божия коснётся и наших немощей. Да, иногда, нередко мы, когда говорим о чуде, которое сотворил Господь или о чудесах, которые и ныне Бог творит, для нас именно это является самой главной вдохновляющей силой, иногда так бывает - «вот бы чудо».
Но самым важным для человека чудом является его вера. Ее и будем просить себе. Ее и будем просить своим детям. И чтобы они, которые рождаются, ещё не умеющие различать добро и зло, через нас любили бы добро, и убегали бы от зла, через нас были бы милостивыми и избегали бы жестокосердия, чтобы они через нас видели Бога и прославляли Его во всей своей жизни, и никогда бы не теряли надежды, каковой бы жизнь не случалась.
Пусть Господь, попросим Его об этом, этим удивительным брением, которое сотворил для слепорожденного, помажет внутренние очи моей совести и сердца, чтобы они увидели свет правды Христовой и Его бесконечной любви к нам. Пусть Господь даст нам воды купели Силоама, как дал тому слепорожденному указание «пойди, омыйся в них», чтобы этой купелью стали наши слёзы покаяния, омыли от нас в нас эту коросту неведения и нежелания видеть Его в нашем мире и Его правду, и нашу иногда привычку жить в этой помраченной слепоте, зная, как надо, и не замечая этого. Милосердный Господь, Тот, Который говорит: «Я есть свет, и ходящий во Мне никогда не споткнется», да станет светом нашей жизни, освящающим ее дорогу. Будем следовать этому свету, Его к нам бесконечной отцовской любви и милости.
И наконец, у этого слепорожденного научимся смирению. Смотри, как он послушно встает и идет мыть лицо свое от придорожной грязи, как на него смотрят все с изумлением и не понимают, что же с ним происходит. А кто-то, наверное, еще и говорит: «смотри, как кто-то горько над ним посмеялся, и это тот, которого зовут Мессия, измазал лицо грязью». Но, смотри, смирение этого человека делает его зрячим. И так, и наше собственное смирение, из какой бы грязи Бог не поднял нас, может привести нас к источнику, от которого омоемся от всякого греха. Аминь.
9 июня 2024 года. храм всех святых в земле Русской просиявших села Левокумка.