О пути ко Христу

11.06.2024
Просмотры: 464

«Верить во Христа – это не только носить на себе крест. И когда ты хочешь спросить: верующий ли человек или неверующий – то правильнее было бы задать вопрос: «что ты делаешь ради Христа?»»

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, обращаюсь ко всем вам с радостным приветствием пасхального торжества: Христос воскресе! И поздравляю всех нас с престольным праздником, с днём памяти святых равноапостольных царей Константина и матери его, царицы Елены, в честь которых и освящён этот маленький замечательный, очень по-настоящему светлый, тёплый и удивительный храм, в который мы собираемся для соборной молитвы, и чтобы стать здесь причастниками самого Неба, Пречистых Тела и Крови Господа и Спасителя нашего Христа.

Сегодня мы приносим благодарность тем, которые просветили светом торжества Православия многие и многие народы. Мы знаем, что до времени, когда Константин воцарился, язычество торжествовало, и христиане были в положении, когда, если узнавал кто что это христианин, то его прогоняли отовсюду, даже из жизни гнали.

Христиан убивали, над ними совершали неправедный суд, их лишали всевозможных на то время, какими бы там ни были прав, их бросали в темницы, их разлучали с родными и близкими, в конце концов, их понуждали принести языческие жертвы, отказаться от веры Христовой. И те, которые этого не делали, подвергались жесточайшим наказаниям, а потом и смерти. Их, в общем-то, если говорить языком современным, учитывая все обстоятельства жизни тогдашних христиан, и за людей-то не считали.

Надо сказать, что и в наше время, к большому сожалению, к ужасу, вот тот период долгих гонений на христиан, кажется, прошёл и канул в лету, но и в наше время тоже бывают обстоятельства, когда людей за людей не считают. И в том числе, не оглядываясь на веру этого человека. А уж если вера этого человека даёт повод для ненависти, эта ненависть иногда разливается на целые города, на целые государства, и начинаются войны.

Мать Константина, Елена, была человеком глубоко верующим. Она верила во Христа. И её вера ей помогала оставаться человеком честным, оставаться человеком внимательным к другим нуждам, оставаться человеком, который знает, что такое боль, что такое неправда. Она хотя и не явно, и тайно исповедовала своё христианство, однако же, явными были плоды её веры.

Ее сын Константин хотя и был язычником, но воспитанный в любви матери, воспитанный в трепетном, я бы сказал, в таком живом чувстве по отношению к другим людям, и умением ценить жизнь, хотя ему, как императору, приходилось нередко вступать в военные стычки, но при этом он из материнской веры научился справедливости. И этой справедливостью он руководствовался всю свою жизнь. И действительно, совершал дело таким, каким оно было бы выгодно не для него самого только лишь, и для его императорской власти, а дело совершал таким, какое оно было бы полезным для других людей.

Мы знаем, что им был издан именуемый ныне Миланский эдикт, распоряжение, благодаря которому христиан в той части империи, которой правил Константин, перестали преследовать. И это мало-помалу восстанавливаемая, устанавливаемая справедливость по отношению к другим людям, принесла свои благие дары. В жизнеописании царя Константина есть интересный случай, когда перед одним из важных сражений, которых в его жизни, повторюсь, было немало, он увидел на небе крест.

Он увидел на небе то знамение, которое, должно быть, очень часто видел над собою, когда мать его осеняла крестом. Он увидел не просто изображение креста. И кто-то бы, пожалуй, на это мог бы остановиться и сказать: «вот это ли не чудо!». Он увидел благословение своей матери, которая всегда осеняла крестом своего сына и молилась о том, чтобы Господь даровал сыну и мудрость, и мужество, и смелость, и честность, и человеколюбие, и твёрдость характера. Казалось, она просила у Бога для одного того, что может, на первый взгляд, показаться совершенно несовместимым или далёким друг от друга. Но молитва матери было исполнена, и Господь именно таких сил даровал Константину. И когда он увидел это крестное знамение, и услышал голос «сим победиши», то для него этот крест стал и благословением неба, и силой, из которой его мать Елена черпала свою любовь. С этим крестом он всю жизнь прошёл.

И ещё один удивительный момент. Когда уже его власть распространилась по всей обширной, большой территории империи, от Запада до Востока, и он перенёс столицу из Рима в Византию, которая после стала называться Константинополем, и он распространил доброе отношение к христианам на всю свою империю, и даже помогал преодолевать всевозможные внутренние разделения, расколы, ереси.

Именно он созвал Первый Вселенский Собор. И он просит свою мать найти то самое знамение, которое он так полюбил, как образ присутствия Бога и любви матери. И он отправляет свою мать в Иерусалим, чтобы она нашла Крест, на котором был распят Христос. Мы знаем, что Елена находит этот Крест, и явными чудотворениями Господь указывает, что это то самое Крестное древо, на котором был распят Спаситель Христос. Так на иконе Константин и Елена изображаются вместе, держа Крест. Елена, как та, которая обрела его, а Константин, как тот, который всю свою жизнь любил его. Но есть ещё одно удивительное – но не носил его на себе.

Мы знаем из его жизни, что Константин крещение примет перед самой смертью. Он был настоящим христианином, не быв христианином по духу. И, конечно, можно было бы много раз задаваться вопросом: а почему же Константин не крестился сразу же? Почему же он на себя не надел этот крест, который любил, за которым шёл, которым осенял свою жизнь, перед которым молился? Почему же, кажется, и так явно и открыто исповедуя Христа, и поддерживая христиан, он сам не принимал христианство до самой своей смерти?

Трудно ответить на этот вопрос, не услышав его от самого Константина. Но, должно быть, его душа, которая была воспитана любовью матери, всегда знала о том, что любовь — это большая жертва, которая относится ко многим обстоятельствам жизни, это изменённое отношение к людям, это собственный иной образ. Любовь не может жить в сердце, которое гневается. Любовь не может жить в сердце, которое, опасаясь о жизни других, иногда рискует своей собственной, идёт на риск, идёт на шаги, которые не у всех вызывают радость и улыбку, а у некоторых и слёзы и горечь.

Не знаю, какое чувство было в его душе, и почему только перед самой смертью он принимает святое крещение, но знаю точно, что он шёл к этому всю свою жизнь. Он шёл к этому сознательно, глубоко изменяя себя, из прежнего язычника делая убеждённым христианином. Он из прежнего царя, который вынужден и кровь проливать, делал себя христианином, который научился проливать слёзы. Из прежнего большого для своего времени и убедительного императора, сильного и крепкого, который нередко должен показывать свою жёсткость и непреклонность, свою принципиальность и свой острый меч, он мало-помалу шёл к христианину, который учился показывать своё смирение и свою горячую молитву, ставшую самым главным впоследствии оружием в жизни Константина.

Он всю свою жизнь шёл к купели. И если кто-то скажет, что нужно обязательно сделать так, и тогда ты будешь таким, имея в виду, что совершить нечто внешнее, чтобы внутренне у тебя всё было хорошо – посмотри на царя Константина. Он не спешил совершать то, к чему ещё внешне не был готов. Он не надевал на себя доспехи христианина, ещё не отвыкнув от доспехов императора. И он поступал честно. И в этом была сила, в том числе, на мой взгляд, и любви его матери Елены, которая именно этому и учила своего сына, впрочем, показывая это и на своём собственном примере.

Церковь прославила Константина, как доброго христианина, потому что увидела в нём такие изменения его собственной жизни, его отношения к людям, которые стали для нас примером веры во Христа. Верить во Христа – это не только носить на себе крест. И когда ты хочешь спросить: верующий ли человек или неверующий – то правильнее было бы задать вопрос: «что ты делаешь ради Христа?» Вот иной раз услышишь, кто-то скажет там: «ты крещёный или некрещёный?». Не знаю, осмелился ли кто-либо из нас спросить, увидь он в своей жизни императора: «Константин, а ты-то крещёный или нет?», чтобы из его ответа сделать вывод.

Он бы ответил: «я ещё не крещен, я только иду к этому. Но вот дела, которые я совершаю для того, чтобы Господь дал мне этот дар – крещение: вот Церкви, которые благоденствуют, вот люди, которые радуются, вот народ, который больше не плачет, вот племена, которые больше не дерутся друг с другом, вот старики, которые благоденствуют, потому что о них заботятся дети, узнавшие о Христе и изменившие своё отношение к старости, вот больные, которых не умерщвляют, а милосердно лечат во многих больницах того времени, которые были созданы при храмах и монастырях. Вот добродетельные сердцем, которые сострадают нуждающимся. Вот дела моей жизни. Хочешь ли меня спросить: крещён ли я или верую ли я во Христа?

Константин всю жизнь шёл к этому великому таинству и достиг его, и приняв святое крещение, Господь принял через купель его в Свои обители, потому что множество добрых дел он совершил как искупление своих грехов. И множество добрых поступков сделал как искупление своей жизни. И Господь, должно быть, в Своём Царстве принял его со словами: приди ко Мне и будь со Мною, и наследуй уготованное тебе Царство от создания мира.

Дай, Господи, чтобы этот удивительный пример Константина и его благочестивой матери царицы Елены был примером для каждого из нас. И когда я задумываюсь о своей вере, и когда мне хочется похвалиться: «да, я крещенный», буду хвалиться не крестом, который на мне, а Христом, Который во мне, и делами, которые я совершаю во имя Его, прощая, любя, поддерживая, милосердствуя над другими людьми.

Пусть пример великого царя станет и для нас добрым назиданием, а молитва его матери, которая всегда осеняла его крестом, пусть будут с каждым из нас. И великая Елена пусть молится Господу Распятому и Воскресшему, и с высоты небес и Царства Божьего также материнской любящей рукой осеняет и нас крестным знамением: во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

3 июня 2024 года. храм равноапостольных Константина и Елены поселка Урожайный.

 

464