Об источнике живого слова

10.06.2024
Просмотры: 278

«Она услышала от Бога то, что редко слышала от других людей – что Он её любит, что Он ею дорожит, что это отдельная душа этой несчастной женщины для Него равно дорога, как души многих и многих народов, равно дорога. Она почувствовала себя не чужой, она почувствовала себя не другой. Она почувствовала себя не человеком, которым чувствовала себя до этого: с другой традицией, с другим языком, с другой культурой. Она почувствовала себя своей для Бога. Во Христе нет ни иудея, ни эллина. Во Христе нет разделений. Для Него дорог и любим каждый».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сёстры, в этот воскресный день прежде всяких слов самые драгоценные и самые живые слова обращаю ко всем вам и приветствую вас этим вечным торжеством победы: Христос воскресе!

Мы только что слышали Евангелие, о котором будем размышлять всю эту неделю. Неделя эта называется - Неделя о самаряныне - о самарянке, которая встретила Христа. Встреча, которую описал нам апостол и евангелист Иоанн Богослов, произошла около колодца Иакова, где жил самарянский народ, не имеющий общения с иудеями. Это давняя история, которая стала средостением между общением друг с другом. Но для нас важно другое.

Когда Христос приходит к этому источнику, там Он встретил самарянку, и у нее просит попить. Та напоминает Ему о давних-давних обидах. Мол, между самарянами и иудеями нет никакого общения. «Как Ты можешь просить у меня воды?» Как это сразу поучительно. У людей очень часто обиды бывают выше даже обычного здравого смысла, обиды бывают выше, к большому сожалению, даже жизни. Человек просит попить. Это пустынное место, время жаркое. Разве одна только лишь просьба человека, жаждущего: «дай мне воды», может стать причиной тому, чтобы напомнить: «а мы с вами не общаемся, у нас с вами есть определённые обстоятельства, которые не разрешают нам общаться друг с другом».

Но Христос на этот человеческий упрёк, который, кстати, нередко мы сами произносим по отношению к другим людям, отвечает: «если бы ты знала, Кто у тебя просит воды, ты бы попросила у Меня этой воды». Самарянка не понимает происходящего. Хотя один факт того, что с ней общается иудей, её удивляет до глубины души. Что оказывается есть в нашей человеческой жизни вещи, которые намного важнее чем то, что мы называем своими правилами, нами иногда созданными. Ну, вот как эти правила: не общаться с теми, не разговаривать с этими, руки не протягивать тем.

Тогда самарянка спрашивает у Христа: «у Тебя и почерпнуть нечем, а этот колодец глубок, как же Ты мне дашь этой воды?» Христос, когда появляется в пространстве жизни человека, всегда смотрит в самую глубь человека, в сердце. Именно поэтому у Бога одно из свойств — это Сердцеведец. Только я сам и Бог знаем, что у меня на сердце. Никто больше.

И Спаситель Сердцеведец смотрит на эту самарянку и говорит: «приведи твоего мужа, и Я дам тебе такой воды, и ты не будешь больше испытывать жажды». Продолжая думать, что все еще речь идёт об обычной воде, а не о том, о чём под образом воды подразумевает Христос, она отвечает Ему: «у меня нет мужа». На это Господь и отвечает: «ты честно сказала, у тебя их было пятеро, и тот, который сейчас, не муж тебе».

Женщина была поражена. Она была поражена настолько, что, восхитившись, говорит Ему: «вижу, что Ты пророк, Ты знаешь то, что не знают многие, Ты видишь моё сердце». И о чем же дальше просит эта женщина?

Казалось бы, произойди такая встреча сейчас любого из нас с Самим Спасителем, наверное, мы бы задавали какие-то вопросы, которые имели бы или очень глубоко личный характер или уж точно захотелось бы узнать, а что будет дальше. Но эта женщина спрашивает у Христа: «а где нам поклоняться Богу?».

Для неё обнаружилось, и впрочем, она этим и жила, этой мыслью, что самым важным в жизни остаётся все же не те иногда выдуманные средостения или оставшиеся после наших предков какие-либо принятые проблемные, передающиеся из поколения в поколение решения, а главным остаётся нечто большее. Она поняла, что вода, о которой говорит Христос – это Живое Слово. Живое Слово. Можно было бы сказать, как и она сказала: «что Ты у меня просишь, не дам Тебе ничего, мы не должны общаться». А можно сказать: «конечно, подойди и возьми». Живое Слово.

Одним словом, которым можно обнадежить человека, открыть для него бездну человеколюбия, словом, которым можно поднять человека от его отчаяния, от его страхов, от его прошлого, словом можно забрать человека от прошлого и сделать его настоящую жизнь счастливой.

Но словом можно навсегда в прошлом пригвоздить человека, как будто бы похоронив. Мол, горбатого могила исправит. Словом можно, и это не просто крылатое выражение, словом можно и убить. И женщина спрашивает: «где нам поклоняться истинному Богу?» То есть произносить это слово, произносить Его имя.

И тогда Господь отвечает ей о том, что придёт время, когда поклоняющиеся Богу будут поклоняться в духе и истине. И не на том или на этом каком-то отдельном месте, но, когда Царство Божие будет открыто для каждого человека. Когда человек через это слово любви откроет в себе силу присутствия Самого Бога, Его благодать.

Эта женщина, удивившаяся и забывшая про свой водонос, и про воду, за которой пришла на этот источник, побежала в город, и как сказал ей Спаситель, сама стала источником: «пойдите, посмотрите, не тот ли это, кто должен был прийти, вот Он всё обо мне сказал».

Но ведь она ничего нового о себе не услышала. Однако же она услышала от Бога то, что редко слышала от других людей – что Он её любит, что Он ею дорожит, что это отдельная душа этой несчастной женщины для Него равно дорога, как души многих и многих народов, равно дорога. Она почувствовала себя не чужой, она почувствовала себя не другой. Она почувствовала себя не человеком, которым чувствовала себя до этого: с другой традицией, с другим языком, с другой культурой. Она почувствовала себя своей для Бога. Во Христе нет ни иудея, ни эллина. Во Христе нет разделений. Для Него дорог и любим каждый.

И сегодняшняя встреча Христа с самарянкой пусть будет для всех нас этим хорошим уроком назидания. Во-первых, не смотреть в прошлое. Во-вторых, на просьбу отвечать любовью, состраданием, милосердием. В-третьих, знать, что служение Богу – это не бездушное и безумное и бессердечное служение закону. Служение Богу — это служение любви. И там, где человек живёт этим служением, в том по-настоящему открыто Царство Божие. И в этой душе Бог принимает молитвы, которые человек дарит Ему.

Сейчас за Божественной литургией помолимся о том, чтобы каждому из нас стать этим источником живой воды, чтобы мы поверили в слово Христово утешения, чтобы Он Сердцеведец, зная и наши грехи, зная и наши слабости, не отверг бы нас, как не отверг и эту самарянку, а попросил у нас послужить Ему. И мы бы с любовью, с надеждой, с большой верой послужили бы Ему всю свою жизнь, чтобы и в вечности быть с Ним, с Воскресшим Спасителем Христом. Аминь.

2 июня 2024 года. собор равноапостольной Марии Магдалины города Нальчик.

 

278