Об опоре на Христа

30.05.2024
Просмотры: 259

«Он поднимается не только потому, что исцелился. Он поднимается потому, что поверил в слово Божие, поверил в обращение Христа, поверил настолько, что сначала забыл о своей болезни, и начал приподниматься изо всех сил. А потом, когда почувствовал силу в своём теле, освободившиеся оковы словно пали, он в полный рост встал перед Христом, перед Богом. Любовь Бога и мужество благодарного человека творят самые настоящие чудеса!»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Христос воскресе! Каждому из нас в своей жизни приходилось переживать такие особые внутренние ожидания посещения Божиего, ответы на все внутренние вопросы, приходилось ожидать, ждать иногда долго, иногда очень мучительно долго. Почему? И когда это всё может завершиться?

История, которую мы сегодня слышали в Священном Евангелии, про такого человека, который без малого 40 лет был парализован, и находился в одном месте, которое именовалось Овчая купель. Там, у источника, ежегодно в разное время совершалось удивительное событие, когда Богом посланный ангел возмущал воду и тот, кто входил первый в эту воду исцелялся. Этот человек прожил там десятки лет. И каждый раз кто-то другой, опережая его, сходил в эту купель.

Но, как замечает святитель Иоанн Златоуст: «посмотри, что он приобрёл за это время!» Он за это время приобрел не только навык терпения, но и самый драгоценный навык, который открывает человеку подлинное счастье и восстановление всех его внутренних сил и всей полноты его жизни – он приобрёл там смирение. И не оттого, что уже больше ничего не оставалось делать. Как может кто-то сказать: «мол, ну, когда уже сделать нечего, остаётся только опустить голову». Нет. Хотя его голова и так едва двигалась, но он не опускал своего внутреннего человека до состояния отчаяния, он продолжал горячо надеяться на милосердие Божие.

И когда Христос проходил это место, то узнал об этом человеке Своим Духом, подошёл к нему и спросил: «хочешь ли быть здоровым?» Также святитель Иоанн Златоуст замечает: «спрашивает это Христос, чтобы обнаружить глубокое смирение этого человека и научить нас этому смирению». Другой бы мог воспринять этот вопрос, как некоторую ухмылку над болезнью: «мол, ты видишь меня здесь больным и спрашиваешь - хочу ли я исцелиться». Но этот несчастный со смирением говорит: «да, Господи, хочу, но нет рядом того человека, который помог бы мне спуститься в эту купель, и пока я до неё доползаю, другой меня опережает». Каждый со своей болью, каждый со своей надеждой.

Действительно, в надежде, в боли, в потерях – на кого же можно опираться?! И этот человек, отвечая на вопрос Христа, хочет ли он быть здоровым, в общем-то, обнаруживает ещё во всех нас то, что, когда мы находимся в болезнях или в каких-то переживаниях, или событиях своей жизни, мы пытаемся найти опору внешнюю, думая, что только и она может нам помочь. Но рядом всегда находится Тот, на Кого можно и нужно опираться.

И Христос отвечает этому человеку: «встань, возьми твою постель и ходи». Тот исцелился от своей болезни. Позже Христос его встретит в храме, что опять же, по меткому замечанию святителя Иоанна Златоуста очень важно, потому что этот несчастный пришёл благодарить Бога в храм. Он не пошёл на торжище, не пошёл праздновать со своими друзьями своё избавление или своё исцеление, которых, возможно, у него и не было. Но, наверное, были какие-то родные. Он пошёл в храм, чтобы там благодарить Бога за Его милости. Он теперь знает – на Кого опираться. Он теперь знает – на Кого надеяться.

Какой сильный, какой смелый, какой решительный указ Христов – «встань, возьми твою постель и ходи». Господь говорит: «встань» - парализованному. Господь говорит: «ходи» - немощному. Господь говорит: «возьми постель твою» - тому, кто едва может рукой пошевелить. Какое поразительное, какое удивительное, сильное и живое повеление Божие! И если бы на это сильное повеление этот немощный не откликнулся бы, если бы он в ответ улыбнулся и решил остаться на своей постели в объятиях своей болезни, он так и не смог бы подняться.

Он поднимается не только потому, что исцелился. Он поднимается потому, что поверил в слово Божие, поверил в обращение Христа, поверил настолько, что сначала забыл о своей болезни, и начал приподниматься изо всех сил. А потом, когда почувствовал силу в своём теле, освободившиеся оковы словно пали, он в полный рост встал перед Христом, перед Богом. Любовь Бога и мужество благодарного человека творят самые настоящие чудеса! И мрачное освещается светом, и склонившееся выпрямляется, и дышащее болью, болезнью избавляется от этого.

В этот день мы вспоминаем исцеление расслабленного и празднуем престольный праздник нашего собора, и слышим слова Христовы: «встань и ходи». И это Его обращение звучит не только к тому расслабленному сквозь века, в прошлое, этот голос звучит сейчас ко мне: «встань и ходи», будь решительней. Встань – значит, больше не возвращайся к своему греху. Встань – значит, изменись. Встань – значит, не считай больше эту постель твоим домом. Встань – значит, поверь и начни всё заново.

Когда, кстати, Спаситель встретил этого человека в храме, Он сказал ему, предупреждая: «смотри, не согрешай больше, чтобы с тобой ничего не случилось худшего». Обнаруживая, что источником болезни этого человека был грех. И мы горячо верим в то, что этот человек, научившийся и смирению, и терпению, и надежде, и молитве, прошедший, наверное, многое в своей жизни от отчаяния до смиренного сердца, выполнил это слово Христово.

Но ещё больше нам нужно понадеяться, что это слово выполнит каждый из нас: «не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего худшего». Выкинь то, что прилипло к тебе, как больничная постель, избавься от своего греха, от своей страсти, от того, что лишает тебя сил, и ты, как расслабленный, как парализованный, не можешь ничего делать. Ты не можешь простить, а поэтому все еще не любишь. Ты не можешь надеяться, а поэтому все еще боишься. Ты не можешь благодарить, а поэтому все еще унываешь. Встань - говорит Господь - и ходи.

Пусть это Его сильное слово, пусть это Его дыхание жизни, пусть это Его отцовство, пусть эта Его дружба, когда Он находится с каждым человеком, станет нашей опорой, и услышав, мы послушаемся Его: встанем и пойдём и будем славить Бога, подарившего нам эту жизнь, но не только эту временную, ещё и вечную. Аминь.

26 мая 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

259