О воровстве Иуды

03.05.2024
Просмотры: 212

«И в эту Великую Среду мы вспоминаем не только предательство Иуды, но молимся Тому, Кого он предал: Господи, не помяни наших беззаконий. Господи, не помяни моего предательства тогда, когда мне не захотелось быть решительным и сильным, тогда, когда мне захотелось быть таким, как все, тогда, когда промолчал, тогда, когда испугался, тогда, когда со всеми смеялся над обиженным человеком, тогда, когда чужие слова и обещания и признание словно своровал и не вспомнил их, и свои собственные».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня, в день Великой Среды Страстной седмицы Церковь напоминает нам об одном ученике Христа, Господа и Спасителя, об Иуде Искариотском. И сегодня мы вспоминаем, пожалуй, самый трагичный после рая день человеческой жизни.

Если в раю прародители ослушались заповедь Божию, то среди апостолов нашёлся тот, кто становится предателем. У Иоанна Златоуста есть очень удивительные слова, которые необыкновенной силой сегодня проникают в наше сознание. Он говорит: прежде всего, плачем о предателе. Посмотри, - говорит, - Тот, Кто был предан, спасает Вселенную, а предатель – губит душу. Преданный, - говорит, - садится одесную Отца, а предавший низвергается до ада.

На протяжении всей истории человечества со времен Господа и Спасителя Христа образ Иуды Искариотского всегда остаётся особым образом восприятия в нашей человеческой жизни. Я бы назвал его реальности граней нашей человеческой жизни. Один из двенадцати учеников становится предателем. Мало-помалу, если размышлять о том, как же это предательство стало частью его жизни, оно входило в его сознание. Это предательство зрело.

Предательство никогда не бывает вдруг и неожиданно, как и любая подлость, как и любой грех. Сначала они находят себе место в душе человека, и словно небольшими ручейками размывают человеческую совесть, приготавливая себе в жизни человека место. Любое предательство начинается с мелочей, с небольших, маленьких шагов к большой цели.

Иуда Искариотский был свидетелем многих удивительных чудес милосердия Божиего, которые Господь показывал людям, дарил людям. Но мало-помалу эта жажда размывает его совесть. Жажда наживы. Из Священного Евангелия мы знаем, что Иуда Искариотский был вор. И ту самую кружку, которую он носил рядом с собой, при себе, общие средства всей апостольской общины, сначала понемногу, а затем всё больше и больше становились источником его прибыли. Воровство Иуды открыло дверь для предательства.

И если кто-то думает, что воровство — это только взять чужие деньги, то очень сильно ошибается. Воровство – это взять чужие обещания и не исполнить их. Воровство – это самому дать обещание и не держаться этих слов. Воровство – это быть неблагодарным, потому что всю благодарность ты усваиваешь себе. Воровство – это говорить пустые слова и обещания, потому что ты воруешь чью-то надежду, ты воруешь чьи-то ожидания, добрые и искренние. Воровство — это иметь в своей жизни несколько господ, которым кланяться попеременно, думая получить от всех блага. И одного ты станешь всё равно любить, а другого ненавидеть. Воровство — это трусость, когда от тебя ждут твоего слова решительного, когда ждут твоей правды и твоего свидетельства, а ты эту правду воруешь у других и не свидетельствуешь о ней, и не произносишь этих слов.

Иуда Искариотский не только обогащался этой самой общей казной, говоря языком современным, но он мало-помалу отравлял свою жизнь этим воровством. Этот яд проникал во все. Даже тогда, когда, помните, Христу женщина омыла ноги миром и отирала своими волосами со слезами покаяния, лживый друг, апостол и предатель говорит: «зачем эта трата?».

Воровство — это не быть милосердным, не быть сострадательным. Ну, и милосердие, и сострадание, и искренность, и любовь других видит только сквозь призму своей выгоды. Как Иуда: «не лучше ли было продать это миро, чтобы денег ещё выручить и раздать нищим?» Но говорил он это не потому, что заботился о нищих, - как говорит евангелист, - а потому, что был вором и присваивал себе то, что ему не принадлежало.

Его предательство – это, пожалуй, самая высокая ступень человеческой жизни, через которую мы всегда будем спотыкаться. И, конечно, сейчас, когда я произношу эти слова со всей решительностью своей совести, говорю это не о других. Вот, мол, они плохо поступили. А вспоминаю о себе.

Всегда ли моя жизнь была верной Богу и людям? Всегда ли мои слова исполнялись в точности их обещания перед людьми и Богом? Всегда ли моё сердце было целостным, решительным, смелым, чистым и бескорыстным? Или на него нападала тень Иуды и в этой тени моё сердце искажало мою жизнь?

Но говорит тот же святитель Иоанн Златоуст: посмотри на сострадание Спасителя Христа, как Он сострадает Иуде, говоря «один из вас предаст Меня». И потом говорит: «то, что задумал, делай быстрее». Постоянно напоминая ему не только о Своём присутствии, но наполняя его жизнь Своим голосом, который прямо обращается к его совести, чтобы в каком бы болезненном состоянии не находилась наша душа, она имела бы надежду.

Христос не называет его предателем, прежде чем тот не предал. Хотя и после предательства не называет его таковым. Христос не отвергается от него, не выгоняет его вон и прочь. Хотя знает, что совесть его уже соблазнилась, и он взял эти несчастные 30 сребреников. Христос не обличает его пред всеми. Хотя подаёт ему хлеб и внимательно смотрит на него. Христос до последнего в предателе видит Своего ученика, пока тот не отказался от Него самым страшным образом.

Мы знаем, как Иуда закончил свою жизнь – он повесился, лишив себя всякой надежды на встречу с Тем, Кого предал. Впрочем, как говорит святитель Иоанн Златоуст, всё это лишь говорит нам о том, что Его милосердие и к моей собственной иногда иудиной жизни не имеет границ.

И в эту Великую Среду мы вспоминаем не только предательство Иуды, но молимся Тому, Кого он предал: Господи, не помяни наших беззаконий. Господи, не помяни моего предательства тогда, когда мне не захотелось быть решительным и сильным, тогда, когда мне захотелось быть таким, как все, тогда, когда промолчал, тогда, когда испугался, тогда, когда со всеми смеялся над обиженным человеком, тогда, когда чужие слова и обещания и признание словно своровал и не вспомнил их, и свои собственные.

Сегодня мы молимся Преданному о предавших Его, и среди этих имён возможно и моё имя. Это уже мне самому честно сказать пред Богом. И молимся о том, чтобы этот день никогда не стал нашей вечностью, чтобы наши предательства не погубили нас, и чтобы наше маловерие и отчаяние, и лукавство, и двуличие, и трусость не увлекли нас туда, где ныне душа предателя. Предаваемый спасает Вселенную, а предавший губит душу. Господи Иисусе, спаси всех нас. Аминь.

1 мая 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

212