О самом большом чуде

27.04.2024
Просмотры: 330

«Самое большое чудо, и очень часто незаметное, которое совершил Господь – это чудо смирения»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим повествование, которое Спаситель обращает к Своим ученикам, говоря о грядущих Своих страданиях. В жизни нашей мы часто просим у Бога чуда. Тогда, когда немощны или тогда, когда в нашей жизни случаются какие-то обстоятельства мы просим: «Господи, яви на нас Своё чудо».

И мы знаем, что Господь много чудес сотворил, и поэтому знаем, что, если с горячей молитвой, с надеждой мы будем об этом просить, то Господь, несомненно, ответит. Но, вот святитель Николай Сербский, с которым вместе мне хотелось бы поразмышлять над сегодняшним Евангелием, говорит об одном парадоксе.

Самое большое чудо, и очень часто незаметное, которое совершил Господь – это чудо смирения. И, как не парадоксально, реже всего мы просим это чудо повторить в нас самих. Меньше всего мы просим себе: «Господи, научи меня смирению в болезни, в неправде, в горькой участи». Спаситель Христос показал Свое удивительное смирение в течении всей Своей земной жизни, много раз показывал это смирение Своим ученикам, открывая им тайну Царства Божьего, что только смиренное сердце может обрести благоволение Божие. И если мы говорим о какой-то славе, и если мы говорим о каком-то сиянии в этой славе, то оно возможно только через путь смирения.

Христос вот говорит Своим ученикам, что через некоторое время Его пленят, Его будут судить, Его оплюют, Его будут бить, Его предадут смерти, Он умрет на Кресте и в третий день воскреснет. Господь, как удивительный Создатель и Творец, видящий весь мир, видит не только будущее каждого из нас, но и Своё собственное, и говорит о Своём служении Своим ученикам, что придется стать Ему посмешищем, что придётся стать Ему предметом пререкания, издевательств. Что этот мир не примет Того, Который пришёл с особой властью, властью не властвовать над этим миром, а властью любить, прощать, своё возвращать себе, пришёл с властью не повелевать, чтобы служили Ему, как Сам скажет, а пришёл чтобы, послужить другим.

И в это самое время, когда Он говорит Своим ученикам о Своих предстоящих страданиях, двое из них Иаков и Иоанн говорят Ему: «можно мы попросим у Тебя о чём-то особенном: когда Ты придёшь в Своей славе, дай нам сесть по правую и по левую сторону от тебя». В тот самый момент, когда Он говорит о Своих страданиях и о Своей смерти, эти два ученика у своего Друга вместо того, чтобы сокрушаться вместе с Ним об ужасах этой нашей земной жизни, просят не пойти с Ним на крест, не умереть с Ним, а сесть с Ним во славе.

Вот, - говорит святитель Николай Сербский, - посмотри, тебе кажется, что некоторое время ты перетерпел пост, некоторое время ты молился, и кажется, что ты уже стяжал в своём сердце особое благоволение Божие, как будто бы сделав Бога должником себе, «я же сделал это, теперь Ты сделай».

Три года, как говорит святитель Николай, Спаситель говорил Своим ученикам о высоте смирения, о том, что, кто хочет быть из вас первый, пусть будет последним, три года Спаситель показывал в Себе Самом через Своё смирение подлинную любовь и служение к Своим ближним, но теперь ученики, впрочем, как и каждый из нас, ведь они же воплощение обычного человека, захотели, не преодолевая скорби и печали, боли и расставание, приобрести блага и утешения. Без смерти нет воскресения. Без боли не бывает облегчения. Без расставания не бывает радости встречи. Без горечи одиночества не бывает утешения присутствия друга.

Не познав предательство, ты никогда не сможешь по-настоящему дружить. Не перенеся боль неправды, ты никогда не полюбишь правду. В нынешнее время, как замечает святитель Николай Сербский, так хочется перепрыгнуть через эти страдания, так хочется иметь только благо. И каждый раз, когда мы говорим об этом, и друг другу желаем в какие-то особые праздничные дни, произносим поздравительные слова, то в этих словах только одно: «пусть всё будет хорошо». И к этому «всё будет хорошо» направлены все силы наши.

Но без Креста не бывает Пасхи. Мы так хотим перепрыгнуть через боль, через страдания. Мы так не хотим смиряться. Мы так не хотим терпеть это. Сразу, только кольнуло, лучше быстренько избавиться от боли любыми средствами. Мы так не можем и нетерпеливы к несению собственного креста. Мы не смиренны.

Спаситель Христос, как врач, как добрый наставник, излечивая Своих учеников, говорит им: «можете пить и Мою чашу, можете взять Мой крест, но кто будет сидеть по правую или левую сторону около Меня зависит от того, кому уготовано». Потом ученики эти слова будут вспоминать много раз. И уже после, видя распятого Христа на Кресте, своим сердцем будут распинаться вместе с Ним.

А после Сошествия Святого Духа на апостолов совершенно поменяют себя. Но все ещё так хотелось царствовать на земле. Все еще так хотелось всласть пожить. Все ещё так хотелось быть рядом с Царем в этом временном мире, поближе к власти, к силе, к славе. Все ещё так хотелось казаться другим лучшим, чем ты есть на самом деле, в окружении славы других.

Святитель Николай говорит, что Господь, как врач, последние капли гноя выдавил из сердец Своих учеников – тщеславия и гордости. И уже на Кресте после Своей смерти и после Своего воскресения подарит им то, чего так редко мы просим – смирение.

И всю свою оставшуюся жизнь земную апостолы будут смиренно проповедовать с любовью Христа и переносить любые испытания, теперь уже как настоящие христиане, не как ветхие иудеи, которые ждали Царства на земле, а как верные христиане, которые теперь будут стремиться к Царству на небе.

Господь идёт на вольную смерть. И следующая неделя – это Вербное воскресенье, в которое мы увидим исполнение Его пророчеств о Самом Себе. И в эти оставшиеся немногие дни Великого поста со всей горячностью, какая только в нас есть, со всей смелостью, на которую мы только способны, попросим Его о большом чуде для нас: «научи, Господи, меня смирению».

Дай мне, Господи, сердце смиренное и сокрушенную душу. Научи меня, Господи, терпеливо, видя волю Твою, царствовать не над другими, а научиться царствовать над своим собственным сердцем, над своей душой. Научи меня, Господи, любить и помоги мне, Господи, простить предателей. Научи меня, Господи, дружить и помоги, Господи, не быть слабым и трусливым. Научи меня, Господи, верить и помоги мне, Господи, не быть отчаявшимся и унылым.

Ты, Господи, сотворил это чудо, как самое яркое, как самое важное, Ты поднимал и мёртвых, Ты возвращал здоровье немощным, Ты возвращал веру тем, кто терял её. Но Ты, Господи, показал чудо смирения, поднявшись даже до самого Креста, как Царь мира, который мы видим, и который нам не видим, и смиренно предал Свой дух, сойдя ниже гроба, даже до ада, чтобы вызволить меня из его цепких лап. Господи, научи нас смирению. Аминь.

21 апреля 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

330