О Боге рядом с нами

01.04.2024
Просмотры: 270

«И сегодняшнее Торжество заключается в том, что Небо касается земли, в том, что Бог, изображаемый, являет Себя в Своих милостях, и в наших родных и близких, изображаемый Бог являет Себя любовью».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В первое воскресенье, в первую Неделю Великого и спасительного поста мы совершаем день праздника Торжества Православия. Событие, которое сегодня мы вспоминаем, относится к IX веку, когда была преодолена смута иконоборчества, и когда окончательно было установлено почитание святых икон. И, конечно же, вспоминая это событие, можно было бы с убеждённостью сказать о том, что сегодняшнее торжество — это торжество, которое действительно имело место быть тогда, когда была преодолена смута. То есть в своём историческом разрезе.

Но Церковь это торжество не просто запомнила, но сохранила и совершает по сей день. А в чём же суть этого торжества? А в чём же суть этого торжества, которое сегодня наполняет всех нас? Мы оставим в стороне исторический аспект этого события, потому что намного больше значит его внутреннее значение. Сам догмат об иконопочитании и возможность иконопочитания является не просто событием, связанным с историческим сопротивлением одной или другой партии людей, которые относились к тем или иным, относящим себя к иконопочитанию или к его борцам.

Само это событие связано с тем, что Церковь сохранила для нас удивительную мысль – Бог изобразил Себя. Бог изобразил Себя не только в мире, который нас окружает, и в котором мы видим Его отображение. Бог изобразил Себя в каждом человеке, сотворив его по Своему образу и по подобию, но ещё и показал Себя в Своём воплощении. Ведь для нас так это важно. Ведь для каждого из нас очень важно, когда мы говорим о некоторой истине, и говоря об этой истине, задаемся одним лишь только вопросом: вот бы увидеть.

Бог стал изображаем. И это самое важное убеждение, которое вдохновляет Церковь от того времени и по сей день. Бог не скрывает Себя от Своего создания, а являет Себя и в Своём воплощении, и ещё отображает Себя в каждом из нас. В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова о том, что «отселе, - говорит Господь, - вы увидите отверстыми небеса». И эти небеса Бог отверзает через Себя Самого. И всякий, кто видит Бога и замечает Его в другом человеке, в самом себе действо Божие, видит отверстые небеса. И в этом сегодня суть Торжества православия, торжества Церкви.

Да, и в этом торжестве есть ещё одно важное измерение, когда мы говорим о земной жизни нашей Церкви, то признаемся, о торжествующей Церкви говорить вряд ли приходится, потому что внутри самой Церкви, состоящей из народа Божия, очень много горьких и печальных проблем и сложностей, и болезней.

И в нашем народе, особенно, в это время, в сегодняшний день, мы горько переживаем трагедию в Красногорске, и сейчас за Божественной литургией мы будем молиться о здравии раненых, и о упокоении почивших в этой страшной трагедии. Казалось бы, в этом взгляде и в этом сегодняшнем историческом ощущении нашего присутствия здесь, в Церкви, о каком торжестве можно говорить, когда вокруг, кажется, что зло торжествует и неправда, и ненависть, и болезнь, и сама смерть.

Но если бы Господь не явил Себя нам, мы бы не имели надежды, тогда бы по-настоящему смерть торжествовала. Если бы Господь не воплотился и не принёс Себя в искупительную жертву ради каждого из нас, тогда бы смерть навсегда бы ухватила нас в свои объятия. Во всём этом мраке и ужасе человеческой жизни для нас отверсто небо. Если бы жизнь превратилась только в сплошную плоскость и упиралась бы в несчастье, в болезни, в предательство, в жестокость, в ненависть, в лукавство, в обман, упиралась бы в смерть в этой плоскости, тогда бы жизнь потеряла всякий смысл.

Но в том и парадокс, что Господь, явивший Свою любовь к нам, и подаривший нам жизнь, Сам идёт на смерть, чтобы искупить нас от этого проклятия и открыть нам небеса, сделать нашу жизнь не горизонтальной плоскостью, которая, впрочем, заканчивается ещё и физической смертью, а сделать её такой, чтобы она упиралась в открытые небеса, чтобы во всём этом ужасе окружающего нас мира мы могли бы поднять голову к небу, и знать о том, что для нас предуготовлена вечная жизнь. А эта нынешняя временная может быть совершена только надеждой на вечную.

И эти боли, и эти скорби, и эти горькие расставания, которые мы сейчас в нашей временной жизни переживаем, не конечны. И явивший Себя Бог, изобразивший Себя, в том числе, и прошедший смерть и гроб, и погребение, и Воскресение, и Вознесение, этот явившийся Бог, наш Творец и Отец, открывший нам небо, подарил нам смысл земли. Да, на которой растут иногда очень горькие плоды, как те, что были сорваны в эти дни. Но если бы мы жили только земным, мы бы задохнулись от этой горечи.

И сегодняшнее Торжество заключается в том, что Небо касается земли, в том, что Бог, изображаемый, являет Себя в Своих милостях, и в наших родных и близких, изображаемый Бог являет Себя любовью. И тот, кто идёт на смерть с любовью, побеждает смерть. И тот, кто с любовью вспоминает тех, которые погибли, дарит погибшим жизнь вечную, и не только в нашей памяти, но и в вечном Царстве.

Сегодня – Торжество Православия, которое имеет внутреннюю очень важную для каждого из нас силу – Бог с нами, - силу Его присутствия в нашей жизни. Он с нами и радуется, и плачет. Он с нами и торжествует, и скорбит. Он с нами и вкушает трапезу. Он с нами и воздерживается от неё. Он с нами и живёт, и умирает. Мы с Ним и живём и воскреснем. Аминь.

24 марта 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

270