Об основе наших решений

28.03.2024
Просмотры: 477

«И в нынешнем очень лукавом и изменяющемся мире нам очень важно помнить слова великомученика Феодора, которые было бы хорошо повторять всякий раз, когда мы находимся на грани искушений: «с моим Христом и есть и буду»».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня по древней традиции в пятницу первой седмицы Великого поста мы совершаем особое молитвенное поклонение и вспоминаем мученика Феодора Тирона и в память о нём освящаем коливо. Этот угодник Божий жил на рубеже III и IV века, был воином, был христианином. И в то время свою веру он носил не просто глубоко в своём сердце, он жил этой верой и действовал.

Но вокруг него был языческий мир, который ненавидел Христа, и в котором упоминание имени Христова было самым болезненным именем. Это понятно, потому что, воспоминая Христа Спасителя, мы всегда вспоминаем о Его заповеди, и о Его служении, мы всегда вспоминаем Его слово о любви, и Его призыв к тому, чтобы совершать своё дело и свою жизнь таким образом, чтобы в себе являть образ Божий: быть милостивым, сострадательным, добрым, искренним, уметь прощать, любить, ждать. Для языческого мира, мстительного и жестокого, это слово было совершенно неприемлемым.

И вот военачальник в месте, где служил Феодор, приказал принести жертву языческим богам и вкусить идоложертвенное. Феодор мужественно отказался от этого, и явил свою веру во Христа Спасителя. Наверное, он мог бы сказать иначе, что в этот день он не имеет нужды в этой пище, мог бы найти массу причин, чтобы не вкушать это идоложертвенное. Но Феодор прямо сказал, почему он отказывается от этого – ради веры во Христа. И чтобы не осквернять свою жизнь и свою плоть вкушением греха, он отказался от этих яств. Его мучили, его уговаривали, его пытали. И перед самой его смертью его военачальник задал ему вопрос: «с кем хочешь быть: с нами или с твоим Христом?» На что Фёдор ответил: «с моим Христом, и есть, и буду». Феодора предали жесточайшей смерти.

Через 50 лет после этого события, когда воцарился в Константинополе Юлиан Отступник, языческий император, и было время Великого поста, как и сейчас, и была первая неделя Великого поста, как и сейчас. Этот император приказал, чтобы на рынке в Константинополе все продукты окропили идоложертвенной кровью. И таким образом посмеяться над христианами - что, мол, будут вкушать, и не узнают, что едят идоложертвенное. И через это они вольно или невольно, оскверняя себя, отрекутся от Христа.

Тогда великомученик Феодор явился Евдоксию, архиепископу Константинополя и сказал ему, чтобы тот повелел народу Божьему варить пшеницу, смешивать её с мёдом и со сладостями. И в этот день больше ничего не вкушать. Верные так и поступили. Злочестивый Юлиан Отступник был осмеян и, должно быть, много гневался и искал предателей среди своих, думая, что кто-то рассказал христианам о том, что он задумал. Но Господь открыл Своим верным через Своего верного угодника Божия, через Феодора Тирона, этот злой замысел. В память об этом событии теперь уже на протяжении многих столетий, в сегодняшний день мы вкушаем коливо и молимся Феодору Тирону, великомученику, который ценой своей собственной жизни и крови, пострадав за Христа, остался верен словам, которые произнес: «со Христом моим и есть и буду».

В нашей жизни бывает очень много разных соблазнов, которые под разными благовидными предлогами появляются в обозримом нашем сегодняшнем дне. И нередко эти соблазны имеют внутреннюю силу, на которую человек может ответить: «ну, разве это важно, разве это значимо – что есть, что не есть». Главное, мол, ты ко всем хорошо просто относись. Но когда мы видим намеренное злое действо, и когда мы видим выбор – быть со Христом или этот выбор изменить в пользу так называемого человеческого мира или некоторых договоренностей: мол, чтоб никто не злился, никто не раздражался…

Феодор ведь мог бы также взять этот кусок мяса, и сказал бы: «ну, лишь бы был мир». Но он знал, что это идоложертвенное. И он знал, что дело не в мире, и что невозможно быть в мире со грехом, и что нельзя соглашаться с теми, кто живёт ненавистью к истинному Богу, и кто живёт страстями. Он видел, что эта пища сладострастная. Это не пища, которая необходима для того, чтобы подкрепить свои силы, а для того, чтобы удовлетворить свою развращённую похоть. И тогда он твёрдо отказался.

Этот пример очень важен и нам сейчас в нашей собственной жизни, чтобы мы умели твёрдо отказываться от любого соблазна, который под личиной предполагаемого мира и слов, которые мы нередко слышим: «ну, чтобы никто ничего не подумал, никто ничего не сказал, лишь бы всё было мирком до ладком». Помните, как Иудушка Головлёв: «мирком до ладком». Вот лучше согласиться с этим, и глубоко оставить внутри себя свои убеждения.

Нет, бывают времена, как при Феодоре, как и при Юлиане Отступнике, так и сейчас, когда нужно твёрдо исповедовать свою веру и не соглашаться молчать, и не соглашаться не замечать, и не соглашаться не отвечать на вызовы, которые направлены против самой сути жизни, против нашей души, созданной Богом.

И в нынешнем очень лукавом и изменяющемся мире нам очень важно помнить слова великомученика Феодора, которые было бы хорошо повторять всякий раз, когда мы находимся на грани искушений: «с моим Христом и есть и буду». Повторять эти слова тогда, когда тебе предлагают не замечать свою веру, особенно, когда тебе говорят, что «вера – это дело очень глубоко личное», даже находят такое слово: «очень интимное». И ни в коем случае она не должна быть основой твоих решений.

Неправда. Моя вера должна быть основой моих решений. И если это грех, то я должен назвать это грехом. И если меня понуждают к этому греху, я должен отказаться от него. И если тайный замысел современных отступников направлен на то, чтобы под лукавым предлогом лживо осквернить мою жизнь, я должен строго держаться чистоты своей веры и не размениваться на это лукавство.

Нынешнее время, как любое время, полно многих испытаний и искушений. Но сейчас эти искушения становятся настолько хитрыми и настолько незаметными, что мало-помалу люди соглашаются со многими вещами, которые губят нашу вечную душу, вредят ей. Это и привычки. Это и обычаи. Это и то, что, как сегодня нередко можно услышать: «ну, у нас так принято». Да, кем принято? Если это богопротивно, кем бы это принято не было, это останется всегда богопротивным.

Сегодня, в день памяти великомученика Феодора Тирона, Церковь зовёт всех нас, подражая его подвигу, руководствоваться словами, которые он произнес перед своей исповеднической смертью: «с моим Христом и есть и буду», зовёт нас сохранять чистоту нашей жизни и не осквернять её тем, с чем нередко с лёгкостью соглашаются другие.

Это важно – как ты молишься и как ты живёшь. Это важно – как ты постишься и как ты исповедуешь Бога. Это важно – как ты приносишь поклонение Богу. И тот, кто говорит, что это все неважно – лжёт. Потому что знает, что дьявол боится истинных поклонников Богу, и таковых, как говорит нам Священное Писание, и ищет Себе Господь.

Феодор Тирон был именно таким. И этот образ Церковь на протяжении столетий сохраняет, чтобы и каждому из нас быть образом верным и преданным, и вместе с великомучеником Феодором, преодолевая разные испытания, повторять: «Христос мой и есть и будет». Аминь.

22 марта 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

477