«Душа – прилежная ученица. Учителя только бывают разными. Но эти учителя сами не приходят в нашу жизнь. Эти учителя не врываются в пространство моей души и не начинают её учить. Этим учителям я открываю двери. Какому учителю открою дверь, у того душа и научится. Я делаю выбор – кто будет учить её. Я делаю выбор – кому отдам эту прилежную ученицу».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Мы, слава Богу, Его милостью и своей любовью к Церкви Божией имеем возможность быть здесь, в стенах святого храма, и продолжать словами преподобного Андрея Критского размышлять о своей собственной жизни и находить такие образы для своей души, чтобы подарить ей надежду, вместе с этим, чтобы понудить её к покаянию, к изменению.
И сегодня в чтении канона, как и, впрочем, все эти дни его совершения, чувствуется одна очень яркая и пронзительная мысль. Посмотрите, оказывается, самой лучший ученицей в жизни может быть моя душа. Да, действительно, душа – самая лучшая ученица и самая прилежная. Когда она учится у доброго, она воспринимает то, чему научена, и это доброе делает смыслом всей своей жизни.
Когда душа учится у злого, она прилежно воспринимает и зло, и становится искажённой, испорченной, изменённой до неузнаваемости. Но, вместе с этим, душа не перестаёт быть ученицей. И о том, что, если и в нашей человеческой жизни она вкусила дурного примера, и, если мы, оступившись, изменили свою жизнь не к лучшему, это не означает, что навсегда душа изменила свой образ. Это не означает, что душа теперь уже не может никогда вернуться к тому, какой она была.
Помни! Душа – прилежная ученица – у кого учится, тому и подражает. Преподобный Андрей в своём каноне произносит до глубины удивительные слова: «привёл я тебе, душа, примеры разных людей, имена которых и истории которых встречаются в Ветхом Завете, это были люди и праведные, это были люди и грешные. Тебе учиться. И хотел бы, чтобы ты училась у праведных. И направляю тебя к праведным».
И говорит преподобный Андрей своей душе: «возьми же себе их в подражание, праведных, их сделай своими учителями». В нашей жизни нередко, когда мы стоим на определённой грани выбора, этот выбор мы делаем, не исходя из воли Божией, но исходя из обмана, которым мы были обмануты.
И говорим себе: «поступлю так». И когда вдруг совесть начинает задавать тебе вопросы: «а чего же ты так поступаешь?» И когда тебе израненная душа из последних сил начинает говорить, что «я и так вся измучена, изорвана, осквернена». Отвечаешь ей: «многие так поступают».
В этот самый момент взять бы учителя для своей души не такого, кто поступает так же или ещё хуже, взять бы учителем не человека осквернённого, не человека испорченного, не человека злого, жестокого, коварного, лживого. А взять бы человека доброго, праведного. Лукавая совесть скажет иногда: «да где же такого встретишь?»
Дело в том, что однажды, услышав голос учителя, и поверив ему, душа теперь избирает точно такие же голоса. Вкусивши однажды горького, она забывает, как прилежная ученица, о сладком. И тогда ей кажется, что вокруг теперь всё горькое. И тогда ей представляется, что вокруг нет ничего доброго, нет того, что можно было бы назвать новым, свободным, светлым, чистым, настоящим, живым. Приведи тогда к своей душе такого учителя.
Такой учитель для всех нас – Господь и Спаситель Христос. И когда скажет тебе душа: «не нужно этого делать, потому что этим добром ничто ты лучше не сделаешь», вспомни Христа, Который и воину урезанное ухо исцелил, пришедшему, чтобы взять Его. И когда ты скажешь, что «лучше в нашем мире жить по правилам этого мира», вспомни слова Христа: «Божие – Богу, а кесарево – кесарю». И когда много будет тебя соблазнять твоя собственная испорченная душа плохими учителями, тогда приведи ей пример доброго Учителя, приведи так, чтобы этот Учитель открылся твоей душе со всей Его удивительной любовью и милостью, строгостью и правдою.
Душа – прилежная ученица. Учителя только бывают разными. Но эти учителя сами не приходят в нашу жизнь. Эти учителя не врываются в пространство моей души и не начинают её учить. Этим учителям я открываю двери. Какому учителю открою дверь, у того душа и научится. Я делаю выбор – кто будет учить её. Я делаю выбор – кому отдам эту прилежную ученицу.
Время Великого поста очень удобное для того, чтобы разобраться с учителями, очень удобное время, чтобы тех, которые научили меня недоброму, оставить за пределами моей жизни. Верней, не их в том вина, а вина в том, что я начал у них учиться. И не буду судить кого-то или осуждать и говорить: «вот из-за него», «вот из-за неё всё».
А всего лишь скажу себе: «возьму себе того Учителя, который научит меня смирению, возьму себе того Учителя, который, наказывая, накажет меня, но смерти не предаст, - как говорит пророк Давид.
В дни Великого и спасительного поста нам очень нужно разглядеть все до мельчайших подробностей, то, чему научена душа. И пока ещё Господь стоит при дверях, открыть Ему дверь, чтобы помочь мне исправить, изменить, новым смыслом наполнить мою собственную жизнь.
Душа - прилежная ученица. Приведём ей истинного Учителя, справедливого, любящего, Небесного Бога и Друга, Господа и Спасителя Христа. Аминь.