О духовном пробуждении

21.03.2024
Просмотры: 330

«Пробудиться – это значит снова вернуться к живой и созидательной, оживотворяющей любви Божией и предать себя этой любви».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я поздравляю всех вас с началом Великого и спасительного поста. И сегодня мы положили начало чтения Великого покаянного канона, который особенным образом собирает для нас наш собственный образ, который в течение всей жизни бывает раздираем противоречиями, страстями, грехами, прекословием, образ, который в нас бывает раздираем непослушанием, гордостью и многим другим, ставшими как бы даже неотъемлемой частью нашей жизни.

И чтобы, прежде всего, собрать этот образ в нас самих, нами растерянный, Церковь приводит нам в пример множество и множество людей таких же, как мы, живших в разное время, в разных обстоятельствах и в разных условиях, но людей, которые смогли силой любви к Богу и своим старанием и усердием собрать этот образ.

С чего же начинается собирание этого образа? С чего же начинается созидание себя – нового человека? С того, прежде всего, что Церковь призывает нас пробудиться. Да, бывает, за плечами такой жизненный путь, или даже возьмем совершенно короткий отрезок нашего времени – такой тяжёлый день, что утром очень трудно собраться с силами, чтобы оторвать себя от ложа, на котором ты спал.

Но вместе с этим, мы, размышляя о предстоящих стараниях и трудах, размышляя о предстоящих поступках этого дня, иногда самыми непростыми усилиями понуждаем себя встать от ночного ложа, чтобы продолжить свой земной труд. И в течение всего дня, бывает, нередко мы возвращаемся к тому, что называем своей усталостью, то, что называем тем, что мы не можем восстановить в себе силы, как будто бы какой-то корабль, который получил пробоину с каждым разом и мгновением жизни всё больше и больше наполняется забортной водой, и погружается в пучину.

«Пробудись», —говорит сегодня мне мать-Церковь. Пробудись – то есть посмотри в какой находишься ты опасности. Посмотри, как эта вода мало-помалу наполняет твою жизнь, и ты ничего не предпринимаешь, чтобы спастись от этого. Ты все ждёшь какого-то особенного явления или события в своей жизни. Но как бы не пришлось, дожидаясь этого события или явления, совершенно не наполнить всю свою жизнь этой внешней водой, этим шумом, бесконечными словами, пустыми обещаниями, как бы свою жизнь не наполнить дурными привычками, которые мало-помалу, просачиваясь снаружи, наполняют твою собственную душу, утяжеляя и усыпляя её.

Пробудись! «Посмотри, - как говорит преподобный Андрей Критский в своём удивительном каноне, — как быстро время, как оно скоротечно». Посмотри, что конец приближается, что уже почти до самого верха своей головы ты находишься в этих мутных водах, несущих отчаяние, смерть.

Пробудись! Что же для этого необходимо сделать? Прежде всего, очень живо и очень доверительно вспомнить образ Господа и Спасителя Христа, как своего единственного капитана, который управляет всем кораблём твоей жизни. Вспомнить этот образ и поспешить к Нему, чтобы услышать слова, как команды, которые могут помочь избавить тебя от кораблекрушения всей твоей жизни.

Вспомнить о Христе. Привести себе на память Его образ, страдающего за тебя, образ Искупителя, пролившего за тебя Свою Божественную кровь. Вспомнить образ любящего Отца, у которого и рабы находятся в избытке. Пробудиться – это значит, взяв себе этот образ в память, начать живо общаться с Ним изо всех сил, которые остались в твоей жизни, как Давид кричать: «помилуй меня, Боже, по велицей Твоей милости». Как терпящий крушение корабля всей своей жизни вопить о спасении: «спаси мою душу».

Пробудиться — это значит понять, что всякое нахождение в том состоянии, в котором ты был, не только подобно смерти, но ещё является и оскорблением Богу. Ибо Господь создал нас не для греховного дремания, а для бодрой жизни, наполненной любовью, состраданием, наполненной творческими талантами, которые открывают нам мир, и в котором мы изображаем себя в этом мире, как образ и подобие Божие.

И когда человек соответствует этому замыслу Божиему о нас, тогда он прославляет Бога. И, напротив, когда полностью отдаётся сну своей совести, когда отдаётся дремоте своей души, когда отдаётся лености своего тела, тогда это подобно отречению от Бога. Ты – движимый любовью. А я не хочу двинуть ничем в своей жизни, потому что не люблю Тебя.

Пробудиться – это значит снова вернуться к живой и созидательной, оживотворяющей любви Божией и предать себя этой любви. Это значит встать над своим прошлым, как от сонного ложа. Это значит выпрямиться перед Ним как после тяжёлого ливня и града, как зерно, которое бывает втоптано в грязь, подняться перед Ним, и через слёзы, очистившись от этой грязи, через слёзы своего раскаяния вновь подставить под Его спасительные лучи, любящие теплоты Его любви свою душу, свою совесть, всего себя, чтобы принести добрый плод.

Пробудись, душа, пришло время вставать в полный рост своей жизни. И пусть пост преображает наше тело. Пусть воздержание в пище жизнь нашего тела делает бодрой, а не ленивой. Пусть молитва для души станет настоящей пищей. И пусть наше смирение для сердца размягчит наше сердце и даст божественной любви жить в нас. Аминь.

18 марта 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

330