О подвиге прощения

20.03.2024
Просмотры: 357

«Простить – это бывает так пронзительно больно. Чтобы простить нас, Господь поднялся на Крест. И там со словами: «прости им, Боже», простил нас, испустив Свой дух. Прощение бывает ещё и большим подвигом, чем попросить его. Иногда после этого прощения очень тяжко вздохнуть. Но и Господь, хотя и на Кресте подал это прощение, испустил Свой дух, страдал даже до смерти, победил её и воскрес из мёртвых. А значит, как тебе больно бы ни было простить другого человека, как, казалось бы, тебе это невозможно сделать, решись. Решись на эту боль. Переболей. Прости. И Господь даст тебе силы воскресения».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, родная паства, в этот благословенный вечер, открывающий нам пространство удивительного времени Великого и спасительного поста, мы собираемся здесь, в храме, чтобы положить начало этому посту, чтобы положить начало, которое станет новым основанием нашей жизни.

Да, в жизни бывают такие поступки, которые очень трудно отменить, бывают такие поступки, которые невозможно отменить. Это наше отношение к другим, это наши некоторые боли и обиды, наши потери, наши ошибки. Второй раз уже не родиться. И невозможно вернуться во вчерашний день, в котором ты совершил жесточайшую ошибку, упал так горько и больно, что разбил в кровь не только свою собственную душу, но ещё и душу другого человека. Но даже то, что невозможно отменить, даже то, что невозможно изменить в прошлом, мы можем изменить в настоящем.

Время поста – это время, когда мы всё начинаем заново, когда мы, что называется, расплетаем сплетённую ткань нашей жизни до того самого начала, где всё пошло не так. И заново кропотливо начинаем эту нашу ткань жизни плести, но уже с вниманием, с приобретённым опытом. Начинаем эту ткань восстанавливать с особенным усердием и упованием на Бога, Который дал нам возможность всё начать заново.

Этот урок божественной любви, в котором Он, как бы переворачивая страницу из книги нашей жизни, хотя оставляет исписанные страницы, которые ещё прочтёт на Страшном суде, но, переворачивая, открывая уже новую страницу, теперь уже каждого из нас берёт за руку, как заботливый добрый учитель, и учит заново выводить то, что так знакомо нам.

Не просто буквы, а заново выводить отношения с другими людьми, заново выводить красоту молитвы, которая была оставлена или потеряна, заново учит выводить нас слова, которые мы больше не изменим, слова, которые мы больше не предадим, от которых мы больше не откажемся, заново выводить имена: родных, близких, друзей, даже тех, которые кажутся для тебя совершенно потерянными, и эти имена вызывают непростое глубокое внутреннее переживание.

Но Он берёт нашу руку и вместе с нами пишет эти имена заново, ровно и стройно. И вдыхает в эти имена Свое благословение. И чтобы эти имена ожили, чтобы они перестали быть горьким, сегодня мы собираемся для того, чтобы испросить прощения у Бога, у своих родных, у своих любимых родителей, у своих друзей, у тех, которых ты оставил после своих горьких слов, после своих неправильных поступков. Очень печальные воспоминания.

Нет никакого смысла обращаться к человеку совершенно незнакомому для тебя и просто так ради слова «ты прости». Но есть большой смысл набраться мужества и обратиться к тому, у кого стоило бы попросить прощения. Ведь сама просьба о прощении — это не движение какого-то времени, или так, мол, положено, день такой сегодня.

Я думаю, не только на меня, но и на вас сегодня обрушилось бесконечное количество пустых и глупых открыток, одинаковых слов, от которых, кстати, легче не становится, а даже больнее. Потому что там, в этой рассылке, ты не прочитал своего имени, а значит это не для тебя. Потому что в этой рассылке другим ты не написал их имени, и свое не подписал, а значит это не для них. А значит, опять ты обманываешься.

Чтобы имя зажило, его нужно назвать, тогда оно заживёт. И чтобы рана зажила, нужно назвать и своё имя. Только тогда в другом эта рана заживёт. И если ко всему этому ты скажешь: «прости меня, Христа ради», потому что твоё прощение – это моё благословение, потому что так повелевает Господь, Которого я люблю всей своей жизнью, и на Которого надеюсь, и Который – единственный источник моего счастья. Но это счастье невозможно без живых имён, тех, кого ты повстречал на своём жизненном пути, пока ты ткал эту ткань своей жизни.

Вместе с этим, нужно помнить ещё об одном очень важном подвиге: о том, что простить – это, бывает, очень больно. Простить – это бывает так пронзительно больно. Чтобы простить нас, Господь поднялся на Крест. И там со словами: «прости им, Боже», простил нас, испустив Свой дух. Прощение бывает ещё и большим подвигом, чем попросить его. Иногда после этого прощения очень тяжко вздохнуть.

Но и Господь, хотя и на Кресте подал это прощение, испустил Свой дух, страдал даже до смерти, победил её и воскрес из мёртвых. А значит, как тебе больно бы не было простить другого человека, как, казалось бы, тебе это невозможно сделать, решись. Решись на эту боль. Переболей. Прости. И Господь даст тебе силы воскресения. Он всё изменит и Свою победу подарит тебе. И Свою победу отдаст тебе.

Самый первый шаг Великого поста – это по любви к Богу изо всех сил начать возвращаться к Нему. За один день не изменишься. И сегодня, если в твоем сердце, слава Богу, живёт такая горячая надежда, завтра она может стать едва заметной. За один день не перестанешь и не научишься быть добрым ко всем, всех любить, за всех молиться. Ты даже за один день и простить не сможешь, может быть.

Но используй каждый день своей жизни для этого, тогда научишься. Наутро ты не проснёшься другим человеком. И в первый день поста другим человеком ты не станешь. Но ты хотя бы полюбишь в себе другого человека, что ты можешь таким быть. И с каждым днём, продолжая пост, если ты эту любовь не растратишь, и если ты будешь любить и молитву, и пост, и имена тех, кого простил, то мало-помалу ты станешь совсем другим человеком. В этом преображающая сила Великой Святой Четыредесятницы.

Святитель Иоанн Златоуст как-то писал: «даже если ты оставишь пост по каким-то причинам, не оставляй любви к нему». Как же это точно и важно. Не оставляй любви к новому человеку. Возлюби этого нового человека изо всех сил в себе. И тогда старый всё больше будет тебе неприятен, и тогда твой старый ворчливый внутренний человек однажды навсегда умолкнет. Полюби нового, умеющего молиться, и тогда старый ленивый оставит тебя. Полюби нового, умеющего терпеть, и тогда старый раздражительный и гневливый задохнется в тебе. Полюби Христа, и тогда дьявол убежит от тебя.

Время Великого поста святые отцы называли весной духовной. Как бы хотелось, чтобы каждый из нас начал впитывать соки из пространства этого поста, из церковной жизни, из церковного общения, чтобы этими соками наполнить свою душу, а она дала бы добрый плод. Мы будем многому учиться заново. Но самое важное и самое главное – теперь Учитель снова, открыв нам новую страницу, взял руку нашей жизни и начинает вместе с нами писать всё заново для того, чтобы, как Он Сам сказал: «в чём застану тебя, в том и осужу» не для того, чтобы он потом возвращался к прежнему. А чтобы Господь прочитал последнее. И это последнее станет всем итогом нашей жизни.

Молюсь о том, чтобы благословением Господа и Спасителя Христа, молитвами Пречистой Богородицы, всех угодников Божиих время этого поста для нас было бы временем бодрым, стремительным, живым, чтобы мы ото дня ко дню любили в себе нового человека, того, которого Христос создал, свою обновляемую душу. В этот день мы все, испрашивая друг у друга прощения, просим и святых молитв. И я верю, что наше искреннее покаяние и этот решительный шаг на непаханое поле, хотя впереди ещё предстоит большой труд, но этот решительный шаг станет первым, но не последним.

И с Божией помощью мы преодолеем и себя самих, и в себе самих нас ветхих, о которых апостол Павел говорит: «бедный я человек, что хочу доброе, не делаю, а злое творю». И пусть эта бедность уйдёт в прошлое. Дай, Бог, всем нам богатство души, богатство молитвы, богатство веры, богатство любви, богатство нашего человечества по отношению к другим. И тогда мы не будем бедными, и творить, что не хотим злое.

И наконец, призывая благословение Божие на всех вас, я и у вас прошу вашего благословения, и прошу ваших святых молитв, и прошу вас, всечестные дорогие отцы, собравшиеся здесь, простить мне и помолиться обо мне. И от вас, и от себя обращаюсь и ко всем вам, дорогие братья и сёстры, простите нам, духовенству, вольное или невольное, ведомое или неведомое. Нет никаких слов оправдания тем не всегда добрым и искренним поступкам, которые мы иногда совершали. Я и не оправдываюсь. Но лишь хочу произнести слова надежды, что, Богу содействующу, и вашими молитвами мы постараемся исправить свою жизнь, и эту исправленную жизнь продолжить полагать на благо матери-Церкви и каждого из вас. И пусть Милосердный Господь услышит нашу надежду и помилует, и благословит всех нас.

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, простите мне грешному.

Милосердный Господь Своей благодатью и человеколюбием да простит и да благословит всех нас. Аминь.

С Великим постом, мои родные! С радостным временем! С благим временем! С Пасхой грядущей, которую пусть предварит наша добрая искренняя молитва, наше очищение своего сердца и жизни! И да поможет Господь всем нам стать хорошим весенним приношением к дню светлой Пасхи Христовой. Храни всех вас Господь!

17 марта 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

357