«Эта человеческая трагедия – изгнание из рая, начавшись однажды, словно продолжается до тех пор, пока мы, как и Адам, не встанем лицом к раю, чтобы всю свою жизнь посвятить возвращению в него».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сегодня, в день Прощёного воскресенья, Церковь вспоминает Адамово изгнание. Изгнание. Знаете, наверное, в жизни есть много, очень много горьких слов, и есть слова, на которые есть, что ответить. Но есть такие слова, на которые ответа не найдёшь – «уходи прочь, уходи».
Мы вспоминаем самую горькую страницу истории человеческой жизни – когда Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, покинули пределы рая. И хотя ему пришлось услышать это горькое слово, вместе с этим, он услышал и обетование, которым жил сам, и от этого обетования до пришествия в мир Господа и Спасителя Христа – все человечество – о том, что придёт Тот, Кто вернёт.
Но сейчас мне хотелось бы поговорить о том, что изгнание — это не только проклятие Адама, это не только его горячий плач за стенами рая, в котором он оплакивал не только себя, но и своих детей, своё потомство. И словно говорил: «я навлёк на себя проклятие, а через себя оставлю в наследство его своим детям, которые теперь будут страдать и болеть, и станут смертными, но души их смерть не коснётся».
Это не только воспоминание этого горького оглядывания назад, видения светоносного ангела, стоящего у врат рая, с мыслью, что теперь двери его для тебя закрыты. И не было никакой мысли о том, что открылись теперь новые возможности и новые горизонты. Ведь всегда расставание с любовью, предательство, трусость, они никогда не открывают новых горизонтов. И когда ты за спиной оставляешь любящего Отца, которого ты бросаешь, слово которого ты нарушил, перед твоим лицом никогда не будет счастья. Там, ещё в раю, когда Адам согрешил, Господь его спрашивает несколько раз: «Адам, где ты?» Ищет его после падения. Но тот не приносит покаяния, а находит ответственных, других, из-за которых всё это и произошло.
Но мне хотелось бы сегодня ещё и, вспоминая Адамово изгнание, ведь Церковь не случайно называет этот день воспоминание Адамова изгнания, вспомнить и наши слова, которые мы слышали: «уйди», вспомнить и то, как и мы сами были изгоняемы из-за нашей слабости и нашего предательства от чьей-то любви, от чьей-то дружбы, вспомнить, как мы были изгоняемы из-за нашей трусости от верных и надёжных друзей, вспомнить, как мы были изгоняемы из-за нашего лукавства от людей искренних и горячих, вспомнить, как мы теряли родных и близких, и были изгоняемы от их любви.
Ведь эта человеческая трагедия – изгнание из рая, начавшись однажды, словно продолжается до тех пор, пока мы, как и Адам, не встанем лицом к раю, чтобы всю свою жизнь посвятить возвращению в него, не удалению от него, как с мыслью обретения чего-то нового, пониманию того, что другой жизни, другой любви, другой радости, другого света ты никогда не найдёшь. Это только свет и радость, и любовь, и жизнь светоносного рая, то есть места присутствия Божьего. Место присутствия Божьего.
И хотя оно и бывает заперто из-за наших грехов, из-за наших страстей, из-за наших слабостей, оно бывает заперто из-за наших дурных поступков, отношений, слов, мыслей, однако же, ключ к этому запертому благу находится в наших собственных руках – это наше покаяние. Это наше покаяние. Это наша жизнь, которая, движимая раскаянием, совершается вперёд в обратном направлении – к раю, а не от него.
В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель говорит, что, «где будет ваше сокровище, там будет и ваше сердце». Если моё сокровище – это Бог, Его дом, если моё сокровище – это Его любовь ко мне, если моё сокровище – это Его жертва ради меня, значит там будет моё сердце, значит и вся моя жизнь будет наполнена силой жажды этого сокровища, значит и сердце тогда будет биться трепетнее, как только я буду вспоминать о потерянном рае.
Горький, очень горький урок для всего человечества, впрочем, становится и горьким уроком и для меня самого. Сколько удивительной милости Божьей, Его любви, сколько удивительных и по-настоящему настоящих и светлых людей, событий я потерял в своей жизни, словно забыв их, изменив себя, предав их, отказавшись от них.
Воспоминание Адамова изгнания – это то, как если бы теперь мне сесть рядом с Адамом и плакать, глядя на потерянный рай, впрочем, смотреть на него не потому, что он потерян навсегда и не потому, что больше там мне не рады, и никогда не порадуются, и никогда дверь его не откроют, нет. Там меня ждут.
Но теперь, потеряв его, мне нужно его снова искать: искать через сострадание к другим, искать через прощение других, искать через исправление своей собственной жизни, искать через силу, чтобы простить других и попросить прощения. Адам плачет у врат рая. А вместе с ним его жена Ева. А вместе с ними сыновья Адама и дочери Евы.
Но плачет не от отчаяния и не от горькой потери навсегда, а от того, что знает и он, и Ева, что там его очень любят, плачут от того, что сами любят Того, Кого потеряли, плачут от того, что без Него не могут, не могут без Бога и Его творения. И это слёзы не отчаяния, и это слёзы не смерти. Это слёзы любви и веры, надежды и жизни, покаяния и упования.
Воспоминание Адамова изгнания – сяду с ним и буду с ним, чтобы через тоску Адама по раю и мне так затосковать по Богу, так захотеть общаться с Ним, так захотеть найти Его, и начать это делать через свое раскаяние и дела веры и любви. Аминь.