«У святителя Игнатия Кавказского есть замечательные размышления на этот счёт. Он говорит, что Господь совершает это чудо, как особенное знамение для всего человечества. Видит эту смоковницу, как ту, которую видел и тогда, в древнем раю, и проклинает её потому, что через это Свое проклятие изглаживает, изменяет, отменяет первородный грех».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сегодня мы слышали Евангелие о том, как Христос взалкал, подошёл к смоковнице, не увидел на ней плодов и проклял её. А после эта смоковница засохла. Святитель Игнатий говорит: это чудо, которое предзнаменовало не обычное явление милость Божией. Ну, то есть все чудеса, которые Господь совершал, всегда были сопряжены с человеком: исцелял, возвращал к жизни, изменял жизнь человека, изгоняя нечистых духов из его души. Но здесь совершилось чудо, которое не было обращено к человеку.
Даже тогда, когда Христос совершил чудо претворение воды в вино, все это было сделано ради людей, потому что тогда был большой праздник, это была свадьба. Ну, а здесь Господь проклинает смоковницу, на которой не находит плода. И хотя для этой смоковницы не пришло время плодоносить, как повествует апостол. Но она была богато покрыта листвой.
Это особая встреча Бога со смоковницей, которая была ещё свидетельницей, не говорю именно о той самой, а о смоковнице, как о древе в Ветхом Завете. Это древо вспоминается в Ветхом Завете тогда, когда наши прародители совершили первородный грех, когда вкусили запретный плод. И когда они познали свою наготу, там, между деревьями рая была и смоковница. И она стала первой одеждой для Адама и Евы, которые смутились своей наготой, и через преступление заповеди Божией, через вкушение запретного плода познания добра и зла познали зло. И им предстояло ещё только научиться познавать добро.
У святителя Игнатия Кавказского есть замечательные размышления на этот счёт. Он говорит, что Господь совершает это чудо, как особенное знамение для всего человечества. Видит эту смоковницу, как ту, которую видел и тогда, в древнем раю, и проклинает её потому, что через это Свое проклятие изглаживает, изменяет, отменяет первородный грех. Хотя первородный грех Господь искупит на Кресте, но через вот это Своё обращение к этому образу ветхозаветного падения, ветхозаветного греха отменяет этот грех.
У Кирилла Александрийского на этот счёт есть замечательные слова. Он говорит: свершилось, Бог изменяет историю человечества, и теперь отнимает от него стыд первородного греха через Свою крестную жертву, через Свою крестную смерть, через силу Своего воскресения, подавая всему человечеству надежду вечной жизни. Отнимает стыд и даёт надежду. Ученики увидели на следующее утро эту смоковницу засохшей после слов Спасителя: «да никто не вкусит от тебя больше плода».
Эти слова Спасителя, которые относятся не к конкретно той самой смоковнице, а к образу ветхозаветного грехопадения – пусть никто больше не вкусит плода греха, пусть никто больше не вкусит плода ослушания, плода прекословия, плода гордости и самонадеянности, пусть никто больше не увидит на тебе этого плода. Удивительный знак милости Божией. И чудо, которое совершается для назидания и вразумления каждого из нас.
Впрочем, размышляя о бесплодной смоковнице, можно размышлять ещё и о своей собственной душе, которая иногда покрыта листьями мнимого, видимого благочестия, но плодов этого благочестия, плодов этой веры: терпения, любви, смирения не имеет. Если Господь не пожалел бездушную смоковницу, то как же Господь ответит нам, когда придёт время каждому из нас оказаться перед Его взглядом.
Евангелист пишет: взалкал Господь, попустил показать вот эту вот человеческую слабость и человеческую нужду. Но когда Господь взалчет правды от меня, пожелает любви от меня, пожелает вкусить моей верности, моей святости, моей честности. Что Он найдёт в ветвях моей жизни?
И пусть грозные слова Спасителя: «да не вкусит от тебя больше плода никто во век» никогда не прозвучат грозным приговором над моей несчастной душой. Пусть это сегодняшнее Евангелие побуждает каждого из нас из всех сил своей веры, надежды и любви приносить плоды этой самой веры, этой самой надежды, этой самой любви. Аминь.
13 февраля 2024 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома