О глубине веры

14.02.2024
Просмотры: 373

«Эта простая женщина из другого рода, из другого племени, оказалась учителем веры, в том числе, и для апостолов».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодняшнее Евангелие открывает очень глубокий пласт нашей собственной веры, обнаруживая его глубину или, наоборот, поверхностность для нас самих. История, которая сегодня описывается апостолом и евангелистом Матфеем – это история каждодневной надежды, боли, веры, сомнения, это история болезни матери, которая не сама болела, но не находила себе место от болезни своей дочери. И здесь находящиеся в храме мамы понимают, о чём идёт речь. Да, и папы понимают. Когда в доме болеет ребёнок, то особым образом терзается сердце матери.

Как святитель Иоанн Златоуст замечает на это Евангелие: дочь была одержима нечистым духом, и сама не знала, жива ли она, не жива ли она; она не понимала происходящего в её жизни, той страшной болезни, которая ввергала её в бесконечные состояния, то забытья, то осознанности, при этом осознанности жестокой.

А вот мать все переживала, глядя на свою дочь, терзалась всем своим существам. Она-то и пришла ко Христу, и следуя за Христом, кричала: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Как же это понятно. Она просила помиловать не её дочь, а «помилуй меня, Господи». Ребёнок ещё не понимал всего ужаса своего состояния, находясь в таком расстроенном состоянии ума, что не мог физически понять даже себя самого.

Она кричала: «помилуй меня, Господи, я терзаюсь, глядя на дочь свою, меня помилуй, Господи, потому что вся моя жизнь превратилась в сплошной ад, я не могу не оставить её, я не могу не быть с ней, я не знаю, что мне делать, помилуй меня, Господи».

Апостолы, которые слышали, что эта женщина шла за Христом и кричала им вслед, начали тоже просить Его: «Господи, она идёт за нами и не перестаёт кричать, послушай её, помилуй её, помоги ей».

И вот здесь начинает происходить нечто совершенно непонятное. Непонятное и для нас самих иногда, когда мы находимся в таком же состоянии, из всей боли своей совести кричим: «Господи, помилуй меня». Но нас не слышат. Христос и тогда, как будто бы, не услышал Своих учеников. Их это немало удивило. Он делал вид, что не слышит этой женщины, этих учеников. Они просят Его: «она кричит, ходит за нами».

И тогда Он отвечает им парадоксом правды. Кажется, что после этого ответа надеяться не на что. Он говорит: «Я послан, чтобы спасти погибших овец дома Израилева». А это была хананеянка, из другого племени, иноплеменница. То есть Я послан к Своим, у Меня есть, чем заняться. Тут трудно было бы Ему возразить. Так и есть. Но, с одной стороны, понятно, что Его миссия, Его служение — это народу избранному. Но, с другой стороны, разве любовь Божия может кого-то избирать, а кого-то не избирать? Впрочем, апостолы ничего на это больше не ответили. Христос же, как замечает святитель Златоуст, сказал это им для того, чтобы показать им большую силу веры в иноплеменнице, чем веры в них самих.

Тогда эта женщина подходит ко Христу и прямо говорит Ему: «Господи, помоги мне, у меня больная дочь, смилостивься надо мной». Христос отвечает ей так жестоко, как показалось бы современному слушателю, что на эту жестокость вообще трудно найти какие-либо слова. Он говорит ей: «нехорошо взять хлеб от детей и бросить его псам». Ну, не знаю. Здесь бы рядом с ней, с этой женщиной, возмутились бы столько людей, которые бы сказали: «ах, так! Где Твоя любовь? Где Ты, Бог? Где Твоя справедливость? Где Твое милосердие?» Где все это?

Мы очень часто требуем, очень часто требуем настолько жестоко от Него любви, как собаки, вцепившись в ногу. Ты должен мне дать. Ты не можешь пройти мимо. Ты не можешь не услышать меня. Ты должен ответить мне. Ты же видишь, как мне тяжело. Ты обязан. Очень часто моё отношение к Богу не лучше, чем собачий лай и покусывание ног. А если Ты не сделаешь... А если Ты не дашь... А если Ты меня не услышишь... А если Ты мне не ответишь... А если Ты мне не поможешь... Все, уже и рука тянется к кресту, чтобы сорвать его, бросить, и иконочку отвернуть к стене лицом.

Но эта женщина вместо всего этого бесконечного упрёка к Богу, знает о своей жизни так же, как знает о её жизнь и Бог. И приносит ему самое драгоценное, что может она принести – свою веру и своё покаяние. Ведь она говорит: «помилуй меня, меня помилуй». Она знает за собой грехи. Она знает за собой неправды. Она знает за собой свою жестокость и несправедливость по отношению к другим людям. Она знает за собой обиды на других людей. Она знает за собой много, за что её можно было бы и не слушать. Но она знает ещё одно – что, если она принесёт Богу свое покаяние, то поменяется не только её жизнь, но жизнь её дочери.

Святитель Иоанн Златоуст очень интересно пишет. Он говорит: смотри, эта женщина не дочь принесла ко Христу больную, как мы в Евангелии часто видим, когда родители приносят детей ко Христу и говорят: «на, Господи, вот посмотри, помоги». Она, - говорит Златоуст, - дочь свою оставляет дома, приходит без нее, а приносит Богу своё покаяние и свою веру. И отвечает Христу на эти Его слова, которые, на первый взгляд, кажутся очень жестокими. «Так, Господи, - говорит она, - но и псы едят крохи, которые падают со столов господ их».

Вот сейчас произношу эти слова её и просто поражаюсь, содрогаюсь от глубины веры и покаяния этой женщины. Да, Господи, я именно то, чем Ты называешь меня. Я каюсь в этом. Я не отрекаюсь от этого. Я не говорю, что собаки – все вокруг меня, что жизнь такая, мол, собачья. Я не говорю, что все вокруг меня жестокие и несправедливые. И вообще никого не виню. Она говорит: «так, Господи, правильно Ты сказал обо мне. Но и даже псы питаются от крох, которые падают со стол их господ».

Какое покаяние и какая необыкновенная вера! Какая вера! И Господь отвечает ей словами восхищения: «о, женщина, велика вера твоя, иди и пусть будет тебе по твоей просьбе». И в тот момент дочь её исцелилась. Впрочем, исцелилась не только дочь, исцелилась и эта женщина, избавившись от своей прошлой собачьей жизни. Исцелились и апостолы, которые всё это видели и слышали, и говорили: «Господи, какова же бывает большая вера у человека!»

Как мы, очень быстро подвергаемые разным внешним обстоятельствам, опасностям, бесконечно боимся, иногда настолько, что готовы всё бросить и убежать, бесконечно сомневаемся. Но вот эта простая женщина из другого рода, из другого племени, оказалась учителем веры, в том числе, и для апостолов. Христос, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - для того и медлил, чтобы нас научить, и показать нам, какой может быть вера.

Из этого можно сделать только один вывод. Может поэтому Господь и медлит в моей жизни, чтобы исполнить мои прошения, мои просьбы, мои молитвы, не потому что не слышит, и не потому, что не замечает. Медлит ещё и не потому, что кто-то обо мне просит, как апостолы, как мы иногда просим святых угодников ходатайствовать о нас. Но Господь говорит им: пусть этот человек сам ко Мне придёт, сам Мне доверится, поверит Мне, сам примет Мою волю. Может поэтому Господь и медлит иногда в жизни нашей, отвечая на наши молитвы и на наши надежды, чтобы, как эту хананеянку, Он послушал, убедился в её вере, исцелить нашу собственную душу, как её дочь, одержимую нечистым духом.

Бог всегда являет Свою милость не там, где по-собачьи живут, а там, где по-человечески каются в дурных поступках и жизни, и по-человечески верят: Ты, Господи, не оставишь меня, лишь бы только мне быть около Твоей трапезы, в Твоём доме, в Твоём храме, в Твоей любви, в Твоих руках, Господи. И ничто меня не лишит, не выгонит из этого дома. И уж тем более сам себя я гнать не буду сомнениями, отчаяниями, упрёками, обвинениями других во всём. Знаю, Господи, за собой то, отчего вместе с этой хананеянкой сегодня говорю: так, Господи, но и псы едят со столов господ их. Помилуй меня, Господи. Аминь.

11 февраля 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

373